опыт работы
статья (география) по теме

В данном документе описан опыт работы по ведению практических работ по географии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ,  С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, НА ПРИМЕРЕ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ»

УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

КЛОЧКОВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

г. Благодарный

2012 год

Оглавление:

Творческого проекта «Активизация познавательного интереса в предметной области географии, с помощью системы проведения практических работ, на примере их организации в начальном курсе».

Введение…………………………………………………………………….3 - 4

Глава 1.Теоретическое обоснование проведения практических

работ (цели, задачи, методы). …………………………………………… 5 - 6                                    

Глава 2. Проведение практических работ в МБОУ «СОШ №9»……... 7 - 17

2.1 Структура проведения практических работ ……………….………. 7 - 8

2.2. Организация наблюдений за погодой………………………………..9 - 10

2.3. Наблюдение за режимом водоема

( на примере измерений на реке  Мокрая  Буйвола)……………………11 - 13

2.4. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом………………….13 - 14

2.5. Изучение рельефа (на примере горы Горбунова)………………….15 - 17

Глава 3. Результаты исследования……………………………………….18 - 20

Заключение……………………………………………………………………21

Список используемой литературы………………………………………….22

Введение.

             Тема творческого проекта: «Активизация познавательного интереса, в предметной области географии, путём внедрения новых информационных технологий при проведении  практических работ в начальном курсе физической географии» выбрана не случайно. Ведь именно, в начальном курсе физической географии закладывается фундамент такого важного здания в общей системе образования, как география.                                              Использование новых информационных технологий способствуют формированию у обучающихся  информационной компетентности, учат применять на практике полученные знания, что позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности; создаются условия для развития операционного мышления, так как современные профессии становятся всё более интеллектуальноёмкими.  Развивается познавательный интерес к учебному предмету, актуализируются наиболее важные элементы знаний, что содействует успешному приобретению умений и навыков и является мотивом активной деятельности и всего обучения.                            

           Методами исследования по данной проблеме стали: изучение литературных источников, поиск информации в глобальных компьютерных сетях (в сети Интернет); наконец, проведение самих работ, наблюдение и выводы; найти что-то необычное, в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где  другим всё кажется привычным, ясным и простым.  

          Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических  карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развития самостоятельности. Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки использование  ИКТ.

            Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы.                                География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором его нормального психического развития. В ходе выполнения практических работ учащиеся приобретают навыки работы на компьютере, работают с Интернетом, учатся презентовать свой результат, у детей развивается наблюдательность, образность мышления, формируется культура умственного труда и элементы научной деятельности, отрабатываются предметные навыки.

          В первой главе данного проекта рассматриваются основные теоретические принципы проведения практических работ, ставятся цели, задачи и методы исследования.

           Во второй главе показана фактическая сторона  практических работ, на базе их проведения в 6-х классах  МБОУ «СОШ №9»: ведение календаря погоды, наблюдения за режимом водоема (на примере измерений на реке Мокрая Буйвола), наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, проведение комплекса работ по изучению рельефа (на примере исследований на горе Горбунова).

          В третьей главе подводятся итоги данной работы.

 

 Глава 1. Теоретическое обоснование проведения практических работ

 ( цели, задачи, методы исследования).

         В настоящее время всё больше педагогов школ начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания.

        Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.

Целью исследования данного творческого проекта является:

-доказать, что выполнение практических работ, с помощью ИКТ, повысит качество приобретаемых знаний, привьёт у учащихся интерес к географии, как науки, активизирует их познавательную деятельность;

-разработка  инструкций по  проведению практических работ в начальном курсе физической географии.

Основные требования к задачам для школьников и к методам их решения можно сформулировать следующим образом: смысл задачи должен быть понятен ученикам, изучаемое явление, процесс должны быть достаточно явны, факторы, определяющие процесс или явление, должны поддаваться наблюдению, принципы приборных и аналитических исследований обязательно объясняются школьникам.

Исходя из вышеперечисленного, задачами, вытекающими из целей исследования, являются:

-проведение анализа имеющихся литературных источников, поиск информации в глобальных компьютерных сетях (в сети Интернет);

-выявить, как выполнение практических работ влияет на интерес учащихся к предмету география;

-определить уровень знаний учащихся, по исследуемым темам, на итоговых занятиях (конференции);

-описать учащимся исследуемые работы в полевом дневнике, календаре погоды;

-установить системность проведения практических работ.

