рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География Вологодской области» федеральных стандартов и программы  по географии, которые раскрывает и конкретизирует.

Учебник -  «География Вологодской области»под редакцией О.А.Золотова, Е.А. Скупинова.      2010 г.

« Атлас Вологодской области» 2009 год

 Курс «География Вологодской области» изучается в 8 и 9 классах ( по 17 часов) образовательной школы в объеме 34 часа и является региональным продолжением и логическим завершением курса «География России». В учебный предмет«География Вологодской области» входят два самостоятельных раздела «Природа Вологодской области» и  «Население и хозяйство Вологодской области». Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит расширению информационной базы при решении воспитательных и профориентационных задач обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9_kl_geo_volog.ob_..doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                   директор  школы _____________/Е.В.Лобанова/                                                                                                                                                                                              

                                                                                   «_____»___________ 20_ _.

МБОУ «Терменгская основная общеобразовательная школа»

Верховажского муниципального района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии Вологодской области

 8 класс

Учитель Дербина Вера Ивановна

2011 – 2012 учебный год


Рабочая программа по курсу

«География Вологодской области».

       Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География Вологодской области» федеральных стандартов и программы  по географии, которые раскрывает и конкретизирует.

Учебник -  «География Вологодской области»под редакцией О.А.Золотова, Е.А. Скупинова.      2010 г.

« Атлас Вологодской области» 2009 год

 Курс «География Вологодской области» изучается в 8 и 9 классах ( по 17 часов) образовательной школы в объеме 34 часа и является региональным продолжением и логическим завершением курса «География России». В учебный предмет«География Вологодской области» входят два самостоятельных раздела «Природа Вологодской области» и  «Население и хозяйство Вологодской области». Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит расширению информационной базы при решении воспитательных и профориентационных задач обучения.

Основные цели и задачи курса:

  1. Обобщение и конкретизация учебного материала базового курса на уровне конкретного региона;
  2. Расширение знаний учащихся о своей области, поднятие престижа области в глазах учащихся, повышение интереса к ней;
  3. Выполнение задач профессиональной ориентации учащихся через знакомство с основными отраслями хозяйства области;
  4. Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему профессиональному образованию через формирование общеобразовательных умений и навыков.

Содержание раздела

«Природа Вологодской области»

Раздел «Природа Вологодской области», изучаемый в 8 классе, не имеет аналогов в федеральных стандартах и базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных курсов: «Окружающий мир», «Биология», «География» и др..

Структура и содержание стандарта «Природа Вологодской области» подчинены идее формирования представления о качественном своеобразии региона, которое проявляется в его природной и историко-культурной целостности. Дидактическая цель достигается параллельным изучением многообразия объектов природы, а также характера и результатов взаимодействия общества и природы в регионе.

Ведущая воспитательная идея – формирование географической культуры как основной части общечеловеческой культуры. Ее усвоение позволит сформировать новое поколение природопользователей, ориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Территория

Вологодская область в системе административно- политического устройства РФ. Географическое положение, размеры, конфигурация, различия местного времени на территории области. Изученность природных ресурсов.

Природно-ресурсный анализ территории

Основные геологические структуры и закономерности размещения полезных ископаемых.

Структуры 2 порядка Русской плиты: склон Балтийского щита, Московская впадина. Специфика строения земной коры, основные этапы развития территории. Полезные ископаемые в связи с геологическим строением.

Рельеф и его хозяйственная оценка.

Четвертичный этап формирования территории Вологодской области. Неотектоника. Различия рельефа областей московского и валдайского оледенений. Карст. Крупные возвышенные и низменные равнины. Хозяйственная оценка.

Климат и климатические ресурсы.

Климатообразующие факторы и процессы на территории области. Анализ пространственной дифференциации и годовой изменчивости элементов климата. Местные климаты. Агроклиматические ресурсы и агроклиматические районы области.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Влияние истории развития природы на характер размещения внутренних вод. Положение области в трех бассейнах стока: Северного Ледовитого, Атлантического океанов и внутреннего стока (Арало-Каспийского). Главный водораздел. Реки и озера области. Искусственные водные пути, подземные и минеральные воды.

Почвы и почвенные ресурсы.

Основные почвообразовательные ресурсы. Зональные и азональные типы почв. Почвенные ресурсы и мелиорация.

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. Характеристика таежного типа растительности, различия средне- и южнотаежных геосистем. Лесные ресурсы. Луговой и болотный типы растительности. Пойменные луга, их ресурсная оценка. Животный мир области, охотничье-промысловые ресурсы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Природные комплексы Вологодской области.

Природное районирование области. Ландшафтные типы расселения. Изменения природных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности.

Природопользование.

Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории. использование природных ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ.

 Требования к уровню подготовки:

Наблюдать:

- сезонные изменения в поведении организмов, сезонную ритмику природных комплексов;

- за изменениями метеорологических параметров в течение дня, сезона, года;

- разнообразие процессов и явлений в природе края;

- разнообразие процессов взаимодействия общества и природы;

- за изменениями среды обитания животных и растений под влиянием хозяйственной деятельности людей.

