Программа факультативного курса по географии «Экосфера – дом, в котором мы живём! »
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы.

Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида.

Одной из основных задач образования сегодня является научить обучающегося самостоятельно творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. В связи с этим мною был разработан факультативный курс «Экосфера – дом, в котором мы живём!» предусматривающий обстоятельное изучение экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, выявляющий причины их возникновения, а также пути решения и меры профилактики.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, адресована учащимся 8 классов.

 

Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, экогуманизм, культурно-экологический подход, географический факультатив, устойчивое развитие, география и экология родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса по географии

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, адресована учащимся

8 классов

 «Экосфера – дом, в котором мы живём! »

«Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».

Винер Норберт (1894-1964) – американский математик, «отец кибернетики».

Пояснительная записка

    Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы.

Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида.

Одной из основных задач образования сегодня является научить обучающегося самостоятельно творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате самостоятельной деятельности обучающихся, происходит овладение ими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют в дальнейшем его самореализации и самоуправления.

Поэтому в наше время особую актуальность приобретает проблема развития умений критического мышления. Программа разработана для того, чтобы воспитать у подростков ценностное отношение к своему родному краю на основе изучения его культурологических особенностей и экологических проблем, научиться сохранять и оберегать природу и экологию своей местности, объекты природного и культурного наследия. Психолого – педагогической основой построения модуля стали идеи геоэкологического образования, личностно – ориентированного обучения, идеи гуманизации, экологизации, идеи устойчивого развития, рационального использования, культурологического и компетентсного подхода, а также технология критического мышления.

   Факультативный курс «Экосфера – дом, в котором мы живём!» предусматривает обстоятельное изучение экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, выявление причин их возникновения, а также пути решения и меры профилактики.

   Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, экогуманизм, культурно-экологический подход, географический факультатив, устойчивое развитие, география и экология родного края 

    Цель курса – формирование ценностного отношения учащихся к родному краю.

 

 Задачи курса:

  1. развить интерес к вопросам географии и экологии родного края;
  2. оказать важнейшие нравственные ориентиры углубить нравственные знания учащихся по изучению экологических проблем родного края;
  3. воспитать чувство любви и уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к уникальным объектам его природы, истории и культуры;
  4. сформировать активную жизненную позицию в решении важнейших нравственно – экологических проблем родного края;
  5. развить навыки интеллектуальной и исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, культуры, истории родного края.

   Программа основывается на ряде принципов, определяющих особенности отбора и структурирования материала, последовательность и методы изучения.

  1. Экогуманистический принцип-реализует идеи о взаимной связи человека с природой, ориентирует на активную созидательную природопользовательскую деятельность, реализует коэволюционную стратегию устойчивого развития природы и общества.

  1. Принцип интеграции раскрывает процесс и результат объединения междисциплинарного содержания об экологических проблемах родного края через различные аспекты его изучения: научно-географический, экологический, личностно-деятельностный и др.

  1. Принцип проблемности ориентирует на изучение экологических проблем родного края с использованием технологии развития критического мышления.

  1. Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Результаты освоения курса:

   Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    Метапредметные: 

  • Освоение экогуманистических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения;
  • формирование универсальных учебных действий способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выявлять экологическую проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать, из предложенных, и искать самостоятельно  средства  достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

   Предметные:

  • понимание роли и места экологической культуры в решении современных экологических проблем;
  • понимание личностных смыслов и социальной значимости изучения экологических проблем от общего к частному;
  • проектирование путей улучшения экологической ситуации;
  • освоение приемов адекватного поведения в окружающей среде.

Основное содержание курса

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

8 класс

Раздел 1. На пути к экологической ответственности

5

1.

Экологическая ответственность в системе моих ориентиров.

1

Интерактивная беседа «Природа не прощает ошибок», решение проблемной ситуации, «Поясните цитату» «Афоризмы об экологической ответственности».

2.

Истоки экологической ответственности. Уроки предков.

1

«Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

3.

Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира.

1

Фотовыставка «Экологическая безответственность: на краю бездны»

4.

Экологические проблемы Родины-сфера моей личной ответственности.

1

«Инсерт», «Синквейн», Эссе «Необходима ли нам экологическая ответственность?»

5.

Защита проектов.

1

Проект «Экологические проблемы родного края»

Раздел 2. «Экологическая ответственность: от осмысления к решению»

8

6.

Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем.