Основными  методами, т.е. приёмами и способами, выполнения практических работ, являются:

-проведение работ на местности;

-измерение фактических данных и их анализ;

-наблюдения за погодой  (ведение календаря погоды); за горизонтом (во время весенней экскурсии);

-проведение экспериментов  (на реке, на местности).

При выборе задач приходиться учитывать то, чтобы поставленная задача была – привлекательна, интересна для юного исследователя, способствовала развитию его мышления.

 Так как целью исследования является не научная работа, а развитие конкретного ученика, то и задачи выбирались с учётом  индивидуальных способностей  ученика, а глубина проработки материала – с учетом его возможностей.

Реализация идей личностно-ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно-значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учёта личностной позиции обучаемого к процессу обучения.

Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.  

Опыт творческой деятельности может быть усвоен только при использовании методов проблемного обучения, которые позволяют включить учащихся в творческую деятельность разной степени самостоятельности и здесь приходят на помощь педагогические технологии.

Педагогическая технология – это определённая система, реализуемая на практике.

Как подчёркивается в педагогических технологиях, в современном уроке необходимо, повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, воспитывать у молодёжи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства.

Решению, вышеперечисленных, поставленных задач в определённой мере способствуют практические работы по географии.

Глава 2 Проведение практических работ в школе.

2.1. Структура проведения практических работ.                                                

Начальный курс физической географии сложен по своей структуре. Курс физической географии в 6 классе имеет цель – дать учащимся знания о геосферах, об основных компонентах природного комплекса и взаимных связях между компонентами природного комплекса и взаимных связях между компонентами и заложить тем самым фундамент для последующего изучения основ физической географии в 7-8 классах.

В начальном курсе физической географии формируется значительное количество общих понятий. Единичные понятия вводятся здесь ограниченно, исходя из необходимости формирования общих понятий. Но, эти понятия должны опираться на непосредственные наблюдения объектов и явлений, там, где живут и учатся школьники.

Учащиеся должны уметь:

- вести наблюдения за погодой (календарь погоды), фиксировать результаты наблюдений, составлять описания погоды за определённый период;

- проводить практические работы на местности (выявлять особенности рельефа, водоёмов, растительности);

- различать основные особенности рельефа на местности, определять по нему направления, расстояние, высоту точек;

- в классе (на уроке) – определять координаты точек направления и расстояний (по картам и глобусу); пользоваться легендой физической карты;

- составлять на основе карты и картин описания географических объектов (гор, равнин, океанов), пользуясь типовыми планами;

- выполнять элементы глазомерной съёмки; ориентироваться по компасу и солнцу, определять азимуты на заданные предметы.

Практические работы проводимые в МБОУ «СОШ № 9» в 6-х классах:

1.Наблюдение за погодой (с сентября по апрель):

  1. Организация наблюдения (ежедневное ведение календаря погоды, в течение полугода).

1.2.Экскурсия на  метеостанцию (апрель).

1.3.Подведение итогов на конференции.

2.Осенняя экскурсия (октябрь):

2.1. Работа на реке Мокрая Буйвола (измерение ширины, глубины, скорости течения, построения поперечного профиля; цвета, запаха, жесткости воды).

3. Наблюдения за высотой Солнца (20 числа каждого месяца).                                                                

4. Весенняя экскурсия (апрель – май):

4.1. Проведение маршрута съемки: от школы до горы Горбунова (компасы, планшеты, ориентирование планшета, выбор масштаба, визирование, определение длины шага).

4.2. Наблюдения у холма. Изучение форм рельефа и пород, их слагающих (холма). Измерение высоты склона и определение его крутизны.

4.3. Наблюдение за обнажением. Описание почвенного разреза (карьер у горы Горбунова). Определение мощности горизонта и морфологических признаков почв (цвета, механического состава, структуры почв, новообразований, включений, характера вскипания (10% HCl), степени влажности).

4.4. Описание растительности, фитоценозов (10*10м). Видовой состав, их обилие, фенологические фазы.

4.5. Работа на местности по определению:

- азимутов по компасу, направлений;

- измерение расстояний на местности и карте (рулеткой, дальномером);

- наблюдение за горизонтом, линией горизонта, дальностью горизонта, открытой и закрытой местностью (фотографирование объектов).

4.6. Наблюдение у пруда («Рыбхоз»).

5. Составление простейших планов местности (двор школы).

Глазомерная, полярная, маршрутная съемки.  

6. Работа с картографическим материалом: планами, глобусом, картами (масштабы, меридианы, параллели, широта, долгота,  градусная сетка).

7.Работа с образцами горных пород  и минералов (магматических, осадочных и метаморфических пород).

