Урок в 8 классе по теме "Как и почему изменяется рельеф России".
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

КОЧЕТОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Урок объяснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_i_pochemu_izmenyaetsya_relef_rossii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как и почему изменяется рельеф России.

Цели и задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа;

- показать непрерывность развития рельефа.

Развивающие:

- создать условия для систематизации  знаний о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа;

- развивать умение работать с картой.

Воспитывающие:

- закрепить знания рельефа родного края, воспитывая в школьниках любовь к малой Родине.

Оборудование: физическая карта России, презентация, атлас, учебник.

Методы и формы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного изложения;
  • систематизация знаний о внешних факторах развития рельефа.

                                               

                             

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение.

Выполнение тестовых заданий.

О каких формах рельефа идёт речь?

1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”.

2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

3.  Самые высокие горы Юга Сибири.

4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

5.  Крупнейший горный хребет Камчатки.

6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

7.  Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

8.  Самое восточное нагорье России.

9. Горы на полуострове Таймыр.

10.  Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.

 Проверка:

1. Уральские

2. Верхоянский

3. Алтай

4. Сихотэ-Алинь

5. Срединный хребет

6. Становое

7. Саяны

8. Чукотское

9. Бырранга

10. хребет Черского

Географическая разминка у карты: Показть горы и равнины на карте

Ш. Изучение нового материала

В тетрадях записываем число и тему урока.

Объяснение учителя.

    Еще раз возвращаемся к вопросу: что такое рельеф?

    Рельеф — это совокупность форм земной поверхности (неровности), различных по очертанию, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.  

  Современные формы рельефа (те, которые обозначены на наших физических картах) образованы в результате длительного воздействия на земную кору внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов.

    Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах.

   - Проанализируем различные виды движений земной коры (по карте  рис.20, с.63 учебника).

  -Определите районы сильных поднятий, слабых поднятий,  районы с интенсивными колебаниями земной коры.

   Где расположена наша область и к какому району относительно движения земной коры относится?

Найдите в учебнике, какие изменения произошли за этот период в горных областях? На равнинах?

Какие изменения происходят сейчас?

   Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

    Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

    При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.  

 В тетрадях делаем следующие записи

Эндогенные процессы

   

В складчатых областях

На платформах

Возрождение гор,

Медленные колебания земной коры:

возрождение гор-вулканов,

образование поднятия и опускания

деятельность межгорных котловин.

                       

      Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием внешних сил природы (ледников, ветра, текучих вод ). Они формируют главным образом средние и мелкие формы рельефа.

      Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений . В некоторых районах – центрах оледенения – на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Под действием собственного веса ледник сползал на юг.

     Текучие воды (реки, ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность.

     При наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями.                                                                                                                               Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески.

    Рельеф формируется не только  внутренними и внешними силами природы, но и человеком. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

   Совместное с учителем заполнение таблицы.

Внешние

силы

Формы рельефа

Районы распространения

1. Ледник

- «бараньи лбы»

Север Европейской части России,Полярный Урал, г. Бырранга

-моренные холмы

Валдайская,

Смоленско - Московская возвышенности, Северные Увалы

-зандровые  равнины

Окско-Донская равнина, Мещерская низменность

-озерные котловины

Карелия, Северо-Запад России

2. Текучие воды

а) реки

Эрозионные формы рельефа:

-речные долины

-поймы

-террасы

Повсеместно

б) временные потоки

-овраги, балки

Юг Русской равнины

в) подземные воды

-карстовые пещеры, воронки

В районах, где растворимые горные породы (мел, известняк)

3. Деятельность ветра

-эоловый рельеф

-дюны

-барханы

Куршская коса, Прикаспийская низменность

4. Деятельность моря

Различные типы берегов:

-фьордовые

-лагунные

-шхерные

Баренцево море

Каспийское море

Ладожское и Онежское озера

5. Деятельность человека

Антропогенный рельеф:

карьеры, терриконы, тоннели, дороги

В районах активной хозяйственной деятельности человека

IV.Закрепление.

  - Какие формы рельефа характерны для Московской области?

V. Домашнее задание.  Параграф 14,вопросы 2,4.

Справочный материал.

Морена – геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями.

Представляет собой смесь обломочного материала разного размера – от гигантских глыб до песка и глинистого материала.

Бараньи лбы – скалы, сложенные из выступающих  на поверхность коренных пород,

сглаженные и отполированные движением ледника. Группы мелких бараньих лбов называют «курчавыми скалами».

Озы (от шведского ås - хребет, гряда) — линейно вытянутые, узкие валы высотой до нескольких десятков метров, шириной от 100-200 м до 1-2 км и длиной (с небольшими перерывами) до нескольких десятков, редко сотен километров. Озы больше всего напоминают железнодорожные насыпи.

Зандровые равнины или зандры являются плоскими или слабонаклонными равнинами, сложенными чаще перемытыми грубозернистыми кварцевыми песками, иногда гравием, галькой, реже супесями. 

Камы (нем., буквально — гребень), холмы из обломочного камня и гряды в областях распространения материкового оледенения. Встречаются одиночно и группами, преимущественно на северо-западе Европейской части России (Карелия, Прибалтика, Ленинградская область).

Деятельность ветра является одним из важнейших геологических и рельефообразующих факторов на поверхности суши. Все процессы, обусловленные деятельностью ветра, создаваемые ими отложения рельефа и формы называют эоловыми (Эол - бог ветров в греческой мифологии). Эоловые процессы протекают на всей территории суши, но наиболее активно проявляются в пустынях, полупустынях, на побережьях морей и океанов. 

Фьорд (также фьёрдфиорд) (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.

Шхе́ры (швед. skärдр.-сканд. sker — скала в море) — архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега фьордового типа[1]. Каждый из таких островков в отдельности называется «шхе́ра».

Лагу́на (итал. laguna, от лат. lacus — озеро) — мелкий водоём, отделённый от моря узкой полосой намытого песка (пересыпью) или коралловыми рифами.

Лагу́на -  врезавшиеся более или менее глубоко в берег бухты и заливы, вполне или почти вполне отделенные от моря узкой песчаной или песчано-галечной грядой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как изменяется рельеф России

У;рок по географии...

Урок 6 класса по теме "Рельеф дна Мирового океана"

Первичное знакомство учащихся с особенностями рельефа дна Мирового океана, причинами его разнообразия...

Урок 8 класса по теме "Рельеф России - карст"

Раскрытие значения слова «карст», показ разнообразие его форм, встречающихся на территории РБ...

План модульного урока географии в 7 классе по теме "Австралия: географическое положение, исследование, рельеф"

Урок для  учащихся  7  класса. Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География  материков  и  океанов. 7 класс, М., Дрофа.Тип  урока: модульный.Метод...

Конспект урока 9 класса по теме: "Металлургическая промышленность. Характеристика черной металлургии России".

Разработка урока по теме:"Металлургическая промышленность. Характеристика черной металлургии России"...

Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России

Цели:Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, р...