Общественный смотр знаний на уроках географии.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
В системе организации познавательной деятельности, применяемых мною при изучении географии, общественный смотр знаний занимает особое место.
Это одна из форм коллективной игровой познавательной деятельности учащихся.
Работа в парах предполагает:
* высокую интенсивность опроса, позволяющего в течение короткого времени выявитьзнания всех учащихся;
* ориентацию на высшие конечные результаты;
* воспитание чувства ответственности за свою учебу.
Это эффективное средство формирования общественной направленности уроков география.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennyy_smotr_znaniy_na_urokah_geografii.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественный смотр знаний на уроках географии.
В системе различных форм организации познавательной деятельности, применяемых в школьном коллективе, общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно провести подготовительный этап.
В педагогическом отношении все этапы подготовки к смотру и само проведение смотра очень важны и взаимосвязаны. Однако эти части требуют различных временных затрат: если, например, для старших классов общественный смотр продолжается не более 60 минут, то подготовка к нему длится от одной до трех недель, в течение которых учащиеся затрачивают не менее 5-6 часов рабочего времени; для средних классов эти временные показатели соответственно сокращаются.
Общественный смотр знаний чаще всего проводится во внеурочное время или на сдоенных уроках, как правило, после завершения наиболее трудной и сложной темы курса. В период подготовки учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек во главе с консультантом.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов; практических задач и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляет через них деятельностью группы. Особое внимание учителя должно быть привлечено к работе слабых учеников, знания которых он периодически проверяет сам. С помощью консультантов, учитель составляет подробный план проведения общественного смотра.
Для успеха общественного смотра знаний первостепенное значение имеет состав общественного жюри, его авторитет и работоспособность. Для того, чтобы жюри могло хорошо справиться со своими обязанностями, оно должно состоять из 5-6 учащихся параллельного или старшего классов и 1-2 учителей. Иногда в состав жюри можно ввести представителей родительского актива. Необходимо между членами жюри распределить обязанности. Учитель должен познакомить членов жюри с планом проведения общественного смотра и критерием оценок по различным видам работ. Учитель, ведущий предмет в данном классе, официально в состав жюри не входит, но при необходимости помогает жюри найти правильное решение.
Перед началом общественного смотра знаний каждый член жюри получает зачетный лист для проставления оценок. Лист имеет примерно такую форму (Приложение №1).
Общественный смотр открывает председатель жюри. Чтобы этому мероприятию придать приподнятый, торжественный характер учащиеся приходят на смотр, в праздничной форме. Члены жюри рассаживаются за столом так, чтобы были видны и карты и класс.
После торжественного открытия приступают к своим обязанностям ведущие смотра. Ведущим может быть учитель, преподающий в данном классе, старшеклассник-консультант. Учитываю большую сложность работы ведущего, лучше отдать предпочтение учителю, который ведет предмет в данном классе и готовит их к общественному смотру знаний. У ведущего должен быть план смотра с указанием видов работ и список учащихся.
После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнять и уточнять его.
На общественном смотре знаний может быть предусмотрена и фронтальная работа (графический диктант, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени не более 3-5 минут). До конца смотра члены жюри должны проверить все работы учащихся.
В зависимости от возраста учащихся и поставленных учебно-воспитательных задач общественный смотр знаний может продолжаться от 40 до 60 минут.
После того, как программа смотра исчерпана, жюри должно выставить итоговую отметку каждому ученику. Результаты смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными отметками, полученными учащимися, сообщают данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний обсуждают в педагогическом коллективе школы и на заседании методического объединения.
Эти итоги освещают в специальном выпуске «Молния» или на тематическом школьном стенде.
Общественный смотр знаний – дело коллективное, сложное и весьма трудоемкое, требующее затрат времени и сил как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.
Смотр ни в коем случае нельзя проводить часто. Общественный смотр знаний можно проводить в классе по одному предмету один раз в год, а по разным предметам не более одного раза в четверть.
Что же дает в воспитании общественный смотр знаний? Прежде всего, следует обратить внимание на подготовительный период, когда при работе в группах у школьников образуются многообразные внутри коллективные связи, что благоприятно влияет на сплочение коллектива. В классе складывается атмосфера общей заинтересованности в познавательной деятельности. Подготовка к смотру способствует формированию ответственного отношения к учению, и не только своему личному, но и всего класса.
Процедура проведения общественного смотра закрепляет в сознании детей ряд положительных качеств, которые начали складываться у школьников в процессе подготовки к смотру. Кроме того, сам смотр оказывает сильное влияние на воспитание чувства долга, сознательной дисциплины и коллективизма.
Таким образом, общественный смотр знаний – это эффективное средство формирования общественной направленности уроков география.
Ниже приведена разработка урока – общественный смотр знаний по географии в 8 классе по теме «Природные условия и ресурсы Восточно-Европейской равнины, Урала, Западно-Сибирской равнины, Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири». (Приложение № 2).
(Приложение №1).