8.Работа с рабочими тетрадями (выполнение практических работ).

2.2 .Организация наблюдения за погодой.

Изучение погоды – это одна из составных частей изучения природы своей местности. Каждый ученик должен уметь наблюдать погоду и вести календарь.

Навыки и результаты этих наблюдений необходимы при изучении тем «Атмосфера» и «Географическая оболочка».

В 6 классе с начала учебного года ведутся наблюдения за температурой воздуха, (3 раза в день), давлением, за направлением и силой ветра, облачностью и осадками. В школе отсутствует географическая площадка, и для проведения наблюдений имеется наружный термометр и барометр.

Практические цели: ведение дневника погоды в течение полгода, «научает» учащихся разбираться  в вопросах формирования погоды – через температуру, давление, влажность, ветер, осадки, наблюдая за изменениями в природе. Воспитательная цель заключается в том, что ежедневная работа по ведению дневника погоды приучает ученика к каждодневному труду.

Наблюдения над погодой начинают с начала учебного года. На первых уроках учащиеся учатся измерять температуру воздуха, наблюдать за изменениями природы по сезонам, измерять давление по барометру-анероиду, упражняются в определении сторон горизонта,  определять направление ветра по состоянию окружающих предметов и явлений (деревьев, флага, дыма из трубы и т.п.). Далее, учеников приходится знакомить с условными знаками для обозначения основных элементов погоды, входящих в круг наблюдений шестиклассников.

Опыт работы показывает, что учащиеся, составляя календарь погоды, делают характерные ошибки, например: неправильно определяют среднюю дневную температуру. В течение одной-двух недель, этот недостаток – устраняется.

Помогает в этой работе, заполненные календари погоды за прошлый год и бланк нового календаря.

Облачность показывается – квадратом, и заштриховывается в зависимости от степени облачности. Осадки показываются также условными знаками.

В конце каждого месяца учащиеся строят график температуры и давления. По предложенной схеме учащиеся ведут наблюдения до апреля месяца, т.е. за полгода.

Температура отмечается три раза в день, в 8.00. - 13.00. - 19.00.  часов; затем учащиеся вычисляют среднюю температуру, а в течение месяца отмечают самую высокую и самую низкую температуру.

За каждый месяц делается вывод:

  1. отмечается средняя температура, самая высокая и самая низкая температура по дням;
  2. выводится среднее давление;
  3. определяются преобладающие ветры и их направление;
  4. определяется, какова была облачность ;
  5. делается вывод об осадках;
  6. фиксируются другие явления в природе (роса, град, изморозь).

Наблюдение за давлением осуществляется с помощью барометра-анероида, обращаю внимание на точность измерений. Во время беседы показываю и взаимосвязь элементов погоды за определённые дни. Например, западные ветры вызывают у нас повышение температуры зимой и приносят осадки, летом же температура после жарких дней понижается и идут дожди. Зимой восточные ветры приносят ясную морозную погоду, летом – жару при безоблачном небе и т.д.

Второй этап – накопление статистических данных о погоде.

Третий этап – включение материалов наблюдений в систему теоретических знаний. Все учащиеся наблюдают погоду в течение изучения темы «Атмосфера»; материалы обрабатываются и включаются в учебный процесс по заданиям учебника. Одновременно, вписывая данные наблюдений над погодой в календарь, ученики, отмечают также сезонные фенологические явления. Эти наблюдения несколько расширены, по сравнению с наблюдениями в начальной школе, и имеют большую практическую направленность. Школьники отмечают сроки созревания главных сельскохозяйственных культур, начало и конец их уборки, первый осенний и последний весенний заморозки на почве и др. Учащиеся проводят также наблюдения за изменением высоты Солнца над горизонтом, с помощью угломера, в 20-х числах каждого месяца; смещением  точек его восхода и захода и изменением в течении наблюдений продолжительности дня и ночи.

Работа с календарем погоды продолжается до 1 марта. Учащиеся ежемесячно строили графики температуры и давления, и теперь им легко построить аналогичный график за полугодие.

В конце марта – начале апреля, организуется экскурсия на метеостанцию, каждым классом отдельно (фотоматериалы прилагается).                                                             О посещении метеостанции учащиеся сдают отчёт.

Заключительным этапом  наблюдений за погодой и посещение  метеостанции является -  итоговая конференция.

2. 3.Осенняя экскурсия (октябрь) – «Режим водоёма»:

Работа на реке Мокрая Буйвола: измерение ширины, глубины, температуры воды, скорости течения, построение поперечного профиля; определение качественной характеристики воды.

