«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Рогачева Дарья Сергеевна

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют для организации подобных уроков. В данной работе раскрываются следующие вопросы: что нужно знать и уметь учителю, а что ученикам  для совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы; какие возможности открываются для создания продуктов совместной учебной деятельности.  Также можно познакомиться с примерами сетевых ресурсов для организации совместной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада  «Организация совместной учебной деятельности при  использовании сетевых сервисов», естественно, при наличии доступа к сети Интернет.

Слайд 2. И здесь мы  будем рассматривать следующие вопросы.

1) Во-первых, познакомимся с особенностями организации совместной учебной деятельности.

2) Во-вторых, поговорим о разнообразии сетевых сервисов на сегодняшний день, из которого мы можем выбрать то, что нам подходит.

3) Конечно, разнообразие этих сервисов мы будем рассматривать на примерах заданий по предметам русский язык и литература с использованием возможностей данных сервисов.

4) В заключение, обозначим, какие трудности возникают у учителя при организации урока с использованием групповой работы в сети Интернет.

Слайд 3. Итак, почему мы сегодня так много внимания уделяем организации совместной учебной деятельности. В действующих федеральных общеобразовательных стандартах основного общего образования говорится о том, что программа развития универсальных учебных действий должна обеспечивать овладение приемами учебного сотрудничества, а также формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому организация совместной учебной деятельности  при использовании сетевых сервисов позволяет разом решить эти две задачи.

Слайд 4. Если рассматривать форму учебного сотрудничества, то здесь чаще всего выделяют три основных вида:

1. Первый вид – это учебное сотрудничество со взрослыми.

2. Второй вид – это сотрудничество со сверстниками.

3. И третий вид  – это сотрудничество с самим собой.

И здесь, в первую очередь, необходимо рассматривать вариант, когда ребенок имеет возможность выбора задания, выбора формы оценивания, выбора критериев для оценки, а также возможность сравнивать свои успехи вчерашнего дня с текущими успехами. Конечно, большая роль все-таки в формировании всех этих навыков ложится на плечи педагога.

Слайд 5. Когда перед нами встает задача подготовки урока, в котором предусматривается совместная учебная деятельность, мы должны учитывать этапы подготовки такого урока.

1) В начале выбираем тему, задачи текущего урока и объем материала, который будет доступен ребятам при работе в группах. 2) Далее, необходимо рассмотреть и подготовить задания, определить обязательно время групповой работы. 3) Заранее продумать организацию пространства: будут ли учащиеся работать только в парах или в группах по 4-6 человек, так чтобы им было удобно общаться и взаимодействовать. 4) Обязательно необходимо продумать роли в группах и назначить лидера, который будет контролировать выполнение  всех задач, поставленных перед группой. 5) И, наконец, необходимо разработать правила оценивания: необходимо продумать, какое именно оценивание будет использовано на уроке: формирующее  или только итоговое. Итак, после того, как вы продумали все эти этапы, можно переходить к следующему этапу – подбору тех сервисов, с помощью которых вы сможете реализовать поставленные задачи.

Слайд 6. На просторах Интернета существует огромное количество таких сетевых сервисов, надо сказать, что далеко не всегда они русифицированы. Но практика показывает, что дети легко ориентируются и в англоязычных сервисах, и это их нисколько не пугает, самое главное – нам самим, педагогам не бояться их.

Слайд 7. Замечательный набор сервисов представляют собой виртуальные доски.  В сети Интернет вы можете  найти огромное количество ресурсов для организации таких виртуальных досок,  на слайде вы видите лишь три из них. При этом у каждой такой доски есть свой функционал: одни доски позволяют размещать только стикеры с текстом, другие позволяют размещать еще и документы, изображения, видео. Что мне нравится при организации работы с такими сервисами: очень часто они не требуют регистрации для тех, кто хочет добавить стикер на эту доску, учитель может сам зарегистрироваться, создать такую доску, а дальше предоставить доступ к ней любому у кого есть ссылка, которую можно разместить в электронном журнале АСУ РСО для учеников. Так, на своих уроках я создаю такую доску приуроченную к определенной теме, затем  размещаю ссылку к этой доске в АСУ РСО как материал  к уроку. Ученики, в любом браузере, набирая эту ссылку, имеют возможность разместить свой стикер на виртуальной доске.

