Родная природа в стихотворениях С.Есенина "Мелколесье.Степь и дали" и "Пороша".
методическая разработка по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема : Родная природа в стихотворениях С. Есенина
«Пороша», «Мелколесье. Степь и дали…»
Цель урока: пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
Задачи:
- образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.
- развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.
- Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: комбинированный. На доске написан эпиграф к уроку:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент | Приветствие. | Учащиеся приготовились к уроку. |
Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания | Учащиеся читают стихотворения Блока |
Постановка цели и задач урока | Я читаю строки из стихов Есенина: 1 Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака. 2 Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. В поле, склонясь к побегам, ходят грачи в полосе. 3 Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром Со стихами какого поэта мы сегодня познакомимся? - Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Конечно. с родных мест, с семьи. В 5 кл читали стихи Есенина, знакомились с его родиной –селом Константиново в Рязанской области .А сейчас немного вспомним о поэте Видео (инфоурок по биографии Есенина (остановить , где фото мамы и бабушки, о 1.23 с. Константинове как и ко всей России в целом) Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время. | Воспринимают информацию, отвечают |
Работа над стихотворениями «Мелколесье» Чтение стихотворения « Пороша» История создания На доске вопросы 2 минуты Общий вывод Рефлексия Домашняя работа | Продолжаем Видео о природе (остановить: слов Монолог признания лирического героя) 1.42 Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село. Послушайте в исполнении мастера художественного слова это стих. Чтение стих видео « Мелколесье на 13 сек Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение? Какие слова непонятны ? Как называются эти слова? Словарная работа. Мелколесье – редкие насаждения кустарников. Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях, а на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались, и их можно было услышать далеко. Чахленькая – неприглядная, невзрачная. Венка – двухрядная гармонь. Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду все застывает. Звень – от глагола звенеть, от мороза все звенит Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог,( Я) повествующий о глубокой любви к малой родине. А теперь поразмышляем о прочитанном
. Читаем 1 строфу стихотворения. - В какое время суток происходит действие? - Мы чувствуем простор, раздолье. И тут вдруг настроение меняется «зарыдали разливные бубенцы». Печаль, грусть и даже отчаяние. - Какие средства художественной выразительности передают это настроение? 2 строфу читаем. - Почему неприглядная дорога самая любимая для поэта? - Какие средства выразительности вы нашли? 3 строфа. Каково происхождение поэта? Средство выразительности 4 столбик читаем. _ почему лирический герой готов наплевать на известнось? Находим средства выразительности. 5 столбик. Приведите пример, где говорится, что поэту очень дорога эта местность. Как называется этот прием? 6 строфа - Почему поэт прослезился? . Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. - «юность русских деревень», как вы понимаете это выражение и какое это средство выразительности. 7 строфа К какому выводу приходит поэт в конце стих.? Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость. - А теперь сделаем вывод, какие средства выразительности помогли передать любовь к природе? - Как нам нужно прочитать это стихотворение? Какие черты характера лирического героя раскрыты в этом стихотворении? - Ребята, представьте, как вы через 10-20 лет вернётесь на свою Родину повзрослевшими, может даже знаменитыми. Как вы думаете, какие чувства вас охватят? - Почему? - Как вы думаете, как будет выглядеть ваша Родина? 2 минуты готовимся. Читаем выразительно. - Какие качества личности воспитывает Есенин данным стихотворением? Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Ребята, какое время года за окном? Конечно, мы радуемся весне, но не надо забывать о том, что было вчера. Какое время года было? - Что было зимой? Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ. Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Сергея Есенина «Пороша». Чтение видео со стих мастером - А вы знаете, что такое пороша? - Прочитайте первое четверостишие. Какие звуки слышны в тишине? - Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения? ( - В первом четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился. Всадник очарован лесом, поражен видом сосны
3 Какие чувства передаёт поэт в этих строках? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? 4 как надо прочитать свои строчки. Используя свои ответы Готовимся читать стихотворение (1мин.) - Ребята, что объединяет эти два стихотворения? - Какой вывод мы можем сделать по прочитанным нами стихотворений Есенина? 1 Мир природы необыкновенно красочен и приносит радость от созерцания природы. 2 Поэт любит свою родную природу и свою родину. 3 Природа служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы Закончить фразы - я сегодня узнал… - было интересно… - было трудно… - я научился… - я оцениваю свою работу… Выучить наизусть стих «Пороша» | Посмотрите на текст диалектизмы его крестьянское происхождение). (радостным, приподнятым) ? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».) эпитет - разливные бубенцы, олицетворение – зарыдали). (Неприглядная дорога, любимая дорога- эпитет) крестьянин, ( Звоны мерзлые осин – метафора) (он давно не видел родину) чахленькая местность – эпитет) (березке каждой ножку рад поцеловать) (ножка березки – метафора) (поэт соскучился по родному дому, на него нахлынули воспоминания) ( эпитеты, метафоры, олицетворение) (ярко, громко, красиво, душевно) (на доске: оптимизм, чувственность, беспечность, патриотичность, наблюдательность, безрассудность) (жалость, тоска, грусть Любовь к родине, наслаждение каждым мгновением, проведённым вместе с родными местами) То есть не только природу описывае поэт, но и любовь к родине , вывод (мороз, холодно, метель, пурга) (звон под копытами на снегу, крик серых ворон). спокойный, неторопливый, задумчивый). Уч-ся рассказывают о своих строчках и читают
тема родины и природы) На доске. каждый отвечает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, мето...
Презентация "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".
Презентация к докладу. Картины русской природы в разное время года....

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый де...

