Урок географии 6 класс. Озёра
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок географии 6 класс по теме "Озёра". На уроке используется групповая работа, выступление детей с сообщениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_ozera_2012.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ____

Тема: Озера.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления об озерах, их происхождении и значении.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся понятия «озеро», «озерная котловина»;

познакомить с происхождением озерных котловин и значением озер.

  1. Развивающие задачи: продолжить развивать умения описывать озера по плану.
  2. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру, показать значение для ленинградцев Ладожского озера в период героической обороны г.Ленинграда.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное и бессточное озеро.

Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш,  Мёртвое, Эйр.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта материков и океанов», «Физическая карта России» учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, видеофильм, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент 1 минута

Слайд №1 – Добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается  урок!

  1. Проверка домашнего задания  Слайд № 2 - река

На прошлом уроке мы проходили тему «Реки». Давайте её вспомним.

Откройте рабочие тетради и повторите материал. 1 минута.

Слайд № 3, 4  Проверка домашнего задания:  

  1. Самая длинная река: а-Конго, б- Нил, в-Волга
  2. Этот водопад самый  высокий в мире, его высота 1054м.:

а-Анхель, б-Виктория, в-Ниагарский.

  1. Кратковременный подъем уровня воды в реке называется:

а-половодье, б-паводок.

  1. Река Кама имеет питание:

а-подземное, б-дождевое, в-смешанное, г-ледниковое.

  1. На каких реках чаще всего образуются пороги: а-на равнинных, б-на горных?
  2. Низкий уровень воды в реке – это:

а-паводок, б-половодье, в-межень.

  1. Каким притоком Енисея является река Ангара:

а-правым, б-левым?

  1. Изучение нового материала

Мы с вами изучили воды Мирового океана, начали знакомство  со второй частью гидросферы с водами суши и уже познакомились с подземными водами и реками.

Слайд №5. На экране слова, найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Кама, Енисей, Волга, Хуанхэ, Байкал, Обь, Амазонка.

- Почему? Поясните ответ.

Действительно, Байкал -  озеро и речь пойдет сегодня об озерах.

Действительно, это озеро и речь пойдет сегодня об озерах.

Слайд № 6 – Озера

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться с понятием озеро, узнать какие бывают озера) Слайд №7

Слайд № 8

- Чем озеро отличается от реки?  

Работа в группах

Слайд №9 Озеро отличается от реки тем, что: 

Вода в озере  не течёт как поток в русле у реки.

Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

- Что же такое озеро?

А сейчас давайте откроем учебник на с.95, и найдем научное определение этого понятия (учащиеся его зачитывают) и сравним.

Слайд № 10  

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (учащиеся записывают определение в тетрадь).

- А что такое озерная котловина? (углубление, в котором находится озеро)

Слайд № 11

Озерная котловина - углубление, в котором находится озеро.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

- Чтобы образовалось озеро, какие условия необходимы?

Слайд № 12

Условия образования озер:

  1. Атмосферные осадки
  2. Углубление, котловина
  3. Близость подземных вод

- Как вы думаете, одинаковые ли все озера? (нет)

Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны.

- А чем они отличаются друг от друга? (размерами, происхождением озерных котловин, по солености). Давайте познакомимся с  классификацией озер.

Слайд № 13 – классификация озер

Мы рассмотрим классификацию озер по происхождению озерных котловин, по сточности и солености.

Давайте рассмотрим озера по происхождению, и узнаем способы образования озерных котловин.

Слайд №14

По происхождению озерных котловин озера можно разделить на несколько групп:

  1. Тектонические
  2. Вулканические
  3. Ледниковые – не даю
  4. Старицы – не даю
  5. Запрудные
  6. Карстовые

Изучая происхождение озерных котловин, мы должны заполнить таблицу «Происхождение озерных котловин», записать причины их образования и привести примеры озер.

Таблиц имеются у каждого на парте.

Работа по учебнику с.96, 97.

Капитаны  групп вытягивают происхождение котловины, с которой они должны  познакомиться, заполнить таблицу  и рассказать другим.

