Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения географического и краеведческого содержания.
Программа по «Краеведению» предназначена для учащихся шестых классов. Продолжительность обучения 35 часов. В нее входит как теоретическая, так и практическая часть.
Данная программа позволяет использовать краеведческий материал, активно изучать местную природу, мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию.
Программа составлена на основе «Учебно-тематического планирования начального курса географии с реализацией краеведческого компонента», составленного Учаевой В.А. методистом кафедры гуманитарного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и утверждена на                                                                             Директор МОУ»Лямбирская СОШ №

                                                                                                                               ___________________Мензуллин ЮБ. заседании кафедры

естественных наук:

Руководитель кафедры

____________________                                              

 

       «___»__________2011г.                                                                  «___»___________2011г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса

«Краеведение»

в 6 классе

 

Составитель:

Янгляева Альфия Нясрулловна,

  учитель географии.


 

 

 

 

 

2011г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

           В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.

            Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.

            Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения географического и краеведческого содержания.

            Программа по «Краеведению» предназначена для учащихся шестых классов. Продолжительность обучения 35 часов. В нее входит как теоретическая, так и практическая часть.

            Данная программа  позволяет использовать краеведческий материал, активно изучать местную природу, мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию.

            Программа составлена на основе «Учебно-тематического планирования начального курса географии с реализацией краеведческого компонента», составленного Учаевой В.А. методистом кафедры гуманитарного образования.

Место курса в базисном учебном плане

на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности  в  компонент ОУ включены  часы : в VI классе- 1/ 35 ч.в неделю учебного предмета «Краеведение»

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и шести  разделов: «Земля во вселенной», «Географические модели Земли», «Земная кора», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка»,.

Тематический план  (35 часов)


 



 





раздела                   



 



 



 



 



Наименование разделов



ГЕОГРАФИЯ


 


Всего часов


Экскурсии


Практические работы


 


Всего



 



Из них



итоговые


 


Введение.


1


-


-


-


1.


Земля во вселенной.


3


1


2


-


2.


Географические модели Земли


6


-


5


3


3.


Земная кора


6


-


3


2


4.


Атмосфера


6


-


3


1


5.


Гидросфера


5


-


2


-


6.


Биосфера


5


1


-


-


7.


Географическая оболочка


3


1


1


1


ИТОГО


35


3


16


7


 

 

            В программу внесены следующие изменения:

1.     В Раздел 2 «Географические модели Земли» был добавлен 1 час на закрепление навыков нахождения географических координат и азимутов, в связи с тем, что данная тема сложна для понимания учащихся. Этот час был взят из Раздела 3 «Земная кора».

2.     В рабочую программу добавлено знакомство с науками и профессиями географов, изучающими различные оболочки Земли, позволяет повысить интерес к предмету и развитию кругозора.

 

Цель курса:

1. Формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае, его положительный образ; подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни республики;

2. Создание образа родного края через систематизацию знаний по физической географии и усиления межпредметной интеграции;

3. Воспитание патриотического отношения к своей малой Родине, позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

 

                                                                  Задачи курса:           

1. Обеспечить личностно–ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально – культурного  саморазвития личности;

2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся;

3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно – следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения;

4. Приобщить учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям, через знакомство их с профессиями географов.


Требования к уровню усвоения учебного материала

 

В результате изучения программы курса «Краеведение» учащиеся должны:

1.Понимать содержание основных понятий и терминов.

2. Называть и показывать:

- размеры территории Мордовии, крайние точки, их координаты, границы;

- основные формы рельефа Республики Мордовия, местонахождения  полезных ископаемых;

- факторы, формирующие рельеф, климат, гидроресурсы территории;

- природные комплексы края, растительный и животный мир;

- заповедники и заказники республики, животные и растения Красной книги родного края.

3. Описывать:

 -географические объекты, явления, процессы;

4. Объяснять:

 -процессы и явления, происходящие на территории республики;

 -особенности экологической ситуации территории;

5. Прогнозировать: тенденции изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека.

 

Содержание программы

Введение. (1 час)

Что изучает краеведение. Организация наблюдений за природой.

Раздел 1. Земля во Вселенной (3 часа)

            Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа. Фенологические признаки наступления времен года на территории Мордовии и своей местности. Путешествия как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней.

Практические работы: 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе. 2. Составление географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимися.

