План модульного урока географии в 7 классе по теме "Австралия: географическое положение, исследование, рельеф"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Тюрина Любовь Валентиновна

Урок для  учащихся  7  класса. Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География  материков  и  океанов. 7 класс, М., Дрофа.

Тип  урока: модульный.

Метод  обучения: частично-поисковый.

Учитель: Тюрина Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл модульный урок29.45 КБ

Предварительный просмотр:

                        География

    Австралия. Географическое  положение. Исследование  материка. Рельеф.

                                           Урок  для учащихся  7  класса.

Тюрина  Л.В., учитель  географии  высшей  квалификационной  категории  МОУ  ООШ с.Котоврас  Балашовского  района  Саратовской  области.  

       Цели  и  задачи  урока:  

1.  Формировать  у  учащихся  приёма  составления  характеристики  географического  положения  (ГП) Австралии  с  самостоятельным  выбором  карт  нужного  содержания  в  зависимости  от  учебной  задачи.

2.  Формирование  умения производить  анализ  карт  в  сочетании  с  другими  источниками  информации, на  основе  этого  анализа  устанавливать  главные  черты  природы  материка  и  особенности  его  рельефа.

3. Совершенствование  умений  работать:

- с  контурной  картой;

- с  градусной  сеткой  карты (определять  координаты  крайних  точек  Австралии).

4.  Формирование  умения  прогнозировать (оценивать)  влияние  ГП  на  особенности  природы  материка.

     Тип  урока:  модульный.  

     Метод  обучения: частично – поисковый.

     Ключевые  образовательные  компетенции:

Учебно-познавательная;

Коммуникативная;

Личностно-ориентированная.

     Оборудование: Физическая  карта  Австралии; технологические  карты  для  учащихся;  атласы;  контурные  карты;  портреты  Дж. Кука  и  А. Тасмана; иллюстрации; контрольная  карта; сводная  ведомость; план-памятка.

     Прогнозируемый  результат (должны  знать  и  уметь):

- определять ГП  Австралии,  координаты  крайних  точек;

- показывать  и  называть  элементы  береговой  линии  Австралии;

- называть  имена  путешественников-исследователей  Австралии;

- прогнозировать  влияние  ГП  на  особенности  природы  материка.

     Учебник: Коринская  В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География  материков  и  океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011

                                                                    Ход  урока:

I.      Организационный  момент.

II.    Актуализация  опорных  знаний  по  теме  «Общие  особенности  расположения  природных  зон. Почвенная  карта»:

       А)  Фронтальный  опрос (устно):

           1)  Какие  типы  почв  вы  знаете?

           2)  От  каких  причин  зависит  образование  почв? (Горные  породы, рельеф, климат, растительный  и  животный  мир).

           3)  Почему  у  растений  пустынь  сильно  развита  корневая  система? (Это  позволяет  собирать  воду  с  большой  глубины  и  с  обширных  пространств. Пример  такого  растения: верблюжья  колючка). 

         Б)  Работа  в  парах: 

            Задания  парам: Пользуясь  почвенной  картой  мира, определить, какие  почвы  преобладают:

1 пара – в  экваториальном  поясе  всех  материков;

2 пара – в  субэкваториальных  поясах  всех  материков;

3 пара – в  тропических  поясах;

4 пара – в  антарктическом  поясе.

Взаимооценка  с  использованием  плана-памятки (Приложение №1).

III.    Изучение  нового  материала:

         1) называю  тему  урока; ставлю  цели  и  формирую  задачи  урока;  отмечаю  место  урока  в  разделе  и  связь  с  материалом  предыдущих   уроков; определяю  мотивацию  изучения  данной  темы (она  записывается  в  тетрадь);

         2) знакомлю  учащихся  с  планом  урока  и  назначением  технологической  карты,  контрольной  карты  и  сводной  ведомости;  называю  тип  урока – модульный.

         1.  Вступительное  слово  учителя.

         Речь  сегодня  пойдёт  о  загадочном  и  удивительном  материке  Австралия. Это  первый материк  Южного  полушария, который  мы  изучаем.

         2.  Подготовленный  заранее  ученик читает  стихотворение  Г.Усова.

Она  располагается  под  нами.