Понятие «режим водоёма» учащиеся ещё не знают (они познакомятся с ним при изучении темы «Гидросфера»), поэтому им нужно объяснить его просто и доходчиво. Режим реки – это поведение водоёма, его изменение по сезонам.  В окрестности школы имеется -  река Мокрая Буйвола, в пятистах метрах от школы.

Оборудование: бутылка с пробкой, два термометра (для измерения температуры воздуха и воды); поплавки (две-три полиэтиленовые бутылки), рейка водомерная (с сантиметровыми делениями), рулетка (10-и метровая), диск (белый) для определения прозрачности воды, секундомер.

В выводе проводимой на реке должно быть указано: какие воды есть, в чем проявляется их зависимость от рельефа и горных пород, как они используются, как изменены человеком, как охраняются от истощения и загрязнения; предложения для их улучшения и охраны.

Срок проведения экскурсии определяется учителем в зависимости от местных условий, но обязательно до изучения темы «Земная кора», обычно в октябре месяце (фотоматериалы прилагаются).

Приемы работы на реке Мокрая Буйвола.

План

Действия, соответствующие пунктам плана

1.Особенности вод своей местности; общая характеристика

Расположившись на берегу реки, провожу с учащимися вводную беседу: рассказываю об истоке реки (село Высотское), о её питании (подземное, дождевое, снеговое), по каким территориям она протекает (через какие населенные пункты, и районы),  длине реки (132 км), где её устье ( левый приток реки Кумы, у города Будённовска). Река протекает по холмистому рельефу, около населенных пунктов имеет пруды (используемых для зарыбления, как места отдыха, и для орошения). Учащиеся делают вывод о том, насколько местность обеспечена водами (избыток, вполне достаточно, очень мало).                  

2.Определение температуры воды.

При измерении температуры воды термометр надо держать до тех пор, пока не остановится столбик ртути (спирта). Температуру воды сравнить с температурой окружающего воздуха.

3. Свойства воды.

При определении свойств воды определить её запах. Взять воду в бутылку, закрыть её пробкой, посмотреть на свет, мутная она или нет. Дома дать воде отстояться, посмотреть, если ли на дне осадок. Затем налить небольшое количество отстоявшейся воды на блюдце и после испарения установить, каков осадок.

4. Направление течения.

Направление течения реки определить с помощью компаса (ВВС), азимут 60*. По карте  устанавливаем, куда впадает река: озеро Буйвола, город Будённовск.

5. Ширина и глубина.

Ширину русла и глубину учащиеся  измеряют у реки, на мосту. Ширину реки измеряют с помощью 10-и метровой рулетки (15 м), глубину – водомерной рейкой ( в см), через каждый 1м.

6.Скорость течения.

Для измерения скорости поверхностного течения выбираем  прямолинейный участок реки. На берегу с помощью рулетки отмечаем 20 м, затем бросаем поплавок (полиэтиленовую бутылку, наполовину заполненную водой), по секундомеру засекаем время (38 сек.) Повторяем это измерение ещё раз (40сек). Определяем среднеарифметическое (39 сек.).  Отмеченное расстояние- 20 м : 39 сек. = 50см/сек.

Следовательно, скорость течения реки – 0, 5 м/сек., или 30 м/ мин., или 1800 м/час. (1, 8км/час).

7. Характер берегов и их измерение.

Описание берегов реки учащиеся составляют в результате наблюдения и оценки на глаз. Так же устанавливают характер и извилистость русла (применив для этого имеющуюся карту района), размыв берега, отложение водой пород и образование отмелей, наличие выхода подземных вод, притоки.

8. Зависимость направления и характера течения от рельефа.

При описании поверхности потока воды (гладкая, рябь, волны) необходимо учесть ветер, его силу и направление. Учащиеся делают вывод о зависимости направления и характера течения от рельефа.

9. Свойства воды.

Для определения прозрачности воды в реке  используем 20 см диск. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды (учитывая то, что в месте измерения река неглубокая, в середине реки 40 см и диск виден, переносим это измерение на весеннюю экскурсию – на пруд «Рыбхоз».

10. Использование человеком, изменение, охрана.

Сведения об использовании, изменении реки, меры по охране учащиеся получают при осмотре реки (очень загрязнена бытовым мусором) и из бесед с местными жителями.

