Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии.
методическая разработка (география, 6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Лебедева Hаталья Ивановна

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии.

   Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

 Моя задача как учителя расширить кругозор учащихся, научить их пользоваться источниками географической информации и привить детям любовь к географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии.

   Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей ученика.

   Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Поэтому основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференцированное обучение требует от учителя изучения уровня развития внимания, мышления, памяти каждого учащегося, проводить диагностику уровня знаний и умений по предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Я обучаю географии учащихся с 6 по 11 класс с разным уровнем способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные возможности каждого ученика.

   

 Дифференцированное обучение я применяю на разных этапах учебного процесса:

1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто используем атлас и контурную карту, учащиеся, способные быстро определить и нанести на карту объекты делают это самостоятельно, остальные ученики под руководством учителя. Если карты учащийся не имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя рисунок на доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например, циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от периферии к центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде схем, таблиц или рисунков, для лучшего усвоения материала. Иногда я собираю рабочие тетради на проверку и задаю учить домашнее задание по учебнику и часто слышу от детей, что мы не поняли тему, потому, что вы собрали тетради, т. е. конспект играет большую роль в изучении предмета.

      2. Контроль и коррекция знаний.  Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на уроках, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений использую тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, практические работы контролирующего и обучающего характера, проверочные работы, контуры географических объектов со знаками вопроса, составление и разгадывание кроссвордов.

При составлении заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.

- тестирование.  Тесты по определенной теме содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Если ответили правильно на 100-90% заданий - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла

географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся получают  аналогичные задачи. Определять поясное время проще, чем местное, поэтому слабым ученикам предлагается решить легкую задачу, а сильным обе, но все пытаются выполнить задания полностью.

- географические диктанты.  После изучения большого количества терминов я провожу географические диктанты. Раздаю карточки с терминами по двум вариантам, диктую определения, а ученики должны выбрать правильный ответ. Если ответили правильно на 100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла

- практические работы. Практические работы выполняются по плану. Обучающие работы проводятся вместе с учителем, итоговые самостоятельно с помощью географического атласа. Слабым ученикам помогаю найти в атласе нужный материал.

- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и навыков учащихся,  проверка усвоения определённой большой темы. Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию. В проверочных работах я использую разные задания:

            Задания I уровня – репродуктивные, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по образцу (например, нарисовать схему теплого фронта), или контуры географических объектов со знаками вопроса (например, определить объекты на контуре Африки);

            Задания II уровня – аналитические, задания ориентированы на базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод (например, сравнить географическое положение Кавказских и Уральских гор);

           Задания III уровня – продуктивные, в них учащиеся получают трудные, но интересные задания. При их составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли делать обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи (например, определить условия жизни австралийцев-аборигенов);

           Дополнительные задания – отгадывание или составление кроссворда по данной теме, дает дополнительные баллы.  

  Учащиеся сами выбирают,  какие задания им выполнять, иногда слабые учащиеся могут выполнить наиболее сложные задания, но на отличную оценку необходимо выполнить задания всех уровней. Это тоже дает свои положительные результаты. Следовательно, используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.

   По анализу проверочной работы можно сделать  выводы о том, как каждый учащийся усвоил изученный материал. После каждой работы разъясняю неясные моменты, анализируем типичные ошибки.

Также использую внеурочную деятельность  с одаренными учащимися:

-   кружковая работа в 6 классе «Юный исследователь», экологического направления;

-   школьные и районные олимпиады по географии;

-   ежегодная проектная деятельность учащихся;

-   ученические научные конференции;

-   ежегодное проведение декад  естественно научного цикла.

          Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:

-  занятия с отстающими учащимися после уроков;

-  возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок,

-   сдача задолженностей по предмету,

-   работа с родителями.

 Моя задача как учителя расширить кругозор учащихся, научить их пользоваться источниками географической информации и привить детям любовь к географии.