1

«Фишбоун» «Экология моего дома»

7.

История экологических проблем.

1

Таблица «Что? Где? Когда?» «Хочу всё знать!»

8.

Экологические формы хозяйствования предков.

1

«Бортовой журнал» «Отношение к природе малых народов России»

9.

Методы решения экологических проблем-понять проблему, значит, её решить.

1

«Идеал» «Помоги себе сам!»

10.

Формы решения экологических проблем-это мне по силам!

1

Дискуссия «Сохраняем природу-охраняем Родину»

11.

Качество жизни населения России.

1

«Шесть шляп мышления» «Человек дитя, господин или партнёр природы?»

12.

Урбанизация через призму экоответственности.

Среда обитания и здоровье россиян.

1

Дискуссия «Причины экологических проблем городов»

13.

Защита проектов

1

Проект «Экополис моей мечты».

Раздел 3. Экологическая ответственность: от решения к действию

13

14.

Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны.

1

Фотовыставка «Уголки природы родного края»

15.

Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность.

1

Дискуссия «Богатство «сокровищ» русской земли», «Природные ресурсы не вечны-что мы оставим после себя?»

16.

От знания к решению.

1

Приём «Кубик» «С заботой о богатствах Родины»

17.

Изменение климата России.

1

Эссе «Русский климат и русский характер»

18.

Качество внутренних вод и наше благополучие. Ответственное решение.

1

Конференция «Качество воды-залог здоровья»

19.

Деградация почв и проблема продовольствия.

1

Метод мозгового штурма «Русский чернозём. Сохраним вместе?»

20.

Проблемы ландшафтов моей страны и края.

1

Дискуссия «Эффект бумеранга»

21.

Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию.

1

Кластер «Экологические кризисы и революции»

22.

Прибыль или благополучие народа.

1

Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Технологии на страже природы»

23.

Вторсырьё с позиции экологической ответственности.

1

Эссе «Мой адрес-микрорайон «Здоровье»

24.

Лес-наша общая забота.

1

Метод мозгового штурма «Промышленные отходы: в поисках эффективных технологий»

25.

Экологизация автотранспорта: моя позиция и прогноз.

1

Фишбоун  «Экологические проблемы транспорта»

26.

Защита проектов

1

Проекты: «Скажем нет ! парниковому эффекту», «Легкие планеты»

Раздел 4. Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению

8

27.

Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем.

1

 Прием «Перепутанные логические цепочки» «Эстафета достижений»

28.

Всё связано со всем.

1

Прием «Ромашка Блума» «Беззаботность или ответственность»

29.

Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях.

1

Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов «Созвучье полное в природе»

30.

Мой вклад в сохранение природы родины.

1

Письмо по кругу на тему «Размышляем и оцениваем себя и своих товарищей»

31.

Что мы оставим потомкам?

1

Эссе «Какой будет природа моей страны через 100 лет?»

32.

Мой выбор-экологическая ответственность.

1

Конференция «Экология и здоровье человека»

33.

Защита проектов

1

34.

Подведение итогов. Заключительное занятие.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Экосфера – дом, в котором мы живём! »

8 класс  (34 ч)

Раздел 1. На пути к экологической ответственности (5ч.)

        Экологическая ответственность в системе моих ориентиров. Истоки экологической ответственности. Уроки предков. Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира. Экологические проблемы Родины-сфера моей личной ответственности.

Раздел 2. Экологическая ответственность: от осмысления к решению (8ч.)

Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем. История экологических проблем. Экологические формы хозяйствования предков. Методы решения экологических проблем-понять проблему, значит, её решить. Формы решения экологических проблем-это мне по силам! Качество жизни населения России. Урбанизация через призму экоответственности. Среда обитания и здоровье россиян. Экополис моей мечты.

Раздел 3. Экологическая ответственность: от решения к действию (13ч.)

Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны. Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность. От знания к решению. Изменение климата России. Качество внутренних вод и наше благополучие. Ответственное решение. Деградация почв и проблема продовольствия.  Проблемы ландшафтов моей страны и края. Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию. Прибыль или благополучие народа. Вторсырьё с позиции экологической ответственности. Лес-наша общая забота. Экологизация автотранспорта: моя позиция и прогноз.

Раздел 4. Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению (8ч.)

Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем. Всё связано со всем. Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях. Мой вклад в сохранение природы родины. Что мы оставим потомкам. Мой выбор-экологическая ответственность.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...