11. Построение   поперечного профиля

Имея на руках данные измерения ширины реки:

0м -0 см;  1м -0см; 2м -20см; 3м -35см; 4м- 35см;

5м -30см; 6м -30см; 7м- 40см; 8м -30см; 9м -30см;

10м -20см; 11м -15см; 12м -10см; 13м-10см;14м-0см;

Строим с учащимися поперечный профиль реки.

Затем, рассчитываем площадь прохождения воды через створ моста( 116 кв.см.).

12.Расчёт расхода воды.

Зная скорость течения реки: 1, 8 км/час; и площадь сечения = 116 кв.см, определяем проходящий объём воды: 180000см/час *116см = 20880000куб.см/час.=

20, 88 куб.м/час.

В сутки :  20, 88 *24час.= 504, 12 куб.м/сутки

В год : 504 *365 = 184 тыс.куб.м/год.

  1. Ежемесячные наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

Примерно в 20-х числах каждого месяца в ясную солнечную погоду следует проводить наблюдения за высотой Солнца над горизонтом. Наблюдения проводятся в полдень по гномону (по длине тени) или простейшему угломерному прибору. Нужно иметь в виду, что часы в нашей стране по сравнению с поясным временем переведены на 1 час вперёд, кроме этого, нужно учитывать ещё и местное время.

Истинный полдень в Благодарном можно определить «опираясь» на истинный полдень в Москве. В  Москве истинный полдень в 12час.30мин., и Москва находится на меридиане – 37 в.д., т.к. Благодарный находится на 42 в.д., то разница составляет 42 в.д. – 37 в.д. = 5 в.д.

4 мин. *5=20мин.

12 час. 30мин. -20 мин. = 12час. 10мин.

Следовательно, истинный полдень в Благодарном будет :

12 час.10мин. +1 час.  «летнее время»= 13час.10мин. (Округляем для удобства до 13 час, не забывая о летнем времени).  

На географической площадке следует провести направление полуденной тени, т.е. линии местного меридиана. Под прямым углом к меридиану следует провести направление местной параллели. Эти линии будут указателями сторон горизонта.

Длина полуденной тени зависит от высоты полуденного Солнца над горизонтом, а значит, меняется по временам года, из месяца в месяц. Учащиеся измеряют длину полуденной тени каждый месяц.

 Направление тени, и длина её отмечаются специальными колышками, на которых надписываются дата наблюдений и время работы на площадке.

Уже второе наблюдение в октябре покажет, что тень стала длиннее, чем при первом наблюдении. Отсюда вывод: Солнце над горизонтом в октябре стоит ниже, чем в сентябре. Так, продолжается до октября. В январе длина тени начинает укорачиваться, значит, Солнце в январе в полдень находится выше, чем в декабре.

Наблюдения за изменением высоты Солнца над горизонтом помогут учащимся легче усвоить тему «Времена года». Материалы наблюдений используются для построения графика «Изменение высоты Солнца над горизонтом в течение года». Построение графика несколько сложно, так как данные, которые получаются от наблюдений, находятся в обратной зависимости: тень длиннее – Солнце ниже, тень короче – Солнце выше.

Вот как строится график изменения высоты Солнца. (Можно показать на доске). На горизонтальной линии, проведённой в нижней части страницы, к середине восстанавливается вертикаль (изображающая гномон) и справа вторая вертикаль, на которой указывается высота Солнца над горизонтом. Длина тени 20 сентября откладывается в масштабе влево от первой вертикали и отмечается точкой; от точки через вершину первой вертикали проводится прямая до пересечения с правой (второй) вертикалью. Место пересечения  - положение Солнца 20/IX; таким же образом отмечается положение Солнца 20/X, 20/XI и т.д. Из графика видно: 1) чем ниже Солнце над горизонтом, тем длиннее тень;  2) в октябре по сравнению с сентябрём Солнце ниже поднимается над горизонтом;   3) в октябре холоднее, чем в сентябре, так как, чем ниже Солнце над горизонтом, тем холоднее (можно привести примеры с положением Солнца над горизонтом в течение суток: летом утром и вечером холоднее, чем в полдень, когда положение Солнца над горизонтом самое высокое).

По результатам наблюдений учащиеся подводятся к следующим выводам: 1) высота Солнца над горизонтом изменяется в течение суток и года;  

2) самое высокое положение Солнца (в северном полушарии) в полдень 22 июня;   3) самое низкое положение Солнца в полдень 22 декабря;   4) точки восхода и захода Солнца постоянно меняются; 5) чем выше Солнце над горизонтом в полдень, тем продолжительнее день и короче ночь;    6)   направление полуденной линии - на север, остается неизменным, следовательно, Солнце в полдень всегда находится на юге.

