"Эколого-краеведческий туризм"
рабочая программа по краеведению по теме

Нечаева Татьяна Васильевна

Программа для дополнительного образования занятий туризмом на три года обучения. Итоговым мероприятием каждого года является водный сплав-поход по рекам Прикамья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3_g._ob.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план туристско-краеведческого кружка

 «Эколого-краеведческий туризм», руководитель Нечаева Т.В.

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1.1

История отечественного туризма

7

6

1

1.2

Правила поведения туристов

7

5

2

2

Туристско-бытовые навыки туриста

2.1

Основы безопасности в природной среде

5

5

-

2.2

Основы безопасности на улице и в микрорайоне

5

2

3

2.3

Личное снаряжение и уход за ним

5

2

3

2.4

Групповое снаряжение и уход за ним

5

1

4

2.5

Туристская группа в походе

5

-

5

2.6

Питание туристской группы

5

-

5

3

Культурное и природное наследие

3.1

Достопримечательности своего района

18

3

15

3.2

Памятники природы родного края

30

10

20

3.3

Экскурсии на предприятия района

7

7

-

3.4

Экскурсии в школьный музей (на разные экспоз.)

4

-

4

4

Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи

4.1

Личная гигиена туриста

2

1

1

4.2

Оказание первой доврачебной помощи

4

-

4

4.3

Медицинская  аптечка

3

-

3

5

Спортивно-оздоровительный туризм

5.1

Пешеходный туризм

11

-

11

5.2

Полоса препятствий пешеходного туризма

15

-

15

5.3

5.4

Лыжный туризм

Водный туризм

42

 

-

42


Итого

180 (288)


100


188

1. Введение

1.1 История отечественного туризма

Отечественные мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и путешественники родного края. Знакомство с туристами- старшеклассниками своей школы, своего микрорайона «Молодежный» и их деятельностью.

Практические занятия

Рассказы школьников о наиболее ярких впечатлениях, полученных от туристических экскурсий, походов за прошлый год. Подведение итогов 2-го года занятий, выяснение основных знаний, умений и навыков полученных за два года занятий. Постановка целей и задач на новый год занятий. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся.

Просмотр электронной презентации по итогам летнего труда и отдыха.

1.2. Правила поведения туристов

Знакомство с историей и традициями общественно полезных дел школы, выполняемых туристами на экскурсиях и туристских прогулках. Кодекс чести туриста.  Девиз: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья»,  «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».

Правила хорошего тона, взаимоотношения между девушками и юношами в туристической группе.

Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр.

Укрепление своего здоровья. Аккуратность, пунктуальность, соблюдение чистоты и порядка, правил культурного поведения в местах туристских прогулок и экскурсий. Уважение к местным традициям и обычаям.

Практические занятия

Туристская прогулка в лес с целью закрепления знаний  и навыков межличностных взаимоотношений, поведения в природе, на улице и в транспорте, а также выявления навыков наблюдательности, вежливости, отзывчивости, доброты, внимания.

 2. Туристско-бытовые навыки туриста

2.1 Основы безопасности в природной среде

Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы; соблюдения тишины на привале и во время движения группы. Взаимопомощь и доброжелательность во взаимоотношениях в туристской группе – одно из условий безопасности.

Правила пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия при обнаружении не затушенных костров (сильного задымления) в лесу. Безопасность при сборе лекарственных  растений, цветов, грибов, ягод. Требования безопасности при выполнении природоохранных мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов).

2.2. Основы безопасности на улице и в микрорайоне

Правила поведения на учебно-тренировочном полигоне. Порядок и правила использования снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов при занятиях на местности.

Правила безопасности на улице, в своем микрорайоне, в городе. Правила безопасного пользования общественным транспортом  и поведения в нем. Знание телефонов аварийных служб.

Практические занятия

Действия в аварийной ситуации на улице, экскурсии, туристской прогулке, в походе.

2.3. Личное снаряжение и уход за ним

Личное снаряжение туриста в однодневном походе, экскурсии, соревнованиях. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему: практичность, удобство и пр. Личная аптечка и ремонтный набор. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Упаковка рюкзака для похода. Уход за личным снаряжением и его своевременный ремонт. Предметы личной гигиены туриста (полотенце, мыло в футляре, зубная щетка в футляре, зубная паста и пр.)

Практические занятия

Укладка рюкзачка для туристского однодневного похода, размещение снаряжения в рюкзачке. Подготовка и регулировка рюкзака для похода. Ремонт личного снаряжения, знание назначения предметов личного ремнабора и правил обращения (работы) с ними.

2.4. Групповое снаряжение и уход за ним

Костровое снаряжение: котелки, таганок, костровой трос, саперная лопатка, топоры, пилы и рукавицы. Кухонное оборудование (клеенка, половники, ножи, терки, мешки и пакеты для упаковки продуктов). Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и тентов, правила ухода за ними и их ремонт. Колышки и стойки для палатки и уход за ними. Снаряжение для зимнего туризма (палатка «Зима» и печка). Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения краеведческих, исследовательских заданий. Фотоаппараты, видеокамера в туристской группе. Аптечка и ремонтный набор. Маршрутные документы и туристские схемы и карты. Специальное снаряжение (веревки, карабины) и требования, предъявляемые к нему. Уход за снаряжением, сушка и ремонт. Распределение снаряжения между участниками похода, прогулки.

Практические занятия

Упаковка и распределение группового снаряжения между участниками туристской прогулки, похода. Выполнение завхозом по снаряжению своих обязанностей в период подготовки туристского мероприятия, во время его проведения и по его завершении.

Составление командиром и завхозом перечня необходимого группового снаряжения для туристского похода (зимнего и летнего). Распределение группового снаряжения, упаковка рюкзачков для совершения похода.