Зачетный лист
члена жюри на общественном смотре знаний_______________________________________
Список учащихся | Виды работ: | ||||||
Устный опрос | Графический диктант | Диктант по карте | Карточка-задание | Работа по контурной карте | Вопросы жюри | Итоговая оценка | |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. и т.д. | |||||||
Особое мнение члена жюри:_______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(Приложение №2).
Общественный смотр знаний по географии в 8 классе по теме «Природные условия и ресурсы Восточно-Европейской равнины, Урала, Западно-Сибирской равнины, Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири».
Учебно-воспитательные задачи:
1. Закрепить, повторить и углубить знания учащихся по изученным темам.
2. Развивать у учащихся внимание, умение сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природным богатствам нашей
страны. Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
Карты: «Физическая карта России»; «Климатическая карта России»; «Тектоническая карта России»; «Карта природных зон России»; «Физическая карта «Урал».
Профиль рельефа Урала. Орографические схемы. Плакат – графический диктант.
Ход смотра:
I. Графический диктант по теме «Рельеф крупных территорий России»
(ключ ответа - шифр у всех учащихся, по вариантам).
1 вариант 2 вариант 3 вариант
Восточная Сибирь
Западная Сибирь
Пояс гор Южной Сибири
1. Васюганская равнина. 6. Гора Белуха.
2. Енисейский кряж. 7. Сибирские Увалы.
3. Саяны. 8. Плато Путорана.
4. Барабинская низменность. 9. Салаирский кряж.
5. Горы Бырранга. 10. Центральная Якутская равнина.
II. Работа по контурным картам.
Приглашаю троих учащихся.
Задание: Нанести условными знаками полезные ископаемые на контурные карты
(6-7 минут).
*** Урал.
*** Восточная Сибирь.
*** Восточно-Европейская равнина.
III. Устный опрос.
1. В чем сходство и различие геологического строения Сибирской, Восточно-Европейской
платформ и Западно-Сибирской плиты?
2. Каковы характерные черты рельефа Уральских гор?
3. О каких достопримечательностях Урала вы можете рассказать:
а) Ильменский заповедник;
б) Кунгурская пещера.
IV. Диктант по стенной карте по теме «Внутренние воды».
1 вариант.
1. Ладожское озеро. 4. Озеро Таймыр.
2. Волга . 5. Енисей.
3. Обь. 6. Братское водохранилище.
2 вариант.
1. Озеро Байкал. 4. Онежское озеро.
2. Ангара . 5. Днепр.
3. Лена. 6. Рыбинское водохранилище.
V. Задания по контурным картам.
Работают три ученика.
*** По Восточно-Европейской равнине «Рельеф».
*** По Восточно-Европейской равнине «Внутренние воды».
*** Средняя Сибирь «Внутренние воды».
VI. Словарная работа.
Объясните лексическое значение слов:
- реликты; - карст» - инверсия температур;
- куруммы; - кряж; - увалы;
- пуща; - аласы; - сопки.
VII. Устный опрос.
1. Расскажите о зональных природных комплексах Западно-Сибирской равнины.
2. Какими природными комплексами обладает Западная Сибирь.
VIII. Занимательные вопросы.
А). Вырос ты средь нетающих льдов
Среди топи лесной непролазной
Изо всех молодых городов
Самый северный –
Самый алмазный.
(город Мирный в Якутии)
Б). Здесь когда – то лишь звери
В трущобах трубили
Не стучали ни лом, ни топор.
А сейчас нефтеносное сердце Сибири
Тут стучит: …………………………….
(Чем знаменит Самотлор?)
В). Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво,
Ты мчишься в грозный океан.
(Какая это река?) – (Енисей).
IX. Вопросы.
1. Расскажите о типах климатов равнин России.
2. В чем особенности зональных природных комплексов Восточной Сибири по
сравнению с природными комплексами Восточно-Европейской равнины?
3. Почему, несмотря на суровые климатически условия Сибири строительство железной
дороги, названной стройкой века» велось именно здесь?
X. Беседа об охране природы.
Ребята, мы сегодня много говорили о природных богатствах нашей страны. Деятельность нашего государства по охране природы и рациональному использованию её ресурсов характеризуется бережным хозяйским отношением к природе. Об этом свидетельствуют принятые Законы об охране лесных богатств, недр Земли, водных ресурсов, об охране воздушной среды от загрязнения.
Вопросы:
1. Какие мероприятия проводятся у нас в стране по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов?
2. Что делаете вы для охраны природы? Что вы можете сделать для охраны природы?
3. Почему лес называют зелёным другом человека?
4. Кому принадлежат слова: «Охранять природу – значит защищать свою Родину»?
(Пришвин).
XI. Подведение итогов.
Слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока, общественный смотр знаний учащихся на уроках геометрии
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подробную работу, следует ...
презентация к уроку "Общественный смотр знаний" - 11 класс по химии
Презентация к уроку химии 11 класс "Общественный смотр знаний"....
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Вопросы для общественного смотра знаний по географии 6 класс
Вопросы для проведения общественного смотра знаний по географии в 6 классе...
Вопросы для общественного смотра знаний по географии 8 класс
Вопросы для проведения общественного смотра знаний по географии 8 класс...
Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики
В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...