Урок повторения по теме "Урал"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Обобщающий урок географии в 8 классе  по теме "Урал" проводится в виде игры "Счастливый случай" с использованием слайд-презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_temy_ural.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок географии в 8 классе.

Тема: Повторение и обобщение темы «Урал»

Цель: Создать условия для творческого повторения и обобщения изученного материала.                                                                                                                      Задачи:  Обучающие:  Способствовать проявлению знаний, умений и навыков всеми  учащимися. Дать возможность скорректировать возможные проблемы.

Развивающие: Активизировать развитие пространственного мышления и картографических умений; помочь учащимся анализировать результаты своей деятельности.

Воспитывающие: Формирование географической культуры, эстетического восприятия географических объектов, содействовать формированию экологических знаний.

Форма проведения: урок – игра

Оборудование: слайд-презентация, физическая карта Урала, атласы.

                                                  Ход урока:

  1. Оргмомент   Тема, цель                        1 слайд

Сегодня мы проведем урок в