2.5. Туристская группа в походе

Практические занятия

Туристский учебный поход. Маршрут туристской группы. Движение в походной колонне, преодоление естественных препятствий в туристском однодневном походе (на прогулке). Скорость движения, темп и ритм. Интервал между туристами в группе. Тропление лыжни и смена тропящего в лыжном походе. Движение по склонам, в лесу, преодоление водных преград. Разведка пути движения и требования к знаниям и умениям юных разведчиков. Распорядок походного дня однодневного похода. Работа направляющего и замыкающего, разведчиков и штурмана, хронометриста группы. Организация привалов. Взаимопомощь в туристской группе.

2.6. Питание туристской группы 

Практические занятия

Основные продукты питания для приготовления пищи в походе. Составление меню для однодневного туристского похода с расчетом требуемых продуктов. Хранение продуктов. Распределение продуктов в туристской группе. Завхоз по питанию туристской группы и его обязанности. Дежурные повара, их обязанности и организация дежурства.

Приготовление пищи в полевых условиях на костре (при участии и при контроле взрослых: родителей, педагога).

3. Культурное и природное наследие

3.1. Достопримечательности своего района.

3.2. Памятники природы своего района (края).

Достопримечательности своего района, охрана памятников истории, природы, культуры и архитектуры.

Памятники природы родного края. Редкие и исчезающие растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Растения и животный мир леса, луга, берега реки. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности в лесах, парках и других закрытых пространствах (по сезонам года).

3.3. Экскурсия на одно из предприятий  района

3.4. Экскурсия в школьный музей

        Практические занятия

Экскурсия на одно из предприятий района (ОАО «Камская ГЭС»). Подведение итогов экскурсии.

Экскурсия в школьный музей с целью ознакомления тематическими выставками  историей родной школы.

4. Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи

4.1. Личная гигиена туриста

Практические занятия

Соблюдение правил личной гигиены на туристических прогулках и в походах, при организации перекусов. Личная гигиена на привале, при организации перекусов, приготовлении пищи и ее приеме. Гигиена ног в походе. Способы закаливания организма. Работа санитара в туристской группе. Простейшие приемы самомассажа и их выполнение после физических упражнений.

4.2. Оказание первой доврачебной помощи

Практические занятия

Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах. Требования к материалам для обработки ран и наложения повязок. Использование медикаментов и лекарственных растений.

Первая помощь при переломах конечностей. Правила обработки ран при укусах ядовитых насекомых.

4. 3. Медицинская  аптечка

Практические занятия

Состав медицинской аптечки для туристской прогулки (индивидуальной и групповой). Упаковка и маркировка аптечки. Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки. Использование лекарственных растений для настоев и заварки чая.

5.  Спортивно-оздоровительный туризм

5. 1. Пешеходный туризм

Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзачком. Организация движения группы в однодневном походе по пересеченной и засеченной местности. Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы. Переправа вброд. Оказание взаимопомощи. Переправ по бревну с наведением перил, снятие перил.

Практические занятия

Обработка практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Переправа через условное болото с наведением кладей (жерди). Переправа через условное болото по кочкам. Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности. Просмотр сюжетов видеофильмов.

5. 2. Полоса препятствий пешеходного туризма

        Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное, лично-командное, командное и сквозное прохождение полосы препятствий. Работа в связках (парами). Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) и в команде на соревнованиях.

Практические занятия

Переправа с помощью «маятника», и другими способами. Анализ результатов (ошибок) прохождения дистанции.

5.3. Лыжный туризм

Уход за снаряжением (лыжами, лыжными палками, ботинками). Управление лыжами. Стойка лыжника. Передвижение скользящим шагом, повороты на месте и в движении, спуски и подъемы, попеременный двухшажный ход, подъем «лесенкой», и «елочкой». Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Тропление лыжни. Защита от ветра и снега. Правила перевозки лыж в транспорте.

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения. Выбор одежды для лыжной прогулки или занятий. Управление лыжами на месте: переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Хранение лыж и уход за ними. Обработка техники попеременного двухшажного хода, спуски и подъемы, перешагивание препятствий, преодоление препятствий (завалов) со снятием лыж. Организация привала с перекусом.

Литература

С.А. Торопов «По голубым дорогам Прикамья», Пермь, 2009 г.                                

Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

Ганиченко Л.Г.  Котелок над костром. – М.: Изд. Дом

                                «Вокруг света», 1994.

4.  Дихтярев В.Я.  Вся жизнь -  поход. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.

5.  Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А.  Туристские слеты

                                  и соревнования. – М.: Профиздат, 1984.

6.  Лукоянов П.И.  Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных

ситуациях зимних условий. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

7.  Смирнова Д.В.Программы для системы дополнительного образования  

      детей       «Юные туристы-краеведы», Москва ЦДЮТиК, 2004.

8. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для                общеобразовательных учебных заведений. 9 класс. Воробьева Ю.Л.

         АСТ, Астрель Москва, 2006.

9.  Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному

     туризму в России на 1998 – 2000 гг. – Выпуск 2. – М., 1998.

10. Шальков Ю.Л.  Здоровье туриста: Туризм для всех. – М.:

       Физкультура и спорт, 1987.

11. Журнал «География в школе»

12. Журнал  «География для школьников»

13. Журнал «Вестник образования»

14. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка

Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции  школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, л...

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

эколого-краеведческий путеводитель "Маршрутами скифов"

Настоящий путеводитель имеет своей целью подготовку юных туристов и  руководителей групп к проведению познавательных и безопасных путешествий. Степенной поход направлен на совершенствование физич...

Статья о районной эколого-краеведческой конференции "Моя малая Родина"

Ежегодно в Подольском муниципальном районе проводятся эколого-краеведческие конференции "Моя малая Родина", призванные активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся при изучении и...