 

Раздел 2. Географические модели Земли (6 часов)

            Глобус. Соотношение размеров Республики Мордовия с размерами Земли. Инструментарий картографа. Градусная сеть на карте Мордовии. Географические координаты. Изображение территории Мордовии на карте России. Различие планов и карт по масштабу. Ориентирование на местности. Азимут. Условные знаки на плане и карте. Построение простейших планов местности.

Практические работы:

1. Определение географических координат г. Саранска. Определение расстояний от г. Саранска до экватора, полюса, начального меридиана, до ближайшего моря. 2. Решение задач по сравнению масштаба планов и карты. 3. Определение азимутов и расстояний на местности. 4. Составление рассказа с помощью условных знаков. 5. Построение простейших планов местности.

Раздел 3. Земная кора. (6часов)

            Профессии географов, изучающих литосферу на территории РМ. Инструментарий геолога. Знакомство с горными породами Мордовии. Основные формы рельефа Мордовии и их расположение на физической и тектонической картах России. Карта движения литосферных плит. Определение положения РМ относительно районов землетрясений и вулканов. Процессы выветривания на территории Мордовии. Геологическая кладовая России и Мордовии. Использование недр Земли человеком.

Практические работы: 1. Определение ГП Русской равнины. 2. Определение ГП ближайшего к Мордовии вулкана. 3. Нанесение на контурную карту Мордовии месторождений полезных ископаемых.

Раздел 4. Атмосфера (6 часов)

            Географические науки и профессии географов, изучающих атмосферу на территории Мордовии. Инструментарий метеорологов. Метеостанции на территории республики. Работа с календарем погоды. Особенности температурного режима в Мордовии. Различия по сезонам. Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды. Распределение осадков по сезонам года в Мордовии. Наблюдение за облаками. Построение розы ветров. Причины, влияющие на климат Мордовии. Местные признаки и прогноз погоды. Особенности климата Мордовии. Характерные особенности погоды по сезонам года.

Практическая работа:

1. Описание погоды Мордовии по плану.

Раздел 5. Гидросфера (5 часов)

            Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов. Гидрологические пункты на территории республики. Малый круговорот воды в природе на примере Мордовии. Реки Мордовии. Описание гидроресурсов Мордовии. Использование и охрана вод своей местности. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения Мордовии.

Практическая работа:

1. Описание путешествия капельки воды по большому круговороту из своего населенного пункта.2. Определение географического положения рек Волги и Мокши.

Раздел 6. Биосфера (5 часов)

            Методы наблюдения за биосферой. Растительный мир Мордовии. Растения, занесенные в Красную книгу. Животный мир Мордовии. Заповедники и заказники на территории Мордовии. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы Мордовии, их взаимосвязей. Почвы Мордовии.

Раздел 7. Географическая оболочка (3 часа)

            Природные комплексы Мордовии. Природные стихийные бедствия на территории Мордовии. Меры безопасности. Природоохранные мероприятия на территории Мордовии. Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности.

Практическая работа:

1. Описание типичных природных комплексов Мордовии и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 

 


Календарно-тематическое планирование по курсу «Краеведение» 6 класс

 


п/п



Наименование



разделов и тем



Вид занятия



Кол-во часов



Практические работы



Дата проведения  занятий


Планируемая


Фактическая


1


Введение. Что изучает географическое краеведение?


ИНМ


1


 


07.09


 


Раздел 1. Земля во Вселенной (3 часа)


2(1)


Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа


У-Э


1


П/Р №1:  Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе.


14.09


 


3(2)


Фенологические признаки            наступления времен года.


 


1


 


21.09


 


4(3)


Путешествие как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования своей местности.


 


1


П/Р № 2: Составление рассказа об одном из путешествий, совершенного летом.


 


28.09


 


                                                                                                                                                           


Раздел 2. Географические модели Земли (6 часов)


5(1)


Глобус. Соотношение размеров РМ с размерами Земли. Инструментарий географа.


ИНМ


 


1


 


 


05.10


 


6(2)


 


Градусная сеть на карте Мордовии. Географические координаты


 


УПР


 


1


П/Р № 3. Определение географических координат г. Саранска. Определение расстояний от г. Саранска до экватора, полюса, нач. меридиана, до ближайшего моря


 


12.10


 


7(3)


Изображение территории Мордовии на карте России. Различие планов и карт по масштабу.


УПР


 


1


П/Р № 4. Решение задач по сравнению масштаба планов и карт


 


19.10


 


8(4)


Ориентирование на местности. Азимут.


УПР


1


П/Р № 5 Определение азимутов и расстояний на местности


26.10


 


9(5)


Условные знаки на плане и карте.


