Урок обобщающего повторения по теме "Климат России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

На уроке проверяется умение работать с климатическими картами и климатическими диаграммами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающиий урок по теме:  «Климат России»

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепление полученных ранее знаний о суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационном балансе, особенностях распределения температуры, осадков на территории страны.
  2. Развивающие: развивать навыки работы с климатической картой, учащиеся должны уметь определять по картам величины солнечной радиации и коэффициент увлажнения.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Оборудование: климатическая карта России, атласы, данные по климату Калмыкии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

Что такое солнечная радиация?

От чего зависит ее величина?

Почему на одной и той же широте, но на разных территориях суммарная солнечная радиация разная?

Как изменяется годовое количество осадков на параллели 60* с.ш.

Чем моңно обүяснитҗ, что с продвиңением на восток количество осадков уменҗшается?

Что называется испаряемостью?

Как зависит испаряемость от солнечной радиации?

Что такое коэффициент увлажнения?

  1. практическая работа. Заполнение таблицы по картам атласа:

 Районы

широта

Сум. радиация

t* зимой

t* летом

осадки

испаряемость

увлажнение

1

М. Челюскин

2

Г. Архангельск

3

Г. Москва

4

Г. Волгоград

5

Г. Элиста

Результат заполнения таблицы

 Районы

широта

Сум. радиация

t* зимой

t* летом

осадки

испаряемость

увлажнение

1

М. Челюскин

76*с.ш

70

-32

+8

300

200

>1

2

Г. Архангельск

65*с.ш

75

-16

+10

500

400

>1

3

Г. Москва

56*с.ш

90

-15

+20

500

450

1

4

Г. Волгоград

48*с.ш

110

-10

+24

400

800

<1

5

Г. Элиста

46*с.ш

120

-8

+24

200

1000

< 0.3

Вывод: Какая зависимость существует между широтой места и суммарной радиацией, между испаряемостью и суммарной радиацией?

  1. Характеристика климата Калмыкии:

По климатичесой карте Калмыкии определите где у нас самые холодные зимы, где теплые. Почему?

Где больше выпадает осадков, а где меньше. Почему?

Какие неблагоприятные черты климата нашей местности вы можете назвать.

Выод: Какой тип климата  в Калмыкии? Что повлияло на формирование континентального климата нашей местности?

Климатичесий Эрудицион:

Определите тип погоды: где циклональный, где  антициклональный:

              Под голубыми небесами

              Великолепными коврами

              Блестя на солнце снег лежит.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То как зверь она завоет

То заплачет как дитя

             Мороз и солнце, день чудесный!

Какой это фронт: теплый или холодный?

              На чистом, безоблачном небе появляются одиночные перистые облака. затем облачность становится ниже и плотнее. перистые облака сменяются слоистыми, низкие серые тучи закрывают небо. Идет нудный моросящий дождь.

             Неожиданно появляются темные грозовые тучи, налетает шквалистый ветер, начинается ливень, сопровождающийся грозой, иногда градом. Зимой обильный снегопад,  но осадки кратковременны. Затем наступает прояснение и похолодание. Солнечно днем, звездно ночью.

Определите по климатической карте какой это город:                                                зимой -8, летом +16 осадки 300 мм

Зимой до -71, летом до +33

Город находится за полярным кругом, но это незамерзающий порт.

Подведение итогов урока.