Рабочая программа по географии для 6-го класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Программа и календарно-тематическое планирование для 6 класса по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа»)
6 класс
Пояснительная записка
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.: Дрофа, 2008.
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. Землеведение. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы.-М.: Дрофа, 2009.
Количество часов: всего-34 (35), в неделю-1; практических работ-10, из них оценочных-7.
Оценочные практические работы
- Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.
- Топографический диктант.
- Ориентирование на местности.
- Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
- Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе своей местности).
- Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
- Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, бводохранилища (по выбору).
УМК:
- Дронов В.П. География. Землеведение / Дронов В.П., Савельева Л.Е. – М.: Дрофа, 2009.
- Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011.
- Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии: 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
- Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-М.: Глобус, 2010
- Интернет-ресурсы
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
Заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- Показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополнительный материал | Формы контроля | Практические работы | д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||
Что изучает география | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. | Называть: -основные рбъекты: природы, населения, хоз./деятельности | Вводная беседа | §1 | |||||
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 часа) | |||||||||||
Земля и космос. Земля-часть Солнечной системы. | 1 | Урок изучения нового материала | Солнце-источник жизни на Земле. Земля-одна из девяти планет Солнечной системы, ее ближайшие соседи. Луна-спутник Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Называть/показывать: -форму и размеры земли (длина окружности); -на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан. Определять: -абсолютные и относительные высоты; -объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте; -по карте географическое положение объектов; -географические координаты своей местности. | Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы | Вводная беседа | §2,3 | ||||
Движение Земли. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг своей оси. | Индивидуальный фронтальный опрос | §5 | ||||||
Форма и размеры Земли. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный фронтальный опрос | §6 | |||||||
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ (5 часов) | |||||||||||
Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Называть/показывать: -форму и размеры земли (длина окружности); -на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан. Определять: -абсолютные и относительные высоты; -объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте; -по карте географическое положение объектов; -географические координаты своей местности. | Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. | §7,8 | |||||
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. | §9 | ||||||
План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Нанесение на к/к геогр.объектов и явлений. Чтение карты; определение местоположения геогр.объектов и явлений на карте, их описание по карте. | §10 | ||||||
Ориентирование на местности. Компас. Азимут. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный опрос | Топографический диктант | |||||||
Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. | 1 | Урок-практикум | Практическая работа | Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту; расстояний на местности и плане. Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам. Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями. Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности. Составление характеристики карты. | |||||||
РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (22 часа) | |||||||||||
Тема 1. Земная кора (7 часов) | |||||||||||
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера-каменные оболочки Земли. | 1 | Урок изучения нового материала | Литосфера: строение земной коры. Геология. | Называть/показывать: -основные земные сферы и части внутреннего строения Земли; -основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте; -основные части земной коры; -характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры. Приводить примеры: -характерных природных явлений в земной коре; -горных пород и минералов, их использование человеком. Определять: -по образцам: осадочные и магматические горные породы. Описывать/объяснять: особенности рельефа | Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых | Индивидуальный, фронтальный опрос | Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, плотность и т.д.) нанесение на к/к основных месторождений п/и, природных памятников литосферы. | §11,13 | |||
Разнообразие форм рельефа. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Работа с картами атласа | §14 | ||||||
Движения земной коры. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на к/к основных зон землетрясений и вулканов. | §15 | ||||||
Главные формы рельефа. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. | Работа с картами атласа | Описание по карте ГП гор и равнин. Определение по карте их высот. | §20 | |||||
Рельеф дна океанов. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §21 | |||||||
Человек и земная кора. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §22 | |||||||
Итоговый урок по разделу «Земная кора». | 1 | Урок-практикум | Тестирование | ||||||||
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (5 часов) | |||||||||||
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера. | 1 | Урок изучения нового материала | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | Называть/показывать: -причины изменения температуры воздуха в течение суток, года; -главную причину образования ветра; -главную причину образования облаков, осадков; -пояса освещенности Земли. Приводить примеры: -характерных природных явлений в земной коре, атмосфере; -связей между элементами погоды; -изменения погоды в связи со сменой воздушных масс; -влияние климата на водоемы, растительный и животный мир; Определять: -атмосферное давление, температуру, виды облаков, осадков, направление ветра. Объяснять: -особенности климата своей местности. | Вводная беседа | §23,32 | |||||
Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §24,25 | |||||||
Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §26,27 | |||||||
Давление атмосферы. Ветры. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». Решение практических задач на определение влажности, изменений температуры и давления воздуха с высотой. | §28,29 | ||||||
Погода. Климат. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. | §30,31 | ||||||
Тема 3. Гидросфера (5 часов) | |||||||||||
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера. | 1 | Урок изучения нового материала | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение воды в океане. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли. | Называть/показывать: -части Мирового океана; -среднюю соленость вод океана; -воды суши подземные и поверхностные; -речную систему, речной бассейн. Приводить примеры: -взаимосвязей: река- рельеф; -искусственных водоемов. Описывать: -географические объекты: воды, их использование и изменение человеком. Объяснять: -особенности вод своей местности. | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы. | Вводная беседа | §33,43 | ||||
Мировой океан-основная часть гидросферы. Движение воды в океане. Волны. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §34,36 | |||||||
Реки. Жизнь рек. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос. | Нанесение на контурную к/к элементов географической номенклатуры. Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. | §38,39 | ||||||
Озера и болота. Подземные воды. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §40,41 | |||||||
Итоговый урок по темам: «Атмосфера» и «Гидросфера». | 1 | Урок обобщения знаний и умений | Тестирование | ||||||||
Тема 4. Биосфера (5 часов) | |||||||||||
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. | 1 | Урок изучения нового материала | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами ГО и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа. | Приводить примеры: -меры по охране природы в своей местности; Описывать: -растительность и ж/мир; -давать оценку экологического состояния. Объяснять: -особенности бикомплекса. | Вводная беседа | §44,45 | |||||
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §46,47 | |||||||
Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §48 | |||||||
Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §49 | |||||||
Почва. Человек. | 1 | Урок обобщения знаний и умений | Тестирование | Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзолистой почвы по плану. | §50,51 | ||||||
РАЗДЕЛ 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 часа) | |||||||||||
Из чего состоит географическая оболочка. Особенности ГО. Территориальные комплексы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. | Называть: -компоненты ПТК. Объяснять: -особенности окружающей среды. Называть: -правила поведения в природе. Приводить примеры: -влияния природы на отрасли промышленности, с/х, транспорт, отдых населения в своей местности. | Вводная беседа | Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». | §52,53 | ||||
Выделение и описание природных территориальных комплексов. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный опрос | Характеристика компонентов природы. | §54 | ||||||
Итоговый урок по разделам: «Биосфера» и «Географическая оболочка». | 1 | Урок обобщения знаний и умений | Тестирование | ||||||||
Резервный урок |
Практические работы/тесты
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
4/0 | 2/1 | 3/1 | 1/2 | 10/4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 7 го класса.
Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...
рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс
Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-303598-1412526866.jpg)
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-626183-1430069827.jpg)
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-646999-1435747201.jpg)
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386388-1390152074.jpg)
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....