Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.
методическая разработка по географии по теме

Смирнова Наталья Борисовна

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nb.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами некоторыми своими наработками.

За годы педагогической работы мною были опробованы многие технологии, методы и методики организации и проведения уроков.  Благодаря собственному опыту и опыту коллег, посещению курсов повышения квалификации и чтению методической литературы мною были разработаны некоторые игровые методы организации урока. Уроки, проводимые с применением данных технологий  дают хорошие результаты в усвоении нового материала и закреплении пройденного, помогают избежать формализма в усвоении знаний, с удовольствием приняты ребятами, интересны мне как педагогу.

        Так сложилось, что со старшеклассниками  у нас легко складываются добрые взаимоотношения, выстроенные на доверии, и взаимном уважении. Видимо, благодаря именно этому и уроки наши очень плодотворны, дети не стесняются рассуждать, задавать вопросы. Радостно видеть интерес в глазах своих учеников. На уроках часты шутки и оживление, полная эмоциональная отдача, зачастую звонка мы не слышим.

Наверное, излишне говорить о том, что основная цель любого учителя-предметника – пресловутое качество ЗУНов и межпредметные связи. Методов достижения высокого качества знаний нам известно много, но из-за хронической нехватки времени, коллеги меня поймут - география в 10-11кл всего один час в неделю, на игры, групповые технологии и т.д. со старшеклассниками мы времени не отводим вовсе, или переносим их на тематические викторины и внеклассные мероприятия. А это, на мой взгляд,  не совсем правильно. Результаты от применения игровых методов сложно переоценить. И не только навыки общения и активное участие отстающих и «тихонь», но и содержание тем предмета не только не страдает, но почти всегда, опережает по результатам «классический» урок по «классическому» сценарию: «слушаем – обсуждаем – записываем – повторяем».

Согласитесь, что с периодичностью урока один раз в неделю, перед учителем встает вопрос: как оценить 25-30 человек за полугодие ( 15-18 часов)? Вот тут меня очень выручают некоторые игровые приемы. Итак, попробую описать некоторые из них:

«Терминологический бег»

Как правило, этот метод применяется в середине изучения крупных блоков. Например, «Население мира», «Мировая экономика», «Глобальные проблемы человечества» и т.д. Весь класс, но чаще один ряд, делится на «слушающих» и «говорящих». Учащиеся, сидящие на выбранном ряду за партой справа – слушают, дети слева – говорят, или наоборот. Задание «говорящим»: за одну минуту наговорить, как можно больше слов, по изучаемой теме. Слушающие в тетрадях отмечают количество услышанных слов, оценивают степень их принадлежности к теме, а затем рекомендуют учителю ту или иную оценку работы «говорящих», аргументируя свое мнение. На следующем уроке роли меняются, кто был «слушающим», становится «говорящим» и, наоборот.

По моему мнению, у данного метода много плюсов. Основными из них я считаю следующие: у ребят значительно расширяется словарный запас; старшеклассники свободно применяют географические термины, привносят их в свою обыденную речь; не приходится постоянно возвращаться к повторению значений слов; «слушающие» учатся объективности, честности в оценивании и ответственности перед одноклассниками.

Абракадабра

        Суть метода в том, что группе из трех-четырех учащихся  дается задание за три минуты придумать свое определение неизвестному термину. Определение должно быть логически выстроено, иметь понятие-суждение-мнение.  Я, как правило, чаще подобную работу провожу в 9 классе, т.к. там гораздо больше неизвестных ребятам терминов. К примеру, такие слова и словосочетания как, «НТР», «нематериальная сфера», «экономический район» и т.д. Ученик может говорить все, что считает нужным, доказывая свою правоту, приводя примеры, разбирая слово или словосочетание на составляющие. На первый взгляд, может показаться, что это настоящая «абракадабра»,  абсурдное занятие, но поверьте, данная игра имеет много достоинств. Изначально, само задание не подразумевает наличие правильного ответа, а значит, можно не стесняться, говорить все, что было придумано, не боясь быть осмеянным. Поэтому пользу «абракадабры» для  учащихся тревожных, закомплексованных, стесняющихся публичных выступлений сложно переоценить. Смысл упражнений в обогащении словарного запаса, формировании умения отстаивать свою точку зрения, наработке навыков ответа перед аудиторией. Как правило, при объявлении подобного задания у нас на уроке «лес» рук. Оценивается многословие, географическая смекалка, уверенность в себе. После ответа учитель сообщает правильное определение термина.

Политинформация

Все мы помним из советского детства еженедельные политинформации. Как известно, все новое – это хорошо забытое старое.  Курс географии 10-11кл это экономика, социальные, экологические проблемы человечества. Не имея представления о мировых проблемах, ежедневной динамике международного рынка, политических изменениях в мире и в своей стране, невозможно выстроить современное мировоззрение старшеклассника. Информационного «вакуума», присущего временам «железного занавеса» теперь нет, но, как известно, старшеклассников больше интересует не совсем то, что могло бы пригодиться на уроках.  Как следствие, дети, получая от нас теоретические знания, не умеют анализировать события, происходящие в мире с точки зрения той или иной науки. Значит, наша работа, часто вообще, по мнению детей, не имеет смысла. С этой сложной задачей справляется политинформация.

        Среди учащихся назначается информатор. На наших уроках учащиеся знают о том, что информатор назначается по журнальному списку, в порядке очереди. Но бывают и исключения из этого правила. Перед ним ставится, на первый взгляд, простая проблема: прослушать, прочитать СМИ, просмотреть в Интернет новости за прошедшую неделю. Выбрать всё самое главное, актуальное и интересное и донести до класса за 5-7 минут. Не забывая главный девиз географии: «Обсказывая – показывай, показывая – обсказывай». Политической картой мира открывается каждый урок.

Хочу  поделиться опытом, самые первые политинформации требуют от учителя деликатной корректировки, т.к в основном подростков привлекают темы уголовных преступлений, новости шоу бизнеса, факты чиновничьей коррупции и т.д. Необходимо четко ограничить рамки интересов предмета, а на подобные сообщения отводить не более минуты, если ученик считает эту новость достойной внимания сверстников и учителя.

Как правило, ребята очень ответственно относятся к заданию, предупреждают друг друга, если приходится пропускать урок, договариваются о подмене, в случае неготовности. И все это без моего участия. Оценка, чаще всего высокая,  выставляется в журнал.

Интересно отметить, что использование данного метода занимает всего 5-7 минут от урока, а к концу первого полугодия весь класс уже знает имена главных мировых политических деятелей, владеет информацией о целях и задачах крупных отраслевых и территориальных ассоциаций, объединений, делает «открытия» об активной политической и экономической деятельности России, обсуждает и спорит о поступках и следствиях этих поступков главных государственных лиц страны, активно интересуется результатами переписи населения, курсом рубля и иностранной валюты, ценами на энергоносители и т.д.… Всего не перечислишь. На мой взгляд, это очень важно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

игровые технологии на уроках географии

Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Использование игровых технологий на уроках физической культуры (из опыта педагога)

Актуальность проблемы, ее практическая значимость. Определены цели, задачи. Эксперементально доказано необходимость применения игровые технологии на уроках физической культуры....

из опыта работы "Игровые технологии на уроках географии"

данный материал поможет "оживить" уроки, может быть использован для развития познавательного интереса обучающихся...