Описывать:

- географическое положение области;

- компоненты природы родного края, природные комплексы окрестностей школы;

- взаимосвязь  компонентов и комплексов в  природе;

- типы погод Вологодской области;

- основные типы местных агроценозов, антропогенные изменения компонентов и комплексов   природы.

Знать:

- основные горные породы и месторождения полезных ископаемых своей местности;

- типы рельефа края, почвы, типичные, редкие и исчезающие виды растений и животных области;

- природное районирование области;

- необычные и уникальные природные процессы и явления в крае;

- основные виды природных ресурсов края, их рациональное использование, районы экологического неблагополучия.

Объяснять:

- различия природных особенностей северной и южной, западной и восточной частей области;

- разнообразие природных систем края;

- влияние географического положения и истории развития природы на разнообразие природных комплексов области;

- влияние местных источников загрязнения на растительный и животный мир и на здоровье человека;

Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении разнообразия природы области;

- причины появления зон экологического неблагополучия.

Прогнозировать:

- направления изменения экологической обстановки в регионе, изменение природных объектов под влиянием хозяйственной деятельности людей.

Литература.

  1. Атлас Вологодской области. – СПб.: Аэрогеодезия; Череповец: Порт-Апрель, 2007.
  2. Галкина Л.Б., Золотова О.А. Геологичесие определители: Учебное пособие/ под ред. Е.А. Скупиновой.- Вологда: Учебная литература, 2006.
  3. География Вологодской области: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы / под ред. Е.А. Скупиновой.- Вологда: Учебная литература, 2005.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Цели и задачи

урока

Практические работы

Формируемые

знания и умения

Номенклатура

Д/з

Введение 1 час.

1.

Вологодская область

 в системе административно-

политического устройства РФ

Сформировать представление

 о родном крае. Работать с источниками, картами

Знакомство с картами области.

Знать заселение и освоение

России.

Водные пути: Волго-

Балтийский, Северо-

Двинской.

§

Территория  1 час

2.

Физико-географическое положение Вологодской

 области

Сформировать представление о родном крае. Дать характеристику и оценку физико-географического положения по картам. Изучить местное время и его различия на территории области.

Пр. раб №1

 « Вычисление разницы местного времени между населенными пунктами»

Знать состав территории, по типовому плану дать  характеристику физико-географического положения области, местное, поясное, декретное, летнее время и часовые пояса.

 Местное, поясное, декретное, летнее время и часовые пояса.

§

Природно-ресурсный анализ территории

Основные геологические структуры и закономерности размещения полезных ископаемых. 3 часа

3.

Геологическая история и геологическое строение Вологодской области.

Познакомиться с основными этапами геологического развития территории, особенностями строения осадочного чехла и фундамента платформы в пределах области, оледенением.

Анализ геологического профиля, проходящего через область.

Знать строение платформы геологические эры, периоды. Уметь читать геологическую карту и геохронологическую таблицу.

§

4.

Минералы и горные породы Вологодской области. Полезные ископаемые.

Сформировать представление о разнообразии минералов и горных пород  области. Познакомиться с основными полезными ископаемыми области и перспективами их использования.

Определение минералов. Анализ карты полезных ископаемых.

Знать минералы и горные породы Вологодской области, полезные ископаемые.

§

5.

Рельеф Вологодской области

Сформировать представление о характере поверхности, крупных формах рельефа. Выявить взаимосвязь рельефа с геологическим строением территории. Изучить ледниковые формы рельефа.

Работа с к/к. Сопоставление геологической, физической, тектонической карт для установления взаимсвязей

Знать рельеф области. Уметь давать характеристику крупным формам рельефа по плану, показывать их на карте и отмечать на к/к.

Возвышенности: Андогская, Андомская, Белозерская, Кирилловская гряды, Вепсовская, Верхневажская, Вологодская, Галичская; Северные Увалы.

Низменности: Белозерская, Вожже-Лачская, Молого-Шекснинская, Прионежская, Присухонская.

§

Климат и климатические ресурсы.  2 часа

6.

Общая характеристика климата области.

Дать оценку климатообразующим факторам и процессам на территории области. Проанализировать пространственную дифференциацию и годовую изменчивость элементов климата.

Пр. раб №2

« Построение и анализ климатической диаграммы для своего населенного пункта».

Знать понятия: погода, климат, ветер. Уметь анализировать климатообразующие факторы, воздушные массы, определять коэффициент континентальности климата области,  работать с климатической картой, показывать на карте и отмечать на к/к элементы климата.

§

7.

Климат и агроклиматические ресурсы. Агроклиматическое районирование Вологодской области.

Познакомиться с различиями в климате отдельных территорий. Дать оценку агроклиматическим ресурсам области и обеспеченности культур агроклиматическими ресурсами.

Знать климат и агроклиматические ресурсы, агроклиматическое районирование Вологодской области. Уметь сравнивать климат отдельных территорий по типовому плану, оценивать агроклиматические ресурсы области.

§

Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области. 2 часа

8.

Общая характеристика внутренних вод. Крупные реки.