ИНМ


1


П/Р № 6. Составление рассказа с помощью условных знаков


02.11


 


10(6)


Построение простейших планов местности.


УПР


1


П/Р № 7. Построение простейших планов местности


16.11


 


Раздел 3. Земная кора. (6часов)


11(1)


Знакомство с горными породами Мордовии и своего населенного пункта


ИНМ


 


1


 


23.11


 


12(2)


Основные формы рельефа Мордовии. Их расположение на физической и тектонической картах России


 


КУ


 


1


П/Р№ 8 Определение


ГП Русской равнины .


 


30.11


 


13(3)


Карта движения литосферных плит. Определение положения РМ относительно районов землетрясений и вулканов.


 


КУ


 


1


П/Р № 9. Определение ГП ближайшего к Мордовии вулкана


 


07.12


 


14(4)


Процессы выветривания на территории Мордовии.


 


КУ


1


 


14.12


 


15(5)


Геологическая кладовая России и Мордовии

КУ

1

Виртуальная экскурсия по геологическим музеям страны


 


21.12


 

 


 


 


 


               16(6)


Использование недр Земли человеком.


 


КУ


1


П/Р № 10. Нанесение на контурную карту Мордовии месторождений полезных ископаемых.


 


21.12


 


Раздел 4. Атмосфера.(6 часов)


17(1)


Географические науки и профессии географов, изучающие атмосферу. Инструментарий метеорологов


ИНМ


1


Работа с календарем погоды


 


27.12


 


18(2)


Особенности температурного режима в Мордовии. Различия по сезонам.


 


КУ


 


1


П/Р № 11. Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды.


 


11.01


 


19(3)


Распределение осадков по сезонам года в Мордовии. Наблюдение за облаками.


 


КУ


 


1


 


18.01


 


20(4)


Построение розы ветров.


УПР


1


П/Р № 12. Построение розы ветров


25.01


 


21(5)


Причины, влияющие на климат Мордовии. Местные признаки и прогноз погоды. Особенности климата Мордовии. Характерные особенности погоды по сезонам года.


 


КУ


 


1


 


 


01.02


 


22(6)


Работа с календарем погоды.


УПР


1


П/Р № 13. Описание погоды своей местности по плану


08.02


 


Раздел 5. Гидросфера ( 5 часов)


23(1)


Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов


 


 


ИНМ


 


1


 


 


15.02


 


24(2)


Малый круговорот воды в природе на примере Мордовии


УПР


1


П/Р №14. Описание путешествия капельки  по большому круговороту из своего населенного пункта


 


22.02


 


25(3)


Реки Мордовии


КУ


1


П/Р № 15. Описание ГП одной из рек Мордовии по плану.


 


29.02


 


26(4)


Описание гидроресурсов Мордовии.


КУ


1


 


07.03


 


27(5)


Использование и охрана вод своей местности. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения Мордовии.


КУ


 


1


 


 


14.03


 


Раздел 6. Биосфера ( 5 часов)


28(1)


Методы наблюдения за биосферой.


 


ИНМ


1


 


21.03


 


29(2)


Растительный мир Мордовии. Растения, занесенные в Красную книгу.


КУ


1


 


 


04.04


 


30(3)


Животный мир Мордовии. Заповедники и заказники на территории Мордовии


КУ


1


 


 


11.04


 


31(4)


Выявление и объяснение особенностей компонентов природы Мордовии, их  взаимосвязей.


КУ


1


 


 


18.04


 


32(5)


Почвы Мордовии


У-Э


1


Весенняя экскурсия. Изучение почв своей местности.


 


25.04


 


Раздел 7.Географическая оболочка (3 часа)


33(1)


Природные комплексы Мордовии.


УПР


 


1


П/Р № 16 Описание типичных комплексов своей местности и их изменение под влиянием хозяйственной деят-ти.


 


16.05


 


34(2)


Природные стихийные бедствия на территории Мордовии. Меры безопасности. Природоохранные мероприятия на территории Мордовии.


 


КУ


 


1


 


 


23.05


 


35(3)


Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности


 


У-Э


 


1


 


 


30.05


 


          И   Т   О   Г   О


 


35


16 из них


(итоговых- 7)


 


 


 

 

Виды занятий:  ИНМ –  урок Изучения Нового Материала

                           КУ    -  Комбинированный Урок

                           УПР -  Урок - Практическая Работа

                               У-Э  -  Урок - Экскурсия