Там,  очевидно,  ходят  вверх  ногами,

Там  наизнанку  вывернутый  год.

Там  расцветают  в  октябре  сады,

Там  в  октябре, а  не  в  июле  лето,

Там  протекают  реки  без  воды,

(Они  в  пустыне  пропадают  где-то).

Там  в  зарослях  следы  бескрылых  птиц,

Там  кошкам  в  пищу  достаются  змеи,

Рождаются  зверята  из  яиц,

И  там  собаки  лаять не  умеют,

Деревья  сами  лезут  из  коры,

Там  кроликов  страшней, чем  наводненье…

         3. Слово  учителя.

         Австралия – самый  маленький  материк  на  Земле. Его  площадь составляет  7 687 квадратных  километров. За  небольшие  размеры  её  иногда  называют  материком – островом.

         Здесь  много   необычного  для  нас:  при  передвижении  к  югу  становится  холоднее, а  к  северу – жарче.

          Австралия  целиком  находится  в  Южном  полушарии (от лат. аustral – «противоположный»,  «южный»).

          На  материке  Австралия,  острове  Тасмания  и  мелких  островах  расположено  только  одно  государство – Австралийский  Союз  со  столицей- городом  Канберра.

          4. Задание: Найти  в  географических  атласах  физическую  карту  Австралии  и  показать  столицу  государства  Австралийский  Союз.

          Учитель: Можно  сказать, про  материк  с  красивым  названием   Австралия: «самый,  самый,  самый»,  и  не  ошибёшься.

           Австралия – самый  сухой  материк, так  как  большую  часть  его  территории  занимают  пустыни.

           Кроме  того, он – самый  удалённый, по  сравнению  с  другими, от  морских  торговых  путей, именно  поэтому  Австралия  была  открыта  позже  других  материков  и  здесь, надолго  задержалась  эпоха  каменного  века.

          Австралия – самый  малонаселённый  материк: численность  населения – 23 млн. чел. (для  сравнения: в  Москве – более  11  млн. чел.).

          Наконец, это  самый  удивительный  материк  с  точки  зрения  всего  органического  мира. Здесь  обитают  многие  виды  растений  и  животных, которых  не  встретишь  больше  нигде  на  Земном  шаре: кенгуру, коала, страус эму, сумчатый  дьявол, утконос, ехидна, сорная  курица,  лирохвост  и  др. Если  вас  заинтересовала эта  информация,  вы  можете  воспользоваться  Интернет-ресурсами  или  специально  подобранным  дополнительным  материалом.

          В  Австралии  преобладают  равнины, в  центре – низменности. На  востоке  простирается  Большой  Водораздельный  хребет. В  основании  материка  лежит  древняя  Австралийская  платформа. Это  самый  «спокойный»  материк.  Недра  Австралии  богаты  бокситами,  железной  рудой,  ураном,  нефтью,  газом  и  другими  полезными  ископаемыми.

IV.  Работа  с  технологической  картой.

                            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА   УРОКА

ФИ  учащегося _______________________________________________

УЭ-0

1 мин.

Что  я  должен  знать  и  уметь:

1.Определять ГП  Австралии,  координаты  крайних  точек.

2.Показывать  и  называть  элементы  береговой  линии  материка.

3.Называть  имена  путешественников-исследователей  Австралии и  их  основные  открытия  и  исследования.

4.Оценивать   влияние  ГП  на  особенности  природы  материка.

УЭ-1

9 мин.

Я  должен  уметь  составлять  характеристику  ГП  материка.

                                      ВОПРОСЫ   И  ЗАДАНИЯ

Выполнить  практическую  работу  «Определение  ГП  Австралии» (см. атлас- физическая  карта  мира,  физическая  карта  Австралии,  климатических  поясов  и  областей  мира, учебник – с.311) по  плану:

   1. Положение  относительно:

      -  экватора;

      - тропиков;

      - нулевого  меридиана.

   2. Крайние  точки  материка  и  их  координаты (северная, южная, западная,

      восточная).

   3. В  каких  климатических  поясах  располагается  материк?

   4. Какими  океанами  омывается?

   5. Как  расположен  относительно  других  материков?

УЭ-2

5 мин.

