Лес и степь
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Конспект урока для 8 класса по теме "Природные зоны России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_step.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнительная характеристика природных зон леса и степи.

Цели: 1. Составить комплексное представление о степной природной зоне, дать характеристику ГП, природным условиям и ресурсам.

2.Формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, совершенствования таких умений, как постановка и решение проблем, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии.

3.Выявить и сформулировать проблемы степной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

4.Развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и доказывать свои доводы.

Форма проведения: Фронтальная, дискуссия, индивидуальная.

Предварительная работа: Класс получил опережающее творческое задание о природных богатствах степи в виде сочинения, эссе, стихотворения, рисунка и т.д.

Оборудование: Карта, атласы, выставка литературы, выставка детского творчества.

Ход урока.

  1. Орг. момент Объявление темы и целей урока. В конце урока будет проведен итог урока и выставлены оценки по количеству набранных жетонов.(«Лесовик», «травник») и присуждено почетное звание» Лучшего знатока леса» или степи. Д/з на доске §, таблица в тетради.

-На доске записан законспирированный план урока, ваша задача - записать в тетрадь расшифрованный пункт плана и законспектировать ответ на него.

Каждый ученик должен доказать приоритет каждой природной зоны с точки зрения прошлого человека-обывателя, в конечном итоге убедив поселиться именно в этой природной зоне.

План

I.Жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов(ГП).

- Человек- завоеватель жизненного пространства , у природы, другого племени.

Конспект:1)Северные степи.

                  2)Население степи - Ростовской обл. сев. часть, запад

                  3)Южные степи- юг В-Е равнины, Сибири.

II.Природные преграды- как фактор формирование менталитета человека( Рельеф)

Конспект: Равнинный, мелкие формы рельефа - овраги, возвышенности, холмы.

Творческое задание: Вам известно, что рельеф Земли претерпевает изменения и в настоящее время. Выберите из предложенного перечня примеры современного изменения формы рельефа, характерные для степи.

Заболачивание, заиливание, застывшая лава, искусственные водоемы, оседание земной поверхности, оползни и осыпание грунта береговых склонов, оврагообразование, опустынивание, образование вулкана, оросительные каналы, терриконы, эрозия почв.

п/ис выбрать по атласу и записать.

-Конспект: В основном осадочного происхождения: кам. уголь, строй.материалы, газ, мин. Воды, лечебные грязи.

III. «У природы нет плохой погоды,

       Каждая погода – благодать»…

«…Ненастный день. Дорога прихотливо

 Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.

 Шумит трава дремотно и лениво,

Немых могил сторожевая цепь

Среди хлебов загадочно сияет,

Кричат орлы,  пустынный ветер воет

В задумчивых тоскующих полях,

Да день от туч кочующих темнеет…

Безмолвна степь. Один ковыль сонливый

Шуршит, склоняясь ровной чередой…»

И.Бунин.

«Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескивая и белых, с восхода- шестнадцать суток дул горячий ветер…

…Широка степь и никем не измерена.Темней темного ночь осенняя, а дождь следы лошадиных копыт смоет…»

М.Шолохов. Рассказ «Пастух»

-Описание, каких географических факторов или явлений вы здесь услышали?

Конспект: В умеренном климат. Поясе, типы климатов от умеренно – континентального, до континентального. Увлажнение <1 (недостаточное)

Осадков 300-500 мм. Зима –пасмурная, ветреная, сырая. Лето ветреное, сухое и жаркое.

IV.Кровеносная система территории Реки – Дон, Маныч, Урал, Шилка, Аргунь.

Стих. Дон. А.Пушкин. стр.68

V.Земля – кормилица (Почвы).

Конспект: Черноземы каштановые.

Творческое задание:  Мощный фактор преобразования почв - человеческая деятельность. Выберете, какие из перечисленных видов деятельности могут при правильном применении повышать плодородие почв. Какие необходимы мелиоративные работы в лесу, а какие в степи?

Выбрать из предложенного и добавить.

Степь                                                                             Лес

1.Внесение удобрений.                                           1.Осушение

2.Обводенение.                                                        2.Техническая обработка.

3.Орошение.

4.Техническая обработка.

VI.Живая природа. Стихи (конкурс) сочинения.

Учебник стр.149.

И.С.Никитин. стр.43

VII.Охрана природы «Эрозия точит все континенты, распространяясь по земле, как проказа»

А.П.чехов. «Человек в футляре» стр.41.

«Эрозия точит все континенты, распространяясь по земле, как проказа»

(фран. Экологи П. Девинью и М.Танг)

Человек неразрывно связан  с окружающей средой. Мы, люди, находимся в физиологической и психологической зависимости от нее. Свое восприятие этих зависимостей мы иллюстрируем с помощью литературы, живописи , музыки( и др. искусств).                                                                                                      Я прочту  отрывок из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре», что пытается передать нам автор, чему учит?

«…Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становиться тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кратка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево  с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука. - То-то вот оно и есть, - повторял Иван Иванович.- А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?...»

Вывод: Не позволяйте себе жить в футляре! Выберите для себя жизненный путь содружество с природой.

Степь.

Скажи мне друг,

Где мало пыли?

Где воздух чист,

Где множество ковыли?

И романтична и вольна,

Там есть гвоздика, таволга.

Она всегда прекрасна

И летом и зимой,

А красные тюльпаны

Пленят тебя красой.

Там запах трав приятных

И фруктов ароматных.

Там нет деревьев и преград,

Ты отгадал? Я очень рад!

-Растения не просто полноправный компонент природы. Как считают ученные, именно растениям принадлежит стабилизирующая роль в природе, именно они поддерживают сложившееся природное равновесие и регулируют происходящие в природе процессы. Без растений не возможна не только деятельность, но и вообще само существование человека.

-Для славян многие деревья были не просто строй. материалом. Из деревьев по некоторым легендам, были сотворены первые люди. Как же срубишь такое дерево, если оно древнее человека, да еще и дало ему жизнь? Долгое время во многих местах России держался строительный запрет на рубку старых деревьев. Особо старые деревья почитались и считались священными. Да и до сих пор с такими деревьями связанны местные легенды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона степей

Презентация о приодной зоне степи...

"Путешествие по степи" (односоставное предложение). 8 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы....

Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".

Данная работа представляет собой образец для анализа лирического стихотворения....

Презентация "Толстой и степь не разделимы"

О пребывании Л.Н. Толстого в степном имении. Воспитательный проект года выполнили учащиеся 8 класса Киселева Светлана, Лизунков Артем, Козлов Александр, Грачева Дарья...

"Ах ты, степь моя, степь привольная!.." (изобразительно-выразительные средства языка)

Особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всем ее многообразии. Художественный мир литературного произведения - вымышленн...

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Степ-аэробика. Знакомство с направлением «степ-аэробика», рассказ о степ-платформе и занятиях на ней. Группа 1 и 2

Степ-аэробика для детей дошкольного возраста«Развитие двигательной активности средствами «Степ-аэробики»»Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – од...