Познакомиться с бассейнами стока и основными водоразделами; с водными объектами и их положением на карте; характером течения, питания и режимом  рек. Дать характеристику крупнейшим рекам области.

Характеристика рек по картам.

Знать бассейны стока и  водоразделы рек, сеть рек области, характер течения, питания и их режим.

Уметь  давать характеристику крупнейшим рекам области по картам.

Реки: Андога, Вага, Вожега, Вологда, Вытегра, Кичменьга, Ковжа, Кокшеньга, Кубена, Кулой, Лежа, Луза, Малая Северная Двина, Молога, Суда, Сухона, Чагода, Шексна, Юг.

§

9.

Озера. Болота. Водные ресурсы области.

Изучить озера, происхождение их котловин, основные типы; болота верховые, переходные и низинные; водохранилища.

Нанесение на к/к гидрографических объектов территории.

Составление характеристики одного из озер.

Знать озера, типы котловин, болота и их роль, водохранилища. Уметь давать характеристику крупнейшим озерам области, наносить на к/к гидрографические объекты территории.

Озера: Андозеро, Белое, Вожже, Кубенское, Куштозеро, Сиверское, Шимозеро.

Водохранилища: Рыбинское, Шекснинское.

§

Почвы и почвенные ресурсы. 1 час

10.

Почвы  Вологодской области.

Сформировать представление о  почвообразовательных факторах в области. Изучить  зональные и азональные типы почв, их формирование и распространение. Почвенные ресурсы и мелиорация.

Составление таблицы «Типы почв», анализ почвенной карты.

Знать  и понимать главные типы почв, закономерности их распространения. Почвенные ресурсы и мелиорация. Уметь работать с почвенной картой области.

§

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. 3 часа

11.

Леса – основные сообщества Вологодской области.

Сформировать представление о  зональных и провинциальных особенностях тайги в пределах области. Изучить сообщества хвойных, мелколиственных и широколиственных лесов.

Лесистость территории и ее анализ.

Знать растительные сообщества области и давать им характеристику. Уметь работать с картами атласа, анализировать лесистость территории.

§

12.

Сообщества открытых пространств.

Изучить сообщества болот, лугов, водоемов. Познакомиться с растительными ресурсами области, промысловыми животными и охотничьими ресурсами.

Анализ охотничьих ресурсов области.

Знать сообщества болот, лугов, водоемов, цепи питания, представителей животного мира сообществ открытых пространств. Анализировать охотничьи ресурсы области.

§

13.

Сезонная ритмика природы. Охрана растений и животных.

Изучить сезонные изменения в природе. Познакомиться с фенологией – наукой о сезонных изменениях в природе. Дать характеристику сезонов по картам, диаграммам, литературным источникам. Красная книга растений и животных.

Знать сезонные изменения в природе на территории области, редкие и исчезающие виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Уметь анализировать карты диаграммы.

§

Природные комплексы Вологодской области.

Природопользование .  4 часа

14.

 Природные комплексы  Вологодской области.

Изучить положение области в системе природного районирования России, зональные и азональные природные комплексы  Вологодской области. Характеристика природных (физико-географических ) областей.

Анализ карт.

Знать природные комплексы  Вологодской области, природное районирование, природные, культурные и антропогенные ландшафты. Уметь давать характеристику природного комплекса по типовому плану.

§

15.

Природные комплексы  и природные ресурсы Вологодской области

Характеристика природных (физико-географических ) областей (продолжение). Познакомиться с ресурсами физико-географических областей и возможностями их хозяйственного использования.

Пр.раб №3

«Природные комплексы Вологодской области»

Знать природные комплексы Вологодской области, природные ресурсы: оценку обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории, использование природных ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование

§

16.

 Система особо охраняемых природных территорий Вологодской области. (ООПТ)

Изучить воздействие человека на природную среду. Познакомить с системой ООПТ области.

Нанесение на к/к  ООПТ своего района.

Знать заповедники и национальные парки области. Уметь объяснять влияние местных источников загрязнения на растительный и животный мир и на здоровье человека; роль особо охраняемых природных территорий в сохранении разнообразия природы области.

Дарвинский гос. природный заповедник; национальный парк «Русский Север»;

Заказники: «Атлека», «Бобришный Угор», « Ключи», «Орловская роща», др.;

Памятники природы:

«Андомская гора», «Дружинские ямы», «Лось», «Утюг», «Опоки» и др.

§

17.

Природа своего района. Обобщающее повторение.

Сформировать представление о  ФГП района, характерных чертах природы своего края. Дать характеристику природы района по плану. Проверить знания о природе Вологодской области.

Проверка знаний.

Уметь характеризовать природу района по картам учебника и атласа и дополнительным источникам информации.

ООПТ своего района.

§


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс

Рабочая программа составлена на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Рабочая программа составлена на основе  Примерной государственной программы  по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д.,  Леонтьева А.С. География Ирку...

Рабочая программа по географии Иркутской области для 8-9 классов

         Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.,  Иркутск, Из...

Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)

Рабочая программа составлена на основе сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информацио...