Урок-ярмарка "Природные зоны России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_yarmarka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок - ярмарка «Природные зоны России».

                                                                 Лобачевская С.Б. МОУ СОШ №1.

                                                                                   г. Новый Уренгой, ЯНАО.

     Цель: используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей природных зон России, показать их значение в жизнедеятельности человека. Познакомить учащихся с историческими традициями и обычаями населения разных регионов России, с дарами природы природных зон нашей страны. Воспитать бережное отношение к природе, любить и ценить богатства родины.

      Оборудование:

карта «Природные зоны России», учебники «Физическая география России» 8 класс, атласы, поделки из природных материалов, жетоны, записи с русскими народными мелодиями, русские национальные костюмы.

      Подготовительная работа:

 учащиеся дома готовят рекламу товаров, поговорки и загадки.

По группам приносят: 1-кедровые орехи, изделия из сосны, клюква, брусника;

 2-деревьянные шкатулки и ложки, варенье, нутриевая шапка, кружева, самовар, баранки;

 3-мука, булочки, сахар, конфеты, гречиха, подсолнечник и его семена.

                                            ХОД УРОКА.                                                                  

  Перед уроком звучит русская мелодия, на столах разложены дары природы, ведущие одеты в русские народные костюмы.

  Первая ведущая: Добрый день, гости званые и желанные! Вы, купцы российские, люди торговые! Собрались мы на ярмарку, на веселую, на старинную! Пролегли ваши дороженьки по всей Руси – матушке. Что нам поведаете? Идет ли слава великая о земле нашей русской?

  Второй ведущий: А ты думаешь, что сидя в этом зале, можно во многих русских городах побывать, чудеса природы повидать?

  Первая ведущая: На ярмарке все возможно! Покупайте, продавайте и жетоны набирайте!

  Учитель: Сегодня мы собрались на ярмарку, где вы сможете заработать жетоны, а их количество определит ваши оценки. Работая с учебниками, атласами и с дополнительными домашними заданиями, вы должны составить характеристики  природных зон нашей страны. Первая группа составляет характеристику - тайги, вторая - смешанные леса и третья - степной зоны. При составлении характеристики используйте план, который вы видите на доске. План: 1. Географическое положение природной зоны.

                     2. Климатические условия.

                     3.Почвы природной зоны.

                     4.Растительный мир.

                     5.Животный мир.

  На работу вам дается 10 минут. Тихо звучит мелодия, ребята работают.

   Второй ведущий: Всем кто подходит и всем кто есть, объявляем важную весть! Приехали к нам торговые купцы из тайги!

   Желающий ученик рассказывает о тайге. Дополнения от других, если ответ не полный. При рекламе товаров (ребята готовили дома), используется приложение 1.

  Первая ведущая: Ярмарка, ярмарка! Веселись, народ! Ну-ка, красавицы, выходи вперед! (две ученицы рассказывают пословицы).

  Второй ведущий: Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, а подешевле все покупайте! Жетоны приобретайте! Ну, что за товар и тот хорош и другой хорош. К нам свой товар привезли московские купцы!

  Учащиеся дают характеристику смешанным лесам. Учитель дополняет, используя приложения 2.

  Учитель: А теперь, честной народ, загадки отгадай – ка!

На горе шумит, а под горой молчит? (лес)

Изба белена, а маковка зелена!(береза)

Никто не пугает, а она дрожит.(осина)

У кого одна нога, да и та без башмака.(гриб)

Что не сеяно родится? (трава)

Какую траву и слепой знает? (крапива)

Летом одевается, а зимой раздевается.(лиственный лес)

   Первая ведущая: А вот купцы к нам с юга пожаловали!

Ученики рассказывают о степи. Реклама о степной зоне (приложение 3).

  Учитель: Кто больше товара продал? Кто наибольше жетонов насобирал?

Какой купец самый ловкий, быстрый и удачливый?

Учитель подсчитывает жетоны и выставляет оценки ученикам.

 Домашнее задание: работая с учебником и картами атласа приготовить характеристики о пустынях и высотной поясности.

                                                                                     

                                                                                         Приложение 1.

   Основную часть лесов России составляет тайга. Она занимает большую территорию на европейской части России, Западной  и  Восточной Сибири, а также протянулась узкой полосой на Дальнем Востоке. В тайге растут сосна, ель, пихта, кедр и лиственница. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди сосен зеленых в тихой и безвестной стороне. В нашей губернии самый холодный месяц январь, средняя температура которого колеблется от-20 до -25 градусов. Средняя температура июля +18 градусов. Осадков выпадает 400 мм в год. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре, а сход снега начинается в апреле-мае. Почвы разные, но основной почв -подзолистые. Хвойные леса занимают 70% площади. Животный мир  тайги разнообразен: лось, марал, кабарга, медведь, зубр, горный козел и др. Основное богатство тайги - ценный мех белки, соболя и  горностая.    

     

                                         РЕКЛАМА

 Я жду опять дождя грибного,

 Я по лесам бродить привык,

 И жду опять, когда пробьется снова

 Едва приметный боровик.

         Покупайте грибы: соленые, сушеные.

         Орехи кедра. Покупайте орехи! Орехи – это до 36% жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат 0,65 мг витамина В, до 10 мг витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Масло орехов используют в парфюмерии и  консервировании. Орехи по питательным качествам превосходят такие продукты, как молоко, мясо.

     Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение!

      Клюква. Покупайте клюкву! Она может храниться очень долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.

       

   

 

                                                                           

     

                                                                                         Приложение 2.

  Зона смешанного леса протянулась с запада до Уральских гор, а затем тонкой полосой до истока реки Обь. Находятся они в зоне умеренного пояса,

Где лето продолжительное и теплое, а зима короткая и холодная. Температура июля от +16 до +24 градусов, а в январе от – 8 до -16 градусов.

Осадков выпадает до 600 мм в год. Тепла и влаги достаточно для роста деревьев. Почвы бурые лесные и серые лесные. Климат мягкий и влажный. Растительный мир разнообразен – осины, березы.

Береза моя, березонька!

Береза белая, береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька, посередь долинушки.

На тебе. Березонька, листья зленные.

Под тобой, березонька, травка шелковая…

     Липа, клен, дуб, также встречается ель и сосна. В этом лесу обитают лоси, косули, зайцы, рыси и белки.

  Учитель: Кто отгадает загадку, тот получит приз.  

«Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:

1 угодье - хворому здоровье,

2 угодье – разбитому крепость,

3 угодье – заперто море,

4 угодье – малому угроза,

5 угодье – ночной свет.

  Ответ: 1-веник, 2-береста, 3-разбитая посуда, стянутая берестой, 4-кнут,

5-лучина.

                                        РЕКЛАМА

   Покупайте лекарственные травы! Они полезны всем: ромашка - содержит все необходимые вещества для человека. Крапива –содержит  муравьиную кислоту, витамины С, К и В 2.Крапива широко используется в пищу – для борщей и супов. Ее хлорофилл используется в кондитерском деле, как краситель.

              Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца мило,

              Где чистым воздухом так сладостно дышать,

              Есть в травах и цветах целительная сила

              Для всех умеющих их тайну разгадать.

  Покупайте ложки! Из каменного века дошли до нас первые орудия труда из камня, в том числе и ножи, которыми можно выдалбливать ковши и ложки.

Разнообразнее становилась пища, и варьировалась форма ложек – чайные,

кофейные и обеденные. А как делали ложки? Разрубали поленья березы, клена, осины, ольхи или липы баклуши. Затем из легко подающейся древесины резали ложки. Далее грунтовали, втирая разведенную в воде глину, а поверх наносили несколько слоев олифы. На не досохшую и чуть

липку поверхность наносили тонко протертый порошок олова или алюминия.

По серебристому фону масляными красками писали рисунок. После этого изделия покрывали тонким слоем лака. И наконец, последняя операция –

закалка в печи при температуре 300 градусов. Из печи серебристая ложка появляется преобразовавшая в золотую.

  Высоким промыслом славились резчики Архангельской, Новгородской, Московской, Владимирской, Калужской и Тверской школ.

  Недалеко от Москвы есть город Вологда. Русские мастерицы издавна славились искусством плетения кружев. Из белых и цветных нитей с помощью маленьких деревянных коклюшек создавали они прозрачные узоры. И сейчас это искусство процветает. Кружева делятся на два вида:

предметы декоративного назначения (скатерти, дорожки, салфетки) и украшения к женскому платью (воротнички, манжеты, косынки). Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток, но вокруг узор обвивается  более толстой ниткой. Преобладает растительный узор с включениями птиц и других изобразительных мотивов. Мастерицы делают узор то плотным, то ажурным, придавая орнаменту еще большую невесомость.

        

                                                                                            Приложение 3.

   А это край – кормилец.

   Народная мудрость гласит:

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

У народа есть слова: хлеб – всей жизни голова.

Когда хлеба ни куска, то и в тереме тоска.

Хлеб в закромах – счастье в домах, каравай хлеба не свалится с неба.

Вот он, хлебушек душистый, с хрустной корочкой витой

Вот он – теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел.

 

  Наш край расположен в степи, где континентальный климат переходит от влажного к сухому, сочетание степной и лесной растительности.

Главные почвы – черноземные. Степь протянулась на юге нашей страны.

В основном она бывает ковыльная и разнотравная. Представьте себе необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого сложения, то представляющие собой пятна синего, желтого, красного и белого оттенка.

В жаркий июньский день воздух наполнен неумолчным жужжанием бесчисленного количества пчел и других насекомых. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, она кажется в начале лета серебристой от цветущего ковыля, и волнуется словно море. Вы встретите поля с пшеницей, подсолнечника, сахарной свеклы и других овощей.

                                             

                                             РЕКЛАМА.

    Подсолнечник – чрезвычайно важная сельскохозяйственная культура.

Он дает около 90% растительного жира, употребляемого в промышленности.

Полезное применение находят все растения. Мякина превращается в эластичную массу – фактис – заменитель каучука. Из подсолнуха изготавливают силос, жмыхи, ткани, резину. А также продукты – масло, халву, маргарин. Подсолнечник – младший сын в семье культурных растений в бескрайней русской степи.

   Сахар. Покупайте, покупайте сахар! Сахар – это сахароза! ЕЕ получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную свеклу в свеклорезках превращают в тонкую стружку и помещают в специальные сосуды, где пропускают горячую воду. Потом все это обрабатывают, упаривают и вот готовый сладкий сахар!

      

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Природные зоны России (урок-презентация).

Урок с применением групповой технологии....

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны

План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...