Как изменяется рельеф России
план-конспект урока географии (8 класс) по теме

У;рок по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_19.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока географии в 8 классе

на тему «Как и почему изменяется рельеф России».

Подготовила Янгляева Альфия Нясрулловна

учитель географии

первой квалификационной категории,

стаж работы 17лет.

2011 год.

Урок 19. ( С применением ИКТ.)

Тема урока: Как и почему изменяется рельеф России.

(Влияние внутренних и внешних факторов на рельеф, движения земной коры.)

Эпиграф урока: Хребтами горбились породы,

                              Взрывались, плавились, кипя.

                              И миллионы лет природа

                              Лепила самое себя.

Цели и задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа;

- показать непрерывность развития рельефа.

Развивающие:

- создать условия для систематизации  знаний о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа;

- развивать умение работать с картой.

Воспитывающие:

- закрепить знания рельефа родного края, воспитывая в школьниках любовь к малой Родине.

Оборудование: физическая карта России, презентация, атлас, учебник.

Методы и формы обучения:

  1. объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного изложения;
  2. систематизация знаний о внешних факторах развития рельефа.

                                               

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия: оледенение, морена, зандровые равнины, эрозионный рельеф, эоловый рельеф, дюны ,барханы,  «бараньи лбы», карстовые пещеры, воронки.

                               

План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

I

Организационный

момент

Приветствие , определение отсутствующих. Нацелить учащихся на урок, проверить их готовность к уроку.

2

II

Повторение

Проверить усвоение учащимися пройденного материала путем выполнения тестовых заданий

15

III

Изучение нового материала

Изучить влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа путем рассмотрения различных форм рельефа

17

IV

Закрепление

Заполнение таблицы

10

V

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение.

Выполнение тестовых заданий.

1.Поверхность России понижается:

а) к югу                                в) к северу

б) к западу                           г) к востоку

2.Устойчивые участки земной коры называются:

а) платформы

б) складчатые области

в) нагорья

3.Равнины расположены:

а) на границах литосферных плит

б) на платформах

в) в складчатых областях

4.Горы расположены:

а) на платформах

б) в складчатых областях

в) на кристаллических щитах

5.К возрожденным горам относятся:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказ

6.Установите соответствие между горами и их высшими точками:

1) Кавказ                                        а) Победа

2) Алтай                                         б) Белуха

3) Восточные Саяны                     в) Эльбрус

4) Хребет Черского                        г) Мунку-Сардык

5) Урал                                           д) Народная

7.Выберите верные утверждения:

а) крупные равнины расположены на платформах;

б) полуостров Камчатка и Курильские острова-сейсмически активные зоны России;

в) основная часть России занята горами;

г) Урал расположен между двумя крупнейшими равнинами: Русской и Западно-Сибирской.

Проверка тестовых заданий.

1

2

3

4

5

6

7

в

а

в

б

б

1-в,2-б,3-г,4-а,5-д

а,б,г

Географическая разминка у карты (1 человек). Показывает горы и равнины на карте (по выбору учителя).

Ш. Изучение нового материала

В тетрадях записываем число и тему урока.

Объяснение учителя.

    Еще раз возвращаемся к вопросу: что такое рельеф? Слайд №1,2.

    Рельеф — это совокупность форм земной поверхности (неровности), различных по очертанию, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.

 - Прокомментируйте данное определение. (Высказывания ребят.)  Слайд №3,4.

   

  Современные формы рельефа (те, которые обозначены на наших физических картах) образованы в результате длительного воздействия на земную кору внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов.

    Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах. Слайд №5.

   

   - Проанализируем различные виды движений земной коры ( по карте  рис.20, с.63 учебника).

  -Определите районы сильных поднятий, слабых поднятий,  районы с интенсивными колебаниями земной коры. Слайд №6.

   

   Где расположена наша республика и к какому району относительно движения земной коры относится?

   Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

    Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов. Слайд №7,8.

    При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато. Слайды №9-11.

    -В тетрадях делаем следующие записи:

                        Эндогенные процессы

   

В складчатых областях

На платформах

Возрождение гор,

Медленные колебания земной коры:

возрождение гор-вулканов,

образование поднятия и опускания

деятельность межгорных котловин.

                         

   

      Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием внешних сил природы (ледников, ветра, текучих вод ). Они формируют главным образом средние и мелкие формы рельефа. Слайд №12.

      Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений . В некоторых районах – центрах оледенения – на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Под действием собственного веса ледник сползал на юг. Слайд №13.

     Текучие воды (реки ,ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. Слайды №14,15.

     При наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями.                                                                                                                               Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески. Слайд №16.

    Рельеф формируется не только  внутренними и внешними силами природы, но и человеком. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Слайд №17.

   IV.Закрепление.

Совместное с учителем заполнение таблицы.

Внешние

силы

Формы рельефа

Районы распространения

1. Ледник

- «бараньи лбы»

-моренные холмы

-зандровые  равнины

-озерные котловины

Скандинавия, Север Европейской части России,

Полярный Урал, г. Бырранга

Валдайская,

Смоленско - Московская возвышенности, Северные Увалы

Окско-Донская, Мещерская

Карелия, Северо-Запад России

2. Текучие воды

а) реки

б) временные потоки

в ) подземные воды

Эрозионные формы рельефа:

-речные долины

-поймы

-террасы

-овраги, балки

-карстовые пещеры, воронки

Повсеместно

Юг Русской равнины

В районах, где растворимые горные породы (мел, известняк)

3. Деятельность ветра

-эоловый рельеф

-дюны

-барханы

Куршская коса, Прикаспийская низменность

4. Деятельность моря

Различные типы берегов:

-фьордовые

-лагунные

-шхерные

Баренцево море

Каспийское море

Ладожское и Онежское озера

5. Деятельность человека

Антропогенный рельеф:

карьеры, терриконы, тоннели, дороги

В районах активной хозяйственной деятельности человека

  - Какие формы рельефа характерны для Республики Мордовия?

    (Ответы детей: поверхность состоит из обширных повышений и понижений; Приволжская возвышенность, Окско-Донская низменность. )

 - Кому что непонятно? Есть ли вопросы?

 - Подводим итог урока.  

V. Домашнее задание.  Параграф 14,вопросы 2,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "РЕЛЬЕФ РОССИИ"

РАБОТА  СОДЕРЖИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИРЕЛЬЕФА  РОССИИ. УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДЧЕРКНУТЬ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО....

Тест: Рельеф России

Карточки-тесты для текущего контроля по теме: "Особенности рельефа России"....

проверка знаний по теме: Рельеф России

Проверка знаний в виде тестирования в  8 классе по теме "Рельеф России"....

географический диктант по теме "Рельеф России"

при изучении темы "Рельеф России" можно предложить учащимся работая  с картой атласа и выполнить задания....