Я  должен  уметь  работать  с  физической  и  контурной  картой.

                                     ВОПРОСЫ   И  ЗАДАНИЯ

На  контурной  карте  Австралии  обозначить  карандашом:

       - крайние  точки  и  их  координаты;

       - моря: Тасманово и  Коралловое;

       - Большой  Австралийский  залив;

       - о.Тасмания, о. Новая  Гвинея;

       - Большой  Барьерный  риф

УЭ-3

8 мин.

Я  должен  уметь  составлять  характеристику  истории  исследования  материка  в  хронологическом  порядке, выделять  главное  в  лекционном  сообщении.

                                     ВОПРОСЫ   И  ЗАДАНИЯ

Внимательно  прослушать  сообщения  одноклассников  об  исследовании  Австралии. Сведения  занести  в  таблицу. Параллельно  работать  с  учебником – с. 149.

                     Таблица «История  исследования  Австралии»

       Дата

   Исследователь

                Событие

УЭ-4

5 мин.

Я  должен  уметь  самостоятельно  применять  полученные  знания  по  теме,  подводить  итоги  урока.

                                      ВОПРОСЫ   И  ЗАДАНИЯ

1. Прочитать  ещё  раз  цели  урока. Достигнуты  ли  они?

2. Выполнить  тест.

1)  В  каком  полушарии  располагается  Австралия?

А)  в  северном;

Б)  в  южном;

В)  в  западном.

2)  Австралия – это:

А)  самый  влажный  материк;

Б)  третий  по  площади  материк;

В)  самый  сухой  и  малонаселённый  материк.

3)  Какие  океаны  омывают  Австралию?

А)  Тихий  и  Индийский;

Б)  Тихий  и  Атлантический;

В)  Индийский  и  Атлантический.

4)  В  каком  климатическом  поясе  находится  большая  часть  Австралии?

А)  в  экваториальном;

Б)  в  тропическом;

В)  в  умеренном.

5)  Как  называется  остров  у  южных  берегов  Австралии?

А)  Тимор;

Б)  Тасмания;

В)  Новая  Гвинея.

6)  Как  называются  невысокие  горы  на  востоке  материка?

А)  Малый  Водораздельный  хребет;

Б)  Средний  Водораздельный  хребет;

В)  Большой  Водораздельный  хребет.

7)  Какой  мыс  Австралии  является  крайней  восточной  точкой?

А)  Йорк;

Б)  Байрон;

В)  Стип-Пойнт.

8)  Столица  Австралийского  союза:

А)  Сидней;

Б)  Канберра;

В)  Мельбурн.

9)  Выберите  животных  Австралии:

А)  лев,  тигр,  жираф;

Б)  кенгуру,  коала,  страус  эму;

В)  волк,  лиса,  заяц.

10)  Кто  из  мореплавателей  открыл  Большой  Барьерный  риф?

А)  Кук;

Б)  Тасман;

В)  Беринг.

УЭ-5

2 мин.

Я  должен  оценить  свою  работу  на  уроке,  руководствуясь  контрольной  картой (Приложение №2).  Занести  свои  результаты  в  ведомость (Приложение №3).

                                            Критерии  оценок:

1.  9-10  правильных  ответов -  успешно  справился  с  работой -  5  баллов.

2.  7-8   правильных  ответов -  материал  усвоен  неплохо  -  4  балла.

3.  4-6  правильных  ответов – был  не слишком  внимателен – 3 балла

4.  менее  4  правильных  ответов – тема  усвоена  плохо

УЭ-6

2 мин.

1.  Отметить  выбранное  домашнее  задание:

    №1                                           № 2                                     № 3

9- 10  правильных  ответов

7-8  правильных  ответов

Менее  7  правильных  ответов

Составить  презентацию «Малое  «кругосветное  путешествие  вокруг  Австралии».

Повторить  записи  в  тетради. Выполнить  задание: разделить  полезные  ископаемые  на  осадочные  и  магматические,  используя  карту  Австралии.

Повторить   тему  по  учебнику – П. 35, задание  4.

Рекомендации: 1  домашнее  задание – с индивидуальным  подходом - для  сильных  учащихся; 2  задание – с дифференцированным  подходом; 3  задание – для  слабых  учащихся.