2.5. Весенняя экскурсия.

Изучение форм рельефа на примере горы Горбунова.

Содержание экскурсии следующее:

  1. Изучение форм рельефа и пород, их слагающих. Измерение высоты склона и определение его крутизны.
  2. Определение ширины, глубины, скорости течения  реки у пруда.  
  3. Составление описания пруда «Рыбхоз».
  4. Ознакомление с результатами процессов, изменяющих рельеф.

Опыт работы показывает, что для проведения экскурсии необходимо подготовить следующее оборудование: компас, рулетку длиной не менее 10 м, тонкий шпагат длиной 15-20 м, мерную рейку, эклиметр, нивелиры, колышки деревянные (10 штук), секундомер, папку для гербария, лупу, мешочки для горных пород, бумагу, карандаши, линейки, резинки и др.  Полевой дневник должен быть у каждого ученика.

Перед экскурсией учитель проводит специальный урок в классе, на котором знакомит учащихся с содержанием экскурсии.

Экскурсию по изучению ПК можно провести как до изучения темы «Взаимосвязь компонентов природы», так и после. Оптимальный вариант – первый. В этом случае на уроках по теме надо опираться на житейские представления учащихся, на их знания по биологии, на материалы осенней экскурсии и кое-что рассказать о той местности, куда запланирована экскурсия, называя то, что они там увидят.

Описание природных комплексов.

Место проведения экскурсии.

  1. Время и дата экскурсии.
  2. Погода во время экскурсии: температура воздуха, ветер, облачность, осадки.
  3. Положение места экскурсии относительно школы (в какой стороне горизонта), относительно географических объектов.

План работы.

Действия, соответствующие пунктам плана.

1.Название участков и их взаимное размещение.

Определить расстояние до изучаемой местности и положение ее относительно населенного пункта, реки, школы и др. Осмотреть участки, которые будут изучаться, и установить, как взаиморасположены (относительно сторон горизонта, по положению к реке, дороге и другим предметам). Участки выбирать по возможности не сильно измененные хозяйственной деятельностью человека. Для комплексного описания намечается площадка примерно 10*10м на открытой местности (например, луг); 20*20м – в лесу;  

2.Описание каждого природного комплекса:

а) название;

б) особенности компонентов;

в) вывод о причинах различия комплексов;

г) использование человеком, изменение, охрана.

а) назвать участки (по форме рельефа, растительности);

б) определить формы рельефа, горные породы, почвы, глубоко ли залегают грунтовые воды, характер растительности (скудная, богатая), виды растений, животных;

в) применить знания о связях между компонентами природы и объяснить причины различия;

г) осмотром выявить, какие изменения внес человек; как используют природный комплекс; установить меры по охране природного комплекса.

Проведение экскурсии.

Перед выходом на экскурсию командиры отделений проверяют и докладывают учителю о наличии необходимого оборудования. С приходом на место учитель ещё раз напоминает  учащимся о задачах экскурсии, командиры отделений  разводят учащихся по ранее намеченным точкам, и работа начинается.

Учителю необходимо проверять, как проводится работа, и по мере надобности оказывать помощь учащимся.

Все задания учащиеся ещё в классе записывают в полевые дневники. На каждое задание следует отвести по 1-2 листа с тем расчётом, чтобы уместилась запись и осталось бы достаточно места для записей на местности.

  I.Изучение форм рельефа и пород, их слагающих.

Выполнение этого вида работы проводится по следующим заданиям:

  1. Опишите местность, окружающую вас.
  2. Запишите в дневник, в каком направлении от вас (точки стояния) расположены холм, овраг, равнина и т.д.                                              
  3. По обнажению (у реки или у обрывистого берега оврага) определите, какие породы слагают местность, как они залегают. Зарисуйте обнажения пород.
  4. Определите высоту холма или берега реки (оврага) на глаз и потом проверьте её нивелиром.
  5. Определите крутизну склона на глаз, а потом проверьте её эклиметром.

На месте экскурсии учащимся предлагается открыть полевые дневники и прочитать первый вид работы. Учитель обращает внимание учеников на формы поверхности местности и предлагает самостоятельно записать ответ на первый вопрос. Далее учащиеся называют отдельные формы поверхности суши: холм, овраг, обрывистый берег реки и т.д. При помощи компаса они определяют их направление от точки стояния и записывают ответы на второй вопрос.