Слайд 8. Эти доски могут использоваться для проведения мозгового штурма, когда учитель выдвигает гипотезу, формулирует проблемный вопрос, и каждый из ребят имеет возможность разместить свой ответ на этой доске, и дальше мы можем обсудить результаты выполнения. Или это может быть продукт учебной деятельности, когда ученики собирают все материалы по проекту и размещают их на такой онлайн доске и дальше представляют результаты своей работы.

Слайд 9. На слайде представлен вариант, когда в качестве домашнего задания перед изучением темы «Многозначные и однозначные слова» в 5 классе предлагается найти пример употребления слова «язык» в литературе. Ребята предлагают различные варианты, которые пишут на стикерах дома и прикрепляют на онлайн доску. В начале урока мы открываем ее и начинаем урок с обсуждения того, в каких ситуациях мы сталкиваемся с тем или иным значением слова «язык», делаем выводы. Фактически мы приходим к формулировке темы урока. Или еще один пример.

Слайд 10. Перед изучением произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ребятам предлагается разместить на онлайн доске стикеры с информацией о том, что они знают о романтизме как литературном направлении. В конце урока можно попросить ребят вернуться к этой онлайн доске и дополнить ее новой информацией, которую они узнали по ходу текущего урока. Такие доски могут существовать не один урок, а на протяжении четверти или года и можно пополнять их по мере пополнения багажа знаний учеников.

Слайд 11. Следующие сервисы, о которых мне хочется рассказать – это документ сервисы. Это чаще всего возможность организации работы с офисными программами, текстовыми редакторами или электронными таблицами, презентациями  и самое главное, то, что мы можем работать с ними совместно. При создании такого документа можно настроить доступ к нему для каждого ученика, и каждый сможет вносить какие-либо изменения в документ.

Слайд 12. Такие сервисы мы можем использовать для создания виртуальных дневников, для создания он-лайн заметок, для совместного редактирования документов и многое другое. На слайде представлена работа (трехчастный дневник роману Лермонтова «Герой нашего времени»), где каждый из учеников, опираясь на шаблон, представленный учителем, создает свою вкладку со своим именем и заполняет ее информацией. Соответственно ребята могут посмотреть результаты работы других учеников, оценить её, сравнить со своими результатами. Учитель имеет доступ к результатам всех учеников, может прокомментировать их, оставить свои замечания и пожелания.

Слайд 13. Еще один пример. На вводном уроке литературы в 9 классе при изучении темы «Литература как искусство слова» учитель предлагает в табличном варианте заполнить читательскую анкету «Юный читатель XXI века», указав в ней свои литературные предпочтения: понравившиеся произведения, любимых писателей и поэтов, приводят цитаты, аргументы из книг, размышляют над своим читательским опытом, решая те или иные вопросы анкеты. И, таким образом, у нас получается виртуальный общий дневник, доступный всему классу. Ребята могут оценить, кто и сколько читает и что читает.

Слайд 14. Следующий сервис – это он-лайн презентации. Мы привыкли, что презентация представляет собой документ, представленный в программе Power Point. На самом деле, презентация – это любая визуализация нашего выступления. Для презентации мы можем использовать достаточно большое разнообразие ресурсов.

Слайд 15. Здесь представлен пример prezi.com., который представляет собой полотно, на котором мы можем разместить с вами любую информацию: текстовую, графическую, видео и, самое главное, мы можем по-разному организовать перемещение по этой презентации: сделать акценты на более конкретные элементы. Вначале мы видим весь объем представленного в презентации материала, а по ходу выступления сосредотачиваемся на более конкретных вещах, где мы можем раскрыть каждый этап работы более подробно, смотрится это намного эффектнее, чем простая презентация в Power Point. Более того, мы имеем возможность совместно создавать презентацию, т.е. мы можем организовать таким образом работу, когда каждому из учеников  поставить определенную задачу и выделить определенное поле деятельности на этой совместной презентации. Соответственно, ученик оформляет решение своей задачи и видит, что вносит свой вклад в совместный учебный продукт и понимает, что без его работы картина не была бы целостной.

