Главные вкладки

    Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
    план-конспект урока географии (8 класс) по теме

    Аксёнова Татьяна Валерьевна

    8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 8_klass_pochvennye_resursy_rossii.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.

    Цели урока: -изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;

    -рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком;

    - наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;

    -познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультувация.

    Оборудование: И.К- Земельные ресурсы России И-8кл-6, карта «Земельные ресурсы России»

    ХОД УРОКА.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания. Географический  диктант..

    1. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые.)
    2. Тип почв, имеющий глеевой горизонт. (Тундрово-глеевые.)
    3. Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
    4. Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
    5. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
    6. Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
    7. Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
    8. Органическое вещество почвы. (Гумус.)
    9. Главное свойство почвы. (Плодородие.)

    ПI.  Изучение нового материала.

    - Значение почв для жизни человека.

    Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.

    Почва - это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

    Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.

    Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

    Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами.

    ~   В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?

    1. 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами, 13% -почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
    2. Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

    В характере использования почв существуют различия: почвы тундры -это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

    -        Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву?

    Главным врагом почвы является эрозия.

    Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.

    Спасти почвы, повысить их плодородие возможно.

    Первый путь - это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.

    Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.

    Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.

    Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

    При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.

    IV. Закрепление

    1. Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
    2. В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
    3. Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)

    Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?

    В тайге необходима комплексная мелиорация:

    -внесение удобрений (из-за промыва почвы),

    -известкование (почвы кислые),

    -осушение (избыточное увлажнение).

    В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).

    С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)

    Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью -почвы подзолистые, под травами - черноземы.)

    Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?

    Домашнее задание  §28. Повторить  26-27.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

    В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

    Конспект урока по географии. Тема: Животный мир пустынь России. 7 класс

    Цель комбинированного урока: сформировать представления о животных зоны пустынь....

    План-конспект урока по географии ( 8класс) Тема: « Животный мир России и его охрана»,

    Разработка урока по теме 5 "Растительный и животный мир.Биологические ресурсы" в разделе "Особенности природы и природные ресурсы России." Тема урока:« Животный мир России и его охрана».Цель урока:·...

    Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

    Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала. презентация по теме урока....

    Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

    Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала по теме....

    Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России

    Тема: «Звуки (к), (к), буква К»  УМК  Школа России.    Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...

    Конспект урока по географии 8 класс" Растительный мир России".

    Растительный мир России. 8 классЦель: рассмотреть типы растительности России, их взаимосвязь с климатом, почвами, водами; объяснить причины разнообразия растительных сообществ; продолжить работу ...