Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка
творческая работа учащихся (география, 9 класс) на тему

Брылина Светлана Владимировна

Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции  школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, луг, ельник, прибрежная растительность, обрыв, ельник. Для краеведческого исследования взята деревня Сафроновка. В работе не тропе принимают участие учителя биологии, географии, начальных классов, воспитатели школы-интерната. В дальнейшем планируем использовать учебный материал по литературе, экологии, истории.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_biryusa_-_safronovka.doc518.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 24

среднего (полного) общего образования ОАО «Российские железные дороги»

Создание эколого-краеведческой тропы

Бирюса – Сафроновка

Автор: Ельяшова Елизавета,

 ученица 9 класса

Руководители:

Брылина С.В., учитель географии,

Степанова И.С., учитель биологии.

Тайшет, 2011 год.

Содержание

   

Введение        

1.1 Составление маршрута        

1.2 Выбор станций        

1.3 Описание тропы, исследование объектов        

1.4 Материалы к учебным экскурсиям        

Приложение А        


Введение

        История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Создание этих маршрутов (учебных троп) направлено на решение следующих задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, изучение  и охрана природы в прилегающей зоне.

        Если правильно организовать данную экологическую учебную тропу, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь даст возможность расширить и углубить знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять эти знания на практике.

        Авторами, для прокладывания эколого-краеведческой тропы, были рассмотрены несколько участков, выбор свой остановили на берегах рек Бирюса и Тайшетка.

        Таким образом, целью работы является: разработка эколого-краеведческой тропы «Бирюса - Сафроновка».

        В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Выбрать маршрут тропы, показать его познавательно-экологические возможности;
  2. Определить остановки (смотровые объекты), провести их изучение;
  3. Сформировать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранной деятельности учащихся на учебной тропе.

Экологическая тропа рассчитана на педагогов, воспитателей, воспитанников школы-интерната для изучения разнообразных объектов и явлений природы, знакомство с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными экосистемами – водоёмами, лесом, лугом и т.д., изучением антропогенного воздействия на природу.

1.1 Составление маршрута

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы, и другие природные и антропогенные объекты. Идущие по тропе получают с помощью экскурсоводов (педагога, ученика) информацию (письменную, устную) об этих объектах.

Для данной работы выбран маршрут «Бирюса – Сафроновка» (Приложение А). Этот маршрут выбран потому, что соответствует необходимым требованиям:

  1. он доступен, 16 километров от школы (на школьном автобусе до начала маршрута проезд 20 минут), к нему есть подъездные дороги. Он не представляет большой опасности и не сложен в прохождении, его протяжённость 1-1,5 км;
  2. он несёт в себе много учебно – познавательной информации. На данном маршруте встречаются различные экосистемы:  реки, озеро, заливной луг, лес, а так же сельский населённый пункт – Сафроновка;
  3. данный маршрут достаточно привлекательный. Это - практически не тронутые человеком ландшафты: небольшая речка Тайшетка, которая дала название нашему городу, одна из красивейших рек Иркутской области – Бирюса, сибирский лес.

        Данная учебная пешеходная тропа предназначена для учащихся среднего школьного возраста, маршрут проходит линейно, выбран с учётом выполнения учебно-воспитательных задач.

В структуре эколого-краеведческой тропы выделяется два блока:

  1. Учебный блок – тропа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Учебный материал по географии, биологии, экологии будет использован ребятами на практике, в полевых условиях;
  2. Воспитательный блок - тропа может быть использована с целью воспитания гражданственности, любви к природе, своей малой Родине, развития у детей взаимопомощи, взаимовыручки и других коммуникативных качеств.

        Методы, используемые для изучения эколого-краеведческой тропы: наблюдение, сравнительно-географический, картографический, экспериментальный, метод геоботанических описаний, исторический.

        Работа по изучению тропы будет проводиться в осеннее, летнее время.

1.2 Выбор станций

Для изучения объектов окружающей среды были выбрано семь станций (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Станции эколого-краеведческой тропы «Бирюса – Сафроновка».

№ остановки, её название и адрес

Объекты изучения

Что наблюдать

№1 Устье реки Тайшетки

Река Тайшетка

Физические свойства воды (температура, прозрачность), скорость и характер течения, питание и режим реки, расход реки.

№2 Пойменный луг

(200м. от устья реки Тайшетки по азимуту 135º)

Экосистема пойменного (заливного) луга

Фенологическое состояние злаковых, ярусность растительности, выявление доминантных видов, оценка деятельности человека.

