Формирование креативного мышления на уроках географии.
статья по географии по теме

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл креативное мышление.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование креативного мышления на уроках географии».

«Жизнь креативного человека

направляется и контролируется скукой.

Бежать от скуки —

вот один из главных стимулов творчества».

Сол Стейнберг,

иллюстратор The New Yorker

Мы часто слышим или употребляем в своей речи слово «творчество».

Всегда ли при этом понимаем, что оно значит?

Не слишком ли легко порой, говорим, что развиваем или формируем творческие способности у наших учеников?

Так что же такое это самое творчество?

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети.  Другое  поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютерные игры, общение в социальных сетях.  Да и педагоги не спешат  «погружать» детей в проблему, а значит, в мир творчества, а ведь «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность».  «Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы»,  говорят психологи.

Педагоги переходят на формы и методы обучения, способствующие развитию креативности  ребенка, которая является тайной, завернутой в головоломку, спрятанной внутри загадки. Проблема развития креативности как никогда актуальна сейчас в рамках модернизации российского образования.

По-моему мнению, у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. И география, как никакой другой предмет, способствует этому: ведь пройденный путь при изучении географии подводит к осмыслению того, как люди должны вести себя на планете, чтобы сохранить ее и человечество, к осознанию личной значимости в современном мире.

Не претендуя на полное раскрытие этой тайны,  мне бы хотелось определить свою позицию  в отношении проблемы креативности как основы формирования современной личности и приемам формирования такого вида мышления на уроках географии.

Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды (Абрахаму Маслоу). На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В более широком смысле креативность – нетривиальное и остроумное решение проблемы.

В жизни, в любой творческой профессиональной деятельности самым ценным является опыт креативного мышления, который должен накапливаться годами. Если его не формировать с детства, то при освоении интеллектуально сложных профессий его всегда не хватает. Это приводит к тому, что юноше и девушке трудно освоить такую профессию на высоком уровне.

Где выход? Он заключается в том, что следует изменить цели школьного образования. Нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними.

Во-первых, необходим  переход с репродуктивного обучения в школе на продуктивное.

Делать это нужно не в процессе той или иной учебной работы методом «научись сам думать», а путем освоения отдельных операций, приемов и способов «как думать». Такое обучение называют «Культура мышления или мыследеятельности». Формирование культуры мыследеятельности – второй путь формирования креативного мышления.

Успех воспитания и обучения во много зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, которые способствуют формированию креативного мышления.

При выборе методов обучения для каждого урока я, по возможности, отдаю предпочтение активным (продуктивным) методам обучения. К ним можно отнести технологию критического мышления и проблемное обучение, исследовательский метод обучения.

В работе над данной темой у меня накопилась картотека заданий учебной работы, которая позволяет формировать креативный стиль мышления.

При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор формы организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие:  индивидуальная работа, работа в парах, работа в синектических  группах.  Синектические группы – это группы людей разных «специальностей». На уроках географии ребята могут быть климатологами, геоморфологами, гляциологами, журналистами и режиссерами. Они встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Синектическую группу можно сформировать по психологическим особенностям в зависимости от черт характера. Оптимальная численность группы 5-7 человек. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы.

Школьная география требует опоры на большое количество разнообразных средств обучения. Изучая географию, школьники знакомятся с природой, население и хозяйством России и других стран, проникают в толщу земной коры и атмосферы, постигают тайны далекого прошлого нашей планеты, выполняют различные виды практических работ в классе и на местности и т.д. Все это требует систематического привлечения разнообразных средств обучения – карт, таблиц, картин, коллекционных материалов, приборов, инструментов, а в 21 веке предпочтение отдается комплексному применению компьютерных технологий.

Н.Н. Баранский писал: «География без применения этих средств и география с применением их – это две совершенно различные вещи; насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая увлекательная и интересна».

В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий.

В настоящее время я отдаю предпочтение компьютерным средствам обучения, разработанным фирмой 1С.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями – интерактивными картами и моделями – определителями горных пород, животных. Немаловажным плюсом интерактивных карт является присутствие Конструктора интерактивных карт.

Стало возможным показывать аэрокосмические и  фото – снимки, схемы, графики, диаграммы, демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка (присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д). На уроках мы обязательно используем видеофильмы и их фрагменты. Для постановки проблемы на уроке использую иногда мультипликацию.

В 2009 году я начала работу над электронным учебником по географии Нижегородской области, который совмещает в себе, как теоретическую информацию, так и проверочный блок, представленный географическими диктантами, практическими работами, заданиями по тексту, так и возможность самим дополнять некоторые главы учебника, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Так, например, при изучении темы «Внутренние различия и города Нижегородской области», учащиеся получают задние дополнить блок о народных промыслах области  и городов нашего края. Форма представления данного материала могла быть в виде презентации, текста, набора картинок.

Интересно (судя по отзывам учащихся) и познавательно проходят урока в компьютерном классе с выходом в интернет, используя программу Гугл планета Земля.

Не секрет, что современные школьники не представляют себя без интернета и электронной почты. Почему бы не применить на практике дистанционную методику, которая делает возможным использование компьютерных технологий при обучении географии.

Некоторые работы мои ученики высылают на мой электронный адрес. Особенно удобно работать в таком режиме при подготовке детей к НОУ, олимпиадам, конкурсам, с часто болеющими детьми, пропускающими уроки. Преимущества использования электронных средств связи очевидны.

В заключении хотелось бы отметить, что именно посредствам географии можно формировать креативное мышление. Ведь очень часто на уроках можно применять задания творческого характера, а именно креативное мышление потом пригодится в жизни при освоении любой профессии.

Т.А. Кузнецова,

Журнал «География и экология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического мышления на уроках географии

Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....

Формирование креативного мышления на уроках географии

Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебно...

Формирование креативного мышления на уроках иностранного языка

Креативность, или творческие способности— это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение....

Мастер-класс по теме "Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе"

Новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамо...

Формирование креативного мышления на уроках математики

Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или пр...

Формирование креативного мышления на уроках русского языка и литературы

В докладе содержится информация об одном из важнейших компонентов функциональной грамотности, креативном мышлении. Также доклад содержит ответ на вопрос по формированию креативного мышления на уроках ...