Природные зоны России (урок-презентация).
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Ерошкина Ирина Васильевна

Урок с применением групповой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye__zony.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Природные зоны России» - 8 класс.

Цели урока.

  1. Развить и  углубить знания об одной из основных географических закономерностей – природной зональности.
  2. Познакомить с особенностями природных зон России, показать взаимосвязь компонентов природы различных региональных комплексов, связь природы и быта, хозяйственной деятельности населения.
  3. Повышение активности учебного процесса, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
  4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере различных природных зон России.

Средства обучения:

учебники географии 8 класс, атласы, карта природных зон России, компьютерные презентации или слайды природных зон, подборка книг и статей по данному вопросу.

Ход  урока.

Уроки по теме проводятся с использованием  групповой технологии (класс делится на группы на предыдущем уроке) в два этапа. Первый этап (урок) – постановка задач, объяснение заданий с чётким формированием итоговых результатов. Второй этап (урок) – отчёты  учащихся о проделанной работе, представление особенностей природных зон на основе совместной работы в группах.

Введение:  

  1. Что называют природным территориальным комплексом?
  2. Приведите примеры  региональных  ПТК. Какие факторы определяют их формирование?
  3. Какие природные зоны характерны для территории нашей страны? (по карте)
  4. Какие различия в их размещении вы заметили? Каковы их причины?
  5. Какая общая закономерность определяется в их размещении?
  6. Почему природную зональность называют всеобщим законом природы?

I этап.

Сегодня нам предстоит  работа по характеристике природных зон территории нашей страны, для чего класс был разделён на группы. Каждая группа получает карточку-инструкцию для работы, где указан план характеристики природной зоны и возможные источники информации для выполнения заданий. В течение отведённого времени, вам предстоит изучить материал, описание природной зоны и письменно дать её характеристику в рабочей тетради, оформив материал в форме таблицы. Отчёт о работе группы будет заслушан на следующем  уроке, при обязательном использовании географических карт, он может дополнительно иллюстрироваться презентацией или фотографиями, слайдами природных зон с использованием мультимедийного оборудования. В отчёте принимают участие все представители группы, они должны быть готовы и к возможным вопросам класса. Оценка работы будет зависеть от вклада каждого, его активности и участия.

(Исходя из объёма материала и сложности описания, а так же повышения познавательной активности учащихся, наиболее простые зоны – арктические пустыни и полупустыни, пустыни южных районов страны – предлагаю для работы менее подготовленных учащихся, объединяя их вместе в составе данных групп).

1 группа – арктические пустыни.

2 группа – тундра;

3 группа – тайга;

4 группа – смешанный и широколиственный лес;

5 группа – лесостепи и  степи;

6 группа – полупустыни и пустыни.

План характеристики природной зоны.

  1. Географическое положение (в какой части страны расположена, её конфигурация).
  2. Типичный внешний облик природной зоны.
  3. Климатические  условия:

А) климатический пояс, тип климата,

Б) количество солнечной радиации,

В) средние температуры зимы и лета,

Г) количество и режим выпадения осадков.

       4.    Почвы, их особенности.

       5.    Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям существования.

       6.    Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.

       7.    Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые компоненты природы).

Самостоятельная работа учащихся. Роль учителя заключается в координации работы, помощи наиболее  слабым  обучающимся.

II этап.

Отчёт групп учащихся по плану, с обязательным показом на  карте. Важно отразить взаимосвязь компонентов природы в составе каждой природной зоны, выделить их, дополнить .  Оценивание работы группы с учётом предложений её участников (необходимо дать возможность  обсудить вклад каждого в работу и предложить  поставить оценки самостоятельно, проанализировав ход работы).

Итоги работы:

-Что называют природной зоной? Какой закон определяет их размещение?

- Причины закономерной смены природных зон на территории страны?

- Самая большая природная зона нашей страны?

- Самая маленькая природная зона России?

- Самое распространённое дерево нашей страны? Для какой зоны оно характерно?

- Самые безлесные зоны страны?

- Самые заболоченные природные зоны?

- Самые благоприятные для сельского хозяйства зоны?

-  Самые важные для человека ресурсы зоны лесов?

- Самые уникальные ресурсы зоны степей?

- Самые распространённые представители животного мира зоны тундры?

- Самая южная зона России?

- Самая засушливая природная зона страны?

- Самая плодородная  почва  характерна для природной зоны?

- Самый короткий вегетационный период в зоне...?

- Самый продолжительный вегетационный период в зоне ..?

- Самые освоенные человеком природные зоны?

- Самые экологически уязвимые природные зоны России?

- Какая природная зона почти полностью исчезает в восточной части Русской равнины?

- Природная зона нашей местности, её экологические проблемы?

Определите природную зону по описанию:

  1. Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдуваемый ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.

  1. Огромные сосны и ели образовывали зелёный шатёр, а под ним заросли орешника, черёмухи, жимолости. Местами на опушках растут берёзы, осины, липы. Встречаются дубравы.

  1. Обширные безлесные пространства субарктического пояса с кустарниками, мхами, лишайниками.

  1. Заболоченные песчаные низины в смешанных лесах, поросшие соснами, оставшиеся после отступления ледника.

  1. Огромные пространства хвойных лесов умеренного пояса.

  1. Безлесные просторы в зонах недостаточного увлажнения с господством травянистой растительности.