V.   Вывод (слово  учителя):

        Ребята,  вы  сегодня  хорошо  потрудились,  усвоили  тему,  оценили  свои  возможности  и  результаты.  Для  меня  вы  были  не  просто  учениками, а  собеседниками,  помощниками,  консультантами. Благодарю  всех  за  сотрудничество. Мне  было  приятно  с  вами  работать. И  я  надеюсь,  что  и  вам  тоже  понравился  сегодняшний  урок.

VI.  Итог  урока (анализ  сводных  ведомостей  с  комментарием).

                                                                                                               Приложение  №1

                                                          ПЛАН – ПАМЯТКА

                           для  оценки  устного  ответа  на  уроках  географии

1.  Внимательно  выслушай  ответ  своего  одноклассника.

2.  Обрати  внимание,  по  существу  ли  поставленного  вопроса  ответил  твой  одноклассник.

3.  Полный  или  нет  ответ? Правильно  ли  воспроизведены  в  ответе  факты,  события,  даты, названия  географических  объектов?

4.  Дополни  и  исправь  ответ  одноклассника,  если  в  этом  есть  необходимость.

5.  Есть  ли  вывод  в  конце  выступления?

Оценка  «5» - ответ  не  требует  дополнения;  весь  материал  изложен  в  полном  объёме, речь  правильная.

Оценка  «4» - в  изложении  материала  допущены  незначительные  ошибки  и  неточности,  не исказившие  содержание  ответа.

Оценка  «3» - в  усвоении  и  изложении  материала  имеются  существенные  пробелы;  изложение  несамостоятельное (наводящие  вопросы  учителя,  помощь  учащихся), в  ответе  имеются  существенные  ошибки.

Оценка  «2» -  основное  содержание  материала  совсем  не раскрыто.

                                                                                                               Приложение  №2

                                        КОНТРОЛЬНАЯ   КАРТА

       Проверьте  правильность  выполнения  тестового  задания  УЭ-4

1 – б;  2 – в;  3 – а;  4 – б;  5 – б;  6 – в;  7 – б;  8 – б;  9 – б;  10 - а

                                                                                                                 Приложение  №3

                                            СВОДНАЯ   ВЕДОМОСТЬ

ФИ  уч-ся  _______________________________________________

За  проверку  домашнего  задания

За  работу  с  контурной  картой

За  выполнение  практической  работы

За  выполнение  таблицы     (УЭ-3)

За  итоговый тест  (УЭ-4)

Итоговая  оценка:  «______»

                       Дополнительный   материал

Отрывок  из  романа  Жюля  Верна  «Дети  капитана  Гранта»  (вдохновенная  речь    Жака  Паганеля).

       «А  я  клянусь  вам, что  это  край – самый  любопытный  на  всём  Земном  шаре!  Его  возникновение,  природа,  растения,  животные,  климат – всё  это  удивляло,  удивляет и  ещё  удивит  учёных  всего  мира.

        Представьте  себе,  друзья  мои,  материк,  который,  образовываясь,  поднимался  из  морских  волн  не  своей  центральной  частью,  а  краями,  как  какое-то  гигантское  кольцо;  материк,  в  середине  которого  есть  наполовину  испарившееся  внутреннее  море;  где  реки  с  каждым  днём  всё  больше  и  больше  высыхают. Где  нет  влаги  ни  в  воздухе, ни  в  почве;  где  деревья  ежегодно  теряют  не  листья,  а  кору;  где  листья  обращены  к  солнцу  не  поверхностью,  а  ребром  и  не  дают  тени;  где  растут огнестойкие  леса.  Где  каменные  плиты  тают  от  дождя;  где  деревья  низкорослы,  а  травы – гигантской  вышины;  где  животные  необычны.  Где  у  четвероногих  имеются  клювы, например,  у  ехидны  и  утконоса;  где  у  прыгуна  кенгуру  лапы  разной  длины…

        Самая   причудливая,  самая  нелогичная  страна   из  всех  когда – либо  существовавших! Земля  парадоксальная, опровергающая  законы  природы!»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Презентация к уроку "Австралия. Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые"

Тема урока: Австралия.Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые....

Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».

7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...