Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
материал по литературе по теме

 

Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.

Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tretya_oblastnaya_nauchno.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

   « Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»                                                                                                                                                                           «Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Школа – мир человеческих прикосновений. Здесь растёт и формируется личность. Здесь, в процессе обучения, общения, споров, мужают характеры и определяются взгляды. В наших руках дать учащимся прикоснуться к живому источнику человеческих чувств, переживаний, дум, чаяний; научить открывать красоту и величие там, где не сразу и не всякий глаз её увидит, украшать и защищать эту землю. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно – коммуникативных. Использование ИКТ на уроках способствует эффективному усвоению учебного материала. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Главная задача уроков, посвященных пейзажной лирике, - дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Важно способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами. Для этого важно обращаться к ассоциациям, воспоминаниям школьников, использовать музыкальные образы и изобразительное искусство, побуждать детей к творческому воплощению образов родной природы путём написания собственных стихотворных или прозаических произведений, выразительного чтения, созданию иллюстраций к стихотворениям.   Использование мультимедийных презентаций на таких уроках – одно из оптимальных и доступных учителю средств. Картины родной природы, пейзажи России, которые ребята видят на экране, делают урок ярким и запоминающимся. Урок можно провести в форме конкурса или концерта, используя творческие возможности класса. Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных  и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текстов и литературоведческого материала. Классическая литература помогает ученикам расти, обогащаться духовно, нравственно, поднимает на тот уровень, когда человек способен понимать. Самое важное на этом уроке – это

создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личного восприятия русской лирической поэзии. В заключении я предлагаю детям ответить на вопрос: «Какое же время года является самым красивым, самым ярким»? Вместе с учащимися мы приходим к выводу: «Русская природа хороша в любое время года». А потом каждый ученик,  в небольшой творческой работе пишет о своих впечатлениях, делает свои выводы, доказывает свою точку зрения. Так, активному восприятию и осмыслению творчества того или иного поэта способствует такой вид творческой деятельности.

Вот несколько фрагментов письменных работ, выполненных ребятами.

 Осень  - волшебница. Это она позолотила березки, разукрасила гроздья рябин  в ярко-красный цвет.  Природа готовится ко сну и дарит на прощание яркие краски.  Всюду покой и умиротворение. Природа замирает в ожидании чего-то. ( Новик Настя)                                                                                                Это осень-королева вступает в свои законные права. Облетает листва  с деревьев. Вода в озере чистая-чистая и синяя.  В парках и скверах лежит ковер из листьев.  Все чаще в небе появляются стаи птиц. Скоро они улетают на юг, а пока учат свое потомство летать, собираться в стаи.  Летят клином  журавли и кричат, прощаясь с нами до весны.  До свидания, счастливого вам пути и удачного перелета.( Ильина Алина).                                                Наступила осень. Желтые, красные, золотые листья словно вобрали в себя сияние и тепло солнечных дней, и теперь словно тысяча маленьких солнц радует глаз.  (Миронов Влад).                                                                                 Как по-разному видят школьники явления природы, как тонко воспринимают малейшие изменения! Научить любить родную природу – значить научить любить Родину.

Литература:

  1. Журнал «Литература в школе». 2006 № 7
  2. Журнал «Литература в школе». 2004 № 11
  3. Журнал «Уроки литературы».  2003 № 5
  4. Журнал «Уроки литературы».  2006 № 11
  5. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6 – 10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н. П. Архипова М.: Глобус, 2009 – (Современная школа)
  6. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 -6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009 – (Современная школа)
  7. Малюгина В.А., Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. (Мастерская учителя – словесника).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".

Презентация к докладу. Картины русской природы в разное время года....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...