№3 Прибрежная растительность

(300м. вверх по течению, по правому берегу реки Тайшетки)

Экосистема прибрежной зоны

Составление плана-схемы линии берега и распределения береговой растительности, определение видов насекомых и птиц, обитающих в данной зоне.

№4 Озеро Поляцкое

(от устья реки Тайшетки вверх по течению, 400м. по просёлочной дороге к деревне Сафроновка)

Экосистема озера

Определение бентоса, поясности водной растительности по глубине.

№5  Ельник

(у восточного берега озера Поляцкого)

Экосистема хвойного леса

Определение возрастного состава ельника, прогноз дальнейшего существования экосистемы, изучение лишайников, составление гербария растений.

№6 Обрыв

 (на берегу реки Тайшетки, у деревни Сафроновка)

Почвенный разрез

Почвенные горизонты, механический состав,

структура почвы.

№7Деревня Сафроновка

Сельский населённый пункт

Характер застройки, образ жизни, хозяйственная деятельность людей, проблемы сельских населённых пунктов.

1.3 Описание тропы, исследование объектов

1.3.1 Точка №1  - устье реки Тайшетки

Тайшетка – приток Бирюсы. Точка №1 находится в устье реки Тайшетки. На данном участке местности река течёт в северо-восточном направлении. В этом месте верёвкой была измерена ширина реки, которая составила 70 метров. Осуществлены промеры глубин: у берега 50-70 см, максимальная – 1,5 метров. Ширина и глубина реки изменяется по сезонам года. Прозрачность замеряли металлическим диском диаметром 30см. обвёрнутым фольгой, он был виден с глубины 50см. Дно реки илистое, запах рыбный, берега заросли прибрежной растительностью. С помощью поплавков измерено течение воды в реке – 0,025 м/с. Примерно было измерено (Рисунок 1.1)   и рассчитано поперечное сечение реки.

I

II

III

IV

1 м

1 м

0,7 м

17

17

17

17

Рисунок 1.1 – Поперечное сечение реки

м2, м2, м2, м2

м2

Расход реки рассчитывался по формуле: ,  он равен 1,1475 м³.

         Сток за год равен 36 18756о м³. Температура воды 11º (Рисунок Б.1)

1.3.2 Точка №2 - пойменный (заливной луг)

Площадь луга примерно составляет 1га. На лугу отмечается мозаичность травяного покрова, преобладает жёлтая окраска, которая создаётся лютиком едким. На лугу доминируют злаковые: мятлик луговой, ежа сборная, душистый колосок, овсяница луговая, овсяница желобчная (типчак), есть представители бобовых: мышиный горошек, клевер луговой.

На лугу на медоносных травах (лядвенец рогатый, клевер) присутствуют насекомые-опылители (шмели, бабочки-боярышницы, мотыльки) Из птиц - жаворонки. Луг используется для выпаса скота и несёт большую антропогенную нагрузку. (Рисунок Б.2).

1.3.3 Точка №3 - прибрежная растительность

Среди прибрежной растительности преобладает ива и такие кустарники, как черёмуха, шиповник и др. В кустарниках селятся овсянка камышовая, малиновка. Берег покрыт сплошной растительностью: осокой, рогозом, камышом, ежеголовником, стрелолистом, лютиком водяным. В растительности большое количество насекомых: водомерок, стрекоз, водяных жуков-плавунцов, веснянок, ручейников. Участок сильно увлажнён, почва илистая. (Рисунок Б.3)

1.3.4 Точка №4 - озеро Поляцкое

Озеро лесное, небольшое, площадь поверхности изменяется по сезонам, глубина до 2 м, берега не выражены, покрыты растительностью. Ярко выражены пояса:

  1. прибрежный, в котором произрастают стрелолист обыкновенный, сусак зонтичный, полупогружённые растения: рогоз широколистный, хвощ топяной;
  2. укоренённые растения с плавающими листьями: кувшинки, кубышки;
  3. свободноплавающие растения на поверхности: ряска, водокрас лягушечий;
  4. укоренённые растения толщи воды: рдест пронзённолистный.

Из животных на поверхности озера  встречаются стрекозы, ручейники, в толще воды – личинки ручейников, вислокрылки. По словам местных жителей, во время перелёта на озере останавливаются журавли, утки кряквы, чирки.

