Конспект урока "Почвенные ресурсы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практикум на определение почвогрунта. С успехом прошел в рамках работы Педагогической ассамблеи, в декабре 2009 года, в школе № 6 г. Троицка Московской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_pochvam_8_kl.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Г. ТРОИЦКА

Повторительно-обобщающий урок географии на тему

"ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"

Татьяна Николаевна Бусленко, учитель географии

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Обобщить знания темы "ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"

Задачи урока:

1. Закрепить понятия о почве и почвенных ресурсах, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;

2. Развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное, используя сведения о научных трудах Докучаева, Ломоносова, Вернадского; потребность в самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;

3. Вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

4. Развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии.

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности учащихся через личностно ориентированный подход.

Методические приемы: устный опрос, практическая работа, викторина с использованием ИКТ, решение кроссворда, проведение опыта на определение необходимого почвогрунта, работа с картами атласа и учебником.

Оборудование: учебник 8 кл., атласы, тетради, раздаточный материал с практической работой, мультимедийный проектор, компьютер, презентация о почвах, оборудование для опыта определения необходимого почвогрунта.

Ход урока

I ЭТАП. Организация начала урока

Приветствие. Посадка. Знакомство с гостями. 

Проверка готовности класса к уроку.

Сообщение темы урока:

- У нас сегодня повторительно-обобщающий урок по теме "ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"

II ЭТАП. Слайд №1 со схемой трудов ученых скрыт на интерактивной доске «занавесом».

В.В.Докучаев «Русский чернозем» 1883 г., М.В.Ломоносов «О слоях земных» 1763 г., В.И.Вернадский «Учение о биосфере» 1926 г.

- Вводная беседа и подготовка к проверке знаний:

«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Вопрос: Кто был первым исследователем почв в России? (М. В. Ломоносов).

  1. Это наш российский самородок, гений своей эпохи, пришел из далеких Холмогор с рыбным обозом учиться в Москву.

- В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

Вопрос: Кто из ученых положил весь свой опыт на алтарь Отечества? Этот человек по праву считается основателем новой науки – ПОЧВОВЕДЕНИЯ ?

(В.В Докучаев). Какую работу он написал? («Русский чернозем») в 1883 г.

Вопрос: Кто из крупнейших российских ученых опубликовал труд, отвечающий нынешним, современным проблемам окружающей среды, биосферы ? (В.И. Вернадский) в 1926 г.

Учитель предлагает проверить правильность ответов с помощью интерактивной доски. Выходит один ученик, используя стилус опускает «занавес», - ответы показываются один за другим.

Вопрос: Какой вывод можно сделать о вкладе этих ученых мужей в науку почвоведения? Какое значение имели их труды?

III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ВЫДАННОМ РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ: ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ – 10 - 12 МИНУТ.

Раздать распечатки, используя помощь ребят.

Краткая инструкция: заполняем строку с инициалами, внимательно читаем задания, используем учебник и атлас – карта «Федеративное устройство России».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

«ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПЛАНЕТЫ»

КЛАСС 8 «Б»

Ф. И. учащегося ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 1.

В

Г

Б

А

> 90 %

ПЕСКА

< 20 % ПЕСКА

80 – 90 % ПЕСКА

50 – 70 % ПЕСКА

МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВ

На основе схемы рисунка № 41 на странице 90 в учебнике выполните следующее задание: установите соответствие между буквами и цифрами, обозначающими виды почв по механическому составу.

1 – ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ                                        2 – СУПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ

3 – СУГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ                                4 – ГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2.

Используя рисунок № 46 на странице 98 учебника, определите, какие виды мелиорации следует проводить на территориях:

А) Московская область __________________________________________________________________

Б) Нижнее течение реки Волги при впадении ее в Каспийское море __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Новосибирск и Новосибирская область ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3.

Используя картосхему рисунка 44 на странице 93, определите условия для образования чернозема:

А) Осадки _______________________________________________

Б) Испаряемость __________________________________________

В) Средняя температура июля ______________________________

Г) Природная зона ________________________________________

СОБРАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ.

V ЭТАП. ВИКТОРИНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

В презентации прохождение 3-х уровней (Диск с презентацией прикладывается).

VI ЭТАП. Выполнение кроссворда с основным определяющим термином – «ПОЧВОВЕДЕНИЕ».

Вызов к доске 12 учеников, каждый из которых прописывает один термин, соблюдая условие: использовать знания, полученные на уроках по изучению почв.

VII ЭТАП. Проведение опытного задания: из предложенных образцов выбрать наиболее подходящий для посадки цветущих комнатных растений.

  1. на отдельном столе стоят образцы почвогрунтов, они пронумерованы
  2. отобрать подходящие образцы
  3. объяснить свой выбор, опираясь на знания свойств и структуры почв.

От каждого ряда дети делегируют кандидатов для выполнения данного задания. Затем оценивают выполнение задания. Выбранный образец показать ребятам в классе.

VIII ЭТАП.   Подведение итогов. Оценивание учащихся, вручение Сертификатов юным почвоведам.

Запись домашнего задания: Повтор темы «Почвы», выполнение итоговых заданий по теме стр. 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

Опорные конспекты к теме "Биологические ресурсы России"

Опорные конспекты предназначены для учителя (заполненный) и для учащихся (требующий заполнения). Для учащихся 8 классов по географии. Очень большой материал представлен на одном листе: компактно и нау...

Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....

Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала. презентация по теме урока....

Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала по теме....

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....