Учитель подводит учащихся к обнажению; им предлагается зарисовать обнажения пород, измерить мощность пластов и взять образцы пород. Породы лучше собирать сверху вниз, складывать в отдельные мешочки и вкладывать записку с указанием толщины пласта и его порядкового номера.

После этого по указанию учителя нескольким ученикам предлагается на глаз определить относительную высоту берега реки, оврага или холма. Для проверки результата высоту измеряют нивелиром. Если позволяют условия, желательно измерение предложить выполнить нескольким бригадам с разных точек. Остальные учащиеся наблюдают за ходом работы.

Для определения высоты холма используется ученический нивелир (h=1м). Измерение лучше начинать с подошвы. Один ученик следит за тем, чтобы нивелир был установлен строго перпендикулярно к основанию поверхности. Проверяется вертикальность положения по отвесу, который прикреплён к центру горизонтальной планки нивелира. Второй ученик визирует на склон холма. Третий поднимается с вешкой или колышком по склону холма на высоту, равную 1м. Здесь он вбивает колышек. Нивелировщик с нивелиром поднимается на эту отметку, устанавливает нивелир, проверяет его отвесное положение и визирует на следующую отметку.

Последовательность работ продолжается до тех пор, пока не будет достигнута вершина. Высота холма определяется по числу перестановок нивелира по холму.

Чтобы определить крутизну склона с помощью эклиметра, последний держит на уровне глаз так, чтобы линия основания была параллельна направлению склона. Тогда нить отвеса эклиметра покажет угол, равный углу крутизны склона (фотоматериалы прилагаются).

Глава 3.Результаты исследования.

Главной целью начального курса  является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета. Перед курсом стоит ответственная задача – сформировать определённую систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить «географичность» содержания, т.е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

Одна из основных задач школьной географии – это обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях.

В течение учебного года учащиеся выполнили множество разнообразных практических работ: это и наблюдения за погодой (ведение дневника погоды), и осенняя экскурсия (проведение измерений на реке Мокрая Буйвола), и весенняя экскурсия (проведение комплекса работ на местности),

работы в рабочих тетрадях, с картографическим материалом (настенные карты, глобусы, топографические планы), фенологические наблюдения, наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

На основании  результатов данного исследования был проведен анализ выполненных практических работ, который показал их важность, как одно из средств совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Были получены следующие данные:  

  1. По завершению выполнения практической работы  «Наблюдения за погодой», учащиеся приобрели навык наблюдения за погодой своей местности, научились выяснять причины изменения погоды,  обобщать

погодные условия за промежуток времени (сутки, месяц, сезон, полугодие), строить графики температуры и давления ( за месяц и полугодие), накапливать  данные о погоде, которые им пригодились при изучении тем « Атмосфера», «Географическая оболочка». В апреле месяце все шестиклассники познакомились с работой метеостанции, с методами научных наблюдений. По итогам проведённой работы – сдали отчёт. С данной работой учащиеся 6-х классов справились успешно.

  1. По результатам наблюдений за высотой Солнца учащиеся пришли к следующим выводам: высота Солнца и длина тени изменяется в течении суток и года; самое высокое положение Солнца летом и в полдень, самое низкое – зимой; чем выше Солнце над горизонтом, тем продолжительнее день и короче ночь; длина полуденной тени постоянно меняется, но направление её ( на север) остаётся неизменным. Кроме того ученики научились ориентироваться по Солнцу.
  2. Осенняя экскурсия носит название «Режим водоёма»,  проводится в октябре месяце и предусматривает работы на реке Мокрая Буйвола: это измерение ширины и глубины реки, её температуры, скорости течения, определение цвета, запаха, жёсткости воды. Работа продолжается и в классе, где ученики строят поперечный профиль реки, вычисляют расход воды, описывают реку. Эта работа позволила взглянуть по-новому, на привычную для учеников реку.
  3. Весенняя экскурсия проводится с целью ознакомить учащихся с природными комплексами, особенности которых можно объяснить, выявив признаки взаимодействия компонентов природы и воздействия на них человека. Для выбора природных комплексов в качестве ведущего, лучше всего избрать рельеф и слагающие поверхность горные породы, т.к. от них зависит степень увлажнения, характер почв и растительный покров. Данная экскурсия проводится на холме  Горбунова, где удобно производить вышеперечисленный комплекс работ. При выполнении этого вида работ шестиклассники научились: описывать местность; производить наблюдения за горизонтом; ориентироваться и работать с картой местности; производить наблюдения у обнажения, описывать горные работы; определять высоту холма, с помощью нивелирования, определять его крутизну; описывать растительность, её видовой состав.