Вода в озере прозрачная, запах рыбный, грунт озера илистый. (Рисунок Б.4)

1.3.5 Точка №5 - ельник

В  составе леса доминирует ель. Ельник имеет все характерные для елового леса растительность: мхи, лишайники и др. Высота деревьев до 20м., возраст до 100 лет, подроста мало. Плодоношение обильное, на земле много шишки. По опавшим шишкам и следам деятельности животных определено, что семенами питались белки, дятлы, клёсты. По голосу установлено, что в лесу обитает кукушка. Местные жители утверждают, что в ельнике можно встретить зайца, ондатру, норку, ласку.

Дуплистых деревьев нет. Лес в хорошем состоянии, повреждённых деревьев мало, деятельность человека незначительна (нет вырубок, кострищ). (Рисунок Б.5)

1.3.6 Точка № 6- обрыв на реке Тайшетке у деревни Сафроновка

Обрыв на реке обнажает почвенный срез. Выделяются два почвенных горизонта: гумусовый – 10-12 см. (цвет тёмный, есть корни растений), песчаный - до 1 м. (цвет светлый). Рассмотрен верхний слой: комочки почвы легко раздавливались пальцами, следовательно, сложение рыхлое. Механический состав проверялся по скатыванию из почвы небольшого шарика. Шарик образуется непрочный, сразу разваливается на части. Следовательно, почва представляет собой супесь. Она легкая, рыхлая, её частицы не прилегают плотно друг к другу. По образовавшимся каналам влага быстро просачивается вглубь, т.е. почва плохо удерживает влагу, в тоже время корни растений хорошо снабжаются воздухом, который необходим им для дыхания. ((Рисунок Б.6)

1.3.7 Точка №7 - деревня Сафроновка

В деревне Сафроновка, которая находится на берегу реки Тайшетки, насчитывается около 20 дворов, застройка одноэтажная, дома деревянные. В деревне других построек нет. Население в основном пенсионного возраста. Небольшая часть населения в трудоспособном возрасте, на работу ездит в другие населённые пункты. Водоснабжение только через скважины частных домов, колодцев нет, из реки воду для пищевых нужд не берут. В настоящее время деревня не существует как самостоятельный населённый пункт, а относится к деревне Старый Акульшет, называется улицей Береговой. (Рисунок Б.7)

1.4 Материалы к учебным экскурсиям

В ходе работы был подготовлен минимальный пакет материалов для учебных экскурсий. Работа по подготовке материала продолжается.        

Заключение

        Был проложен маршрут эколого-краеведческой тропы, выбраны объекты, на которых проведены учебные практикумы по изучению территории.

        Экологическая тропа готова к использованию.

        Сформирован минимальный пакет методических рекомендаций для организации учебных экскурсий.

        Предполагаемые результаты: около 100 учеников школы-интерната будут обучены навыками ведения наблюдений в природе, умениям элементарных практических природных исследования. В школе повысится уровень экологического воспитания учащихся. Воспитанники интерната возьмут шефство над небольшим участком природы и будут следить за его чистотой и общим состоянием.

        Таким образом, создание эколого-краеведческой тропы имеет важное практическое значение в воспитании и обучении школьников.

Список литературы

  1. Учебно- методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания «Биология» 2004г. №16, 2011г. №8
  2. Практическое пособие по экологии для студентов и старших школьников. М.: 2006. Составители: к.б.н. Андреева А.Е.; Кузнецова Е.; Полуэктов С.А.; Степанова Н.Ю.
  3. Решение задач по географическим картам: - М. :Просвещение, 1996. Левицкий И.Ю., Евгаевская Я.В.


Приложение А

Карта маршрута эколого-краеведческой тропы «Бирюса-Сафроновка»

7

6

5

4

3

2

1


Приложение Б

Рисунок Б.1 -  Работа в устье реки Тайшетки        Рисунок Б.2 - Пойменный луг

Рисунок Б.3 – Прибрежная растительность           Рисунок Б.4 – Озеро Поляцкое

Рисунок Б.5 –Ельник            Рисунок Б.6 – Обрыв                 Рисунок Б.7 – Деревня

                                                                                                             Сафроновка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

"Эколого-краеведческий туризм"

Программа для дополнительного образования занятий туризмом на три года обучения. Итоговым мероприятием каждого года является водный сплав-поход по рекам Прикамья....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

"Эколого - краеведческая тропа Добра и Памяти"

В последние десятилетия наступление человека на окружающую среду становится всё более агрессивным. Чтобы остановить этот процесс, а может быть повернуть вспять, требуется усилия многих людей. Таким ко...