Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".
материал по литературе (9 класс) по теме

Данная работа представляет собой образец для анализа лирического стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stih-ya_esenina..doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».

 

   Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

   Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

                                  Мелколесье. Степь и дали.

                                  Свет луны во все концы.

  Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

                                   Вот опять вдруг зарыдали

                                   Разливные бубенцы.

     (Одушевленность, олицетворение).

 По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек,.. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

 Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

                                   У меня отец – крестьянин,

                                   Ну, а я – крестьянский сын.

  Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные  чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта -  одушевленность природы:

                                  Тот, кто видел хоть однажды

                                  Этот край и эту гладь,

                                  Тот почти березке каждой

                                  Ножку рад поцеловать.

  Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для  частушек.

   Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

                                   Эх, гармошка, смерть-отрава,

                                   Знать, с того под этот вой

                                   Не одна лихая слава

                                   Пропадала трын-травой.

 

   Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

   Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

   Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

                                 

                   .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....