Слайд №15  

Рассмотрим тектонические озера.

Тектонические озера - озера, образованные в результате тектонических движений  земной коры.

Дополнения учителя. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря-озера. Это море имеет около 70 названий. Русские называли его Хвалынским…Это самое большое по площади озеро на Земле.

Тектонического происхождения и котловина самого глубокого озера в мире  -  озеро Байкал. Давайте посмотрим фильм об озере Байкал.

Просмотр видеофильма об озере Байкал. 2 минуты.

- Как образовалось озеро Байкал? (в тектоническом разломе, в результате опускания участков земной коре.)

Заполнить таблицу.

Слайд №16

Следующая группа рассказывает о происхождении вулканических озер.

Вулканические озера - озера, образованные в кратерах потухших вулканов. Например – Кроноцкое.

Дополнения учителя. Кроноцкое озеро находится на полуострове Камчатка. В него впадает 10 рек и вытекает одна река Кроноцкая. Озеро является самым большим пресноводным озером Камчатки, имеет форму равнобедренного треугольника. 

Заполнить таблицу.

Слайд №17

Кроме тектонических и вулканических озер имеются озера ледникового происхождения.

Ледниковые - озера, образованные в результате деятельности ледника. Так например, образовались озера -  Ладожское, Онежское. 

Сообщение о Ладожском озере нам расскажет Кабирова Румия.

- Почему озеро Ладожское называли «Дорогой жизни»?

Заполнить таблицу.

Слайд №18

Следующий вид озер – это старичные озера или старицы, о происхождении которых расскажет Кынкурогова Мария.

Сообщение об образовании старичных озер.

Заполнить таблицу.

Слайд №19

Реже встречаются запрудные озера. О них нам расскажет следующая группа.

Дополнения учителя. Саре́зское о́зеро  расположено на Памире, в Таджикистане на высоте 3 263 м над уровнем моря. Озеро образовалось 6 февраля 1911 года после сильного 7 балльного землетрясения, когда река Мургаб была запружена в результате сильного оползня, образовав при этом естественную плотину высотой 567 м. Наполнившаяся котловина затопила деревню Сарез, в честь которой и назвали озеро.

Запрудные озера – озера, образованные в результате перегораживания речной долины обвалами, оползнями, лавинами. Например -  Сарезское озеро.

Заполнить таблицу.

Слайд №20

Об озерах  карстового происхождения расскажет следующая группа.

Дополнения учителя. Ильмень - удивительное озеро. Площадь его меняется в зависимости от притока воды. В озеро впадают пять крупных рек — Мста, Шелонь, Полисть, Ловать, Пола, а также много ручьев и речек. Озеро Ильмень проточное. Из него вытекает река Волхов.

Заполнить таблицу.

 

Учащиеся проверяют таблицу.

- Какие по происхождению бывают озера?

Слайд №21

Заполненная таблица:

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические:

- в разломах земной коры

- в прогибах земной коры

Опускание земной коры по разлому (в трещине).

Медленное опускание обширных участков земной коры.

Байкал, Танганьика

Каспийское, Аральское

Вулканические

В кратерах потухших вулканов.

Кроноцкое, Курильское

Ледниковые

При движении древнего ледника.

Ладожское, Онежское

Старичные  (старицы)

Участки прежнего русла реки, изменившей  свое направление (образовались в поймах рек).

В поймах рек Оки, Москвы, Волги

Запрудные

Перегораживание русла реки, обвалами, оползнями или лавинами.

Сарезское (Памир)

Карстовые

Вымывание подземными водами легкорастворимых пород с образованием пустот в земной коре.

Ильмень

Физминутка

На земном шаре располагается несколько миллионов озёр. Озера классифицируются еще по сточности.

Слайд № 22

Озера (по сточности):

Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал)

Бессточные озера – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское)

Только в нашей стране озер  три миллиона, более 95% из них – пресные, а остальные соленые.        

Слайд №23        Озера (по солености):

Пресные – озера с соленостью до 1%0,  например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью  от 1%0  до 35%0

Соленые -  озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.

Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310%0. Утонуть в таком озере невозможно.

- Какое значение имеют озера?

Слайд №24

Значение озер:

1. Судоходство
2. Рыболовство
3. Орошение
4. Водоснабжение

5. Эстетическое наслаждение

6. Место отдыха

  1. Закрепление.

Практическая работа «Описание озера по плану»

Работа в группах.

План описания озера

1. Название.
2. На каком материке находится и в какой части?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное.
5. Соленое или пресное.

Описание озера

Название

озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное

Соленое или пресное

Эйр-Норт

Виктория

Австралия, в южной ее части

Африка, в восточной ее части

Тектоническое

Тектоническое

бессточное

сточное

Соленое

Пресное

 

- Капитаны поднимите руки, чья группа справилась с заданием.

V. Подведение итогов урока

Вот и к концу пришел урок
Нам подводить пора итог.

- Что нового вы узнали об озерах?

Оцените себя:

! – все понятно

? – не все понятно

… - ничего не понял

Выставление оценок

VI. Домашнее задание:  П.31, составить презентацию (рекламу) об озере.

Вы турагент, который занимается привлечение туристов для различных путешествий. Вам нужно составить презентацию, чтобы туристы захотели взять путевку, именно на ваше озеро.


Описание озера

Название озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное,

Соленое или пресное

Эйр-Норт

Описание озера

Название озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное,

Соленое или пресное

Эйр-Норт

Описание озера

Название озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное,

Соленое или пресное

Эйр-Норт

Описание озера

Название озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное,

Соленое или пресное

Виктория

Описание озера

Название озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное,

Соленое или пресное

Виктория

Таблица «Происхождение озерных котловин»

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические

Вулканические

Ледниковые

Старичные  (старицы)

Запрудные

Карстовые

Таблица «Происхождение озерных котловин»

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические

Вулканические

Ледниковые

Старичные  (старицы)

Запрудные

Карстовые

Ладожское озеро

Ладожское озеро расположено на северо-западе Европейской части России. Средняя глубина 51 м, наибольшая 230 м. Ладожское озеро крупнейшее по площади из озер Европы. Длина озера более 200 км при средней ширине 80 км. Берега у озера очень разнообразны. Северный – скалистый, обработанный ледником, весь изрезанный узкими заливами, далеко вдающимися в сушу. Остальные же – преимущественно низкие и пологие. У озера более 600 островов. В годы ВОВ по Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.

Старицы

Маленькие, имеющие форму полумесяца озера, называют старичными озерами или старицы. Они могут сформироваться в речных долинах в результате изгибов русла. Медленная река формирует извилистую форму, поскольку внешняя сторона изгибов разрушается более быстро, чем внутренняя сторона. В конечном счете изгиб «подковы» формируется и река отрезается узким перешейком. Этот новый проход формирует главный проход для реки, и концы изгиба становятся заиленными, таким образом, формируя дугообразное озеро. Старицы в пойме многочисленны, их глубина составляет не больше 3-4 метров. Озера – старицы постепенно зарастают и превращаются в болота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 6 классе "Озёра. Происхождение озёр. Значение озёр"

Урок составлен по учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. в виде презентации. Содержит, кроме теоретических заданий, и практические задания по работе с атласом и контурной картой. домашнее задание ...

Конспект урока по географии для 6 класса. "Озёра.Ледники.Многолетняя мерзлота"

Конспект урока по географии для 6 класса на тему: «Озёра. Ледники. Многолетняя мерзлота». В приложениях дан дополнительный материал и практическая работа....

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...

Урок географии в 6 классе. Озёра. Урок по ФГОС

Урок с учётом требований ФГОС...

Конспект урока по географии для 6 класса. Озёра и болота

Методическая разработка по геогрфии для 6 класса...

Конспект урока географии в 6 классе "Озёра и болота"

Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. О пользе и вреде болот. Развивать умение определять географическое положение озер, находить причины образования болот, у...