Задачи, поставленные в данной работе  - выполнены, главными из них являлись: выработка у учащихся умений наблюдать природу, делать зарисовки, описывать увиденное, собирать коллекции. Эта экскурсия длиться 6- 7 часов и позволила значительно пополнить и закрепить полученные ранее знания. Собранный материал послужил основой для выполнения на уроках практических работ по вычерчиванию высоты холма, изображения холма способом горизонталей, произвести описание почвенного разреза, определения морфологических признаков почв: определение цвета почвенного горизонта, его механического состава, структуры почвы.

Одной из задач поставленной в данном проекте является:  проведение конференции, это заключительный этап – описание результатов, т.е. подготовка докладов и здесь возникают определённые трудности.  

У шестиклассников обычно нет опыта в изложении своих мыслей на бумаге. Как правило, первый текст, написанный ими, бессистемен, смысловые куски перемешаны, между отдельными мыслями отсутствуют связки-переходы.

Ученику приходится показывать эти огрехи, объяснять, как принято описывать исследование и его результаты. Важно также, чтобы ученик выступил правильно, со своим докладом перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правило, юный исследователь не понимает, что устное сообщение должно быть понятным слушателям, а иллюстрируемый материал - наглядным и хорошо видным слушателям. Из доклада должно быть ясно, какие задачи поставлены, какими методами они решались и какой получен результат. Умение выступить перед аудиторией пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. Обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику, ведь вопросы помогают глубже понять результаты своей работы, а иногда дают толчок дальнейшим исследованиям для получения более убедительных данных.

Крайне важно, чтобы аудитория была действительно заинтересована и доброжелательна. Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что здесь нужна кропотливая совместная работа учеников с учителем.

Проведение практических работ в том объеме, в котором они показаны в данном творческом проекте дали ожидаемые результаты, а именно, повышение познавательного интереса к географии, привели к активизации творческого потенциала. И, это видно не только по количеству и качеству выполненных практических работ, но и по тому интересу, который проявляют учащиеся к предмету, по их « горению», по их глазам. Проведенное анкетирование психологом школы, показало, что «пик» познавательного интереса в 6-х классах даёт некоторые основания утверждать, что повышенный интерес учащихся к новому для них учебному

предмету вполне закономерен. Он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего геопространства, совпадая во времени с началом подросткового периода.

Выявлено также, и то, что обращение к внутренней  мотивационно-потребностной – сфере школьника в обучении географии может дать поразительные результаты. Было обнаружено – интерес к предмету, творческая активность учащихся значительно возрастает уже в первый год изучения географии, если в учебный процесс включается система полевых занятий.

Заключение.

Для школьной географии очень актуальна мысль о том, что в планировании процесса обучения должна быть предусмотрена связь обучения с жизнью, в том числе, этап использования полученных знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционального заряда в жизненной практике.

Системный подход, в проведении практических работ, выступает как важный фактор перестройки урока географии, в соответствии с современными воззрениями. Приведу лишь несколько признаков, которые позволили  проводить практические работы, с учётом требований современного урока:

  1. Учебный процесс направлен,  прежде всего, на формирование личности учащегося.                                          
  2. Учитель – организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант.
  3. Сотрудничество учителя и учащихся; мотивация учебной деятельности школьников.
  4. Применению  знаний и умений в процессе решения учебных задач отведено центральное место.
  5. Общение между учащимися в ходе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности.

Следовательно, системный подход проведения практических работ, убыстряет переход к современному уроку, поскольку его важнейшие признаки связаны, прежде всего, с усвоением учащимися опыта творческой деятельности  и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

В процессе проведения практических работ на протяжении ряда лет мною разработаны (откорректированы) задания по практическим работам.

Таким образом, цели  поставленные в данном творческом проекте – выполнены (фотоматериалы прилагаются).

Используемая литература.

1.Асонова Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР. ( Из опыта работы). Под ред. Матрусова И.С. М.: Просвещение, 1974.

2.Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

3.Бороздинов Н.М. Самостоятельные работы учащихся по географии в 5 классе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1963.

4.Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. М.: Просвещение, 1991.

5.Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1973.

6.Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе: Пособие для учителей. (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1980.

7.Куприн А.М. На местности и по карте. М.: Недра, 1982.

8.Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. (Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя),  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

9.Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

10.Сухорукова А.В. Работа на географической площадке. М.: Просвещение, 1970.

11.География в школе. Научно-методический журнал. № 3, 6. 1990., № 2. 1999., № 2, 4. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...