Слайд 16. Еще один пример использования совместной презентации по русскому языку в 5 классе на тему «Лексика». Весь класс делится на  группы. Каждая группа выполняет свое задание - вносит информацию о лексических единицах и помещает ответ на слайд в совместной презентации. В конце урока каждая из групп выступает и рассказывает свое выполненное задание. Учитель имеет возможность отслеживать работу каждой группы и корректировать, если видит какие-то ошибки. Т.е фактически ребята сами рассказывают новый материал, с которым они познакомились по ходу урока и видят общий продукт учебной деятельности.

Слайд  17-18. Мы часто привыкли к тому, что блоги используются для ведения личных дневников. На самом деле мы можем использовать блоги в образовательном процессе. Например, блог может представлять материал к изучению той или иной темы, и если ребята имеют доступ к вашему блогу, то в любой момент они могут посмотреть материалы, которые вы рекомендуете для знакомства. Такие блоги могут выступать в роли выставки работ, т.е. учитель создает некий пост, в котором говорит, какое задание было предложено ребятам, те в свою очередь выкладывают свои работы, в целом все участники видят работы друг друга, могут обсудить их, провести оценку. Или бывают такие варианты, когда ребята записывают видеоролики, размещают в сети Интернет, а ссылку на этот файл размещают в блоге класса или учителя и дают свой комментарий.

Слайд 19. Онлайн карты могут быть использованы на уроках литературы. Слайд 20 Так, при изучении произведения «Война и мир» мы также можем разделить класс на несколько групп, каждая из которых будет нести ответственность за определенного персонажа, и по ходу изучения произведения ребятам необходимо фиксировать маршруты передвижения их героя по странам, отмечая точки на совместной карте и добавляя цитату из произведения, которая доказывает, что действительно герой находился в данной точке, и  это приводит к необходимой работе с текстом произведения.

Слайд 21. Лента времени. Мы можем увидеть большое количество сервисов для создания лент времени. Часто ленты времени позволяют нам отметить не только точку соответствующую какой-то дате, но и дать ей описание, изображение, дать видео или ссылку на дополнительный материал. Примером может послужить создание ленты событий. На ленте времени ученики отмечают произведения, которые были созданы автором в определенный период времени, и затем можно посмотреть, какие исторические события происходили в это же время в стране, насколько они повлияли на творчество того или иного автора. Таким образом, мы получаем способ реализации межпредметных проектов.

Слайд 22. Например, на уроках литературы мы можем разместить этапы жизни и творчества писателя,  в качестве иллюстраций к каждому этапу можно разместить произведения, написанные писателем в этот период.

Слайд 23. Замечательным инструментом для организации совместной деятельности являются сервисы визуализации.

Слайд 24. Здесь мы можем предложить различные сервисы для создания карт знаний, сервисы для создания диаграмм. Все это мы можем использовать для совместного построения планов, формирование моделей процессов, создание кластеров.

Приведу несколько примеров.

Слайд 25. Вводный урок литературы в 9 классе. Ученики составляют кластер «Художественная литература как искусство слова», в ходе составления которого девятиклассники вынесут информацию о том, что они знают по этой теме. В целом мы получаем общую картину знаний ребят фактически всего класса. И в конце урока мы можем вернуться к этому кластеру заново и попросить сравнить и обобщить все, что запомнили. К этому кластеру мы можем возвращаться неоднократно, дополняя его новыми фактами. К концу года мы сможем сформировать кластер по темам, которые ребята изучили за текущий год.

Слайд 21. Когда мы говорим об уроке с использованием совместной учебной деятельности, то конечно такой урок имеет свои трудности. Основная из них – это доступ к сети Интернет. Даже если нет стабильного доступа к Интернету на уроке, такие задания с помощью сетевых сервисов можно использовать в качестве домашних.

Вторая трудность связана с распределением задач. Нужно четко понимать, кто из ребят какую задачу решает. Мы должны учить их распределять эти задачи, иначе может оказаться такая ситуация, когда один человек из группы выполняет все задачи, а все остальные получают хорошие оценки. Поэтому в данном случае роль учителя заключается в том, чтобы помочь ребятам правильно распределить роли и раздать задачи для того, чтобы каждый мог выполнить поставленную задачу в силу своих возможностей и чтобы не оказалось так, чтобы все перетянул на себя сильный ученик.

Следующая проблема, которая возникает – это уважение к работе одноклассников, учащиеся все вместе работают над одним документом, а, значит, часто получается такая ситуация, когда неосознанно учащиеся удаляют информацию друг друга, т.е мы с вами должны учить ребят уважать труд своих одноклассников.

Конечно, если мы используем совместную деятельность с использованием сетевых сервисов,  значит, работаем с компьютерной техникой, следовательно, должны соблюдать требования, которые предъявляются к уроку с использованием технических устройств. Чуть подробнее вернусь к этому моменту позже. И еще одна из проблем такого урока связана с временными рамками работы над заданием. Урок ограничен временными рамками, и мы должны четко представлять сколько потребуется времени на выполнение того или иного задания, отслеживать время на уроке и мобилизовать ребят для выполнения заданий в срок. Ребята заранее должны знать, сколько времени им отводится на выполнение данной задачи и за несколько минут до окончания урока обязательно сообщить, что время заканчивается.

Слайд 22. Если у вас на уроке нет возможности предоставить каждому ребенку компьютер, это не значит, что вы не можете организовать совместную учебную деятельность. Вы можете использовать современные технологии смешанного обучения. Например, зональное обучение подразумевает несколько учебных зон, в которых ребята могут работать с компьютером.  Если у вас есть возможность создать тематические зоны, то на каждом этапе вы можете предложить учащимся работу над разными заданиями, т.е. сначала они могут обсудить проблемные вопросы, найти информацию, а позже получить доступ к компьютеру для внесения решения в документ общего доступа. Если нет возможности доступа к компьютеру на уроке для совместной сетевой деятельности можно предложить ученикам дома изучить материал в виде совместного документа и разрешить ребятам оставлять комментарии к этому документу, выделяя проблемные места, которые им не понятны. К началу следующего урока вы будете знать, кто из ребят работал с вашим документом, у кого какие вопросы возникли и кто со всем справился. И на самом уроке вы можете организовать  направленное изучение, разделив класс на разноуровневые группы по усвоению материала. Таким образом, документ совместного доступа выступает как инструмент для формирования читательской компетенции, когда ребенок не просто знакомится с материалом, а анализирует этот материал, оценивает его относительно себя, т.е. вы получаете инструмент для реализации требований образовательного стандарта.

Слайд 23. При организации такого урока непрерывно за компьютером ребята могут работать в среднем и старшем звене 30-35 минут. Поэтому, планируя такой урок, вы должны четко понимать, сколько времени ребята будут работать за компьютером, ведь они могут использовать его не только для создания документа для совместного доступа, они могут использовать его и для получения какой-либо дополнительной информации. И не допускается на уроке использование более двух видов средств электронного обучения, т.е. урок не должен быть насыщен выполнением различных электронных заданий.

Также вы должны помнить о том, что любой урок предусматривает чередование различных видов учебной деятельности за исключением контрольных и проверочных работ. И каждый вид не должен превышать 10-15 мин в среднем и старшем звене. Т.е. при подготовке к уроку вы должны понимать, сколько времени вы отводите ребятам для погружения в тему, на распределение ролей, на решение поставленных задач, на создание совместного документа, т.е. это должно все вписываться в те временные рамки, которые мы с вами предъявляем к текущему учебному процессу.

Слайд 24. Для подготовки доклада по данной теме мною использовались материалы Натальи Вячеславовны Кудимовой, учителя информатики Школы №14 г. Балахна Нижегородской области, эксперта образовательных инициатив Intel.Слайд 25. Спасибо за внимание, буду рада ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.

Статья об организации учебной деятельности детей с проблемами в развитии на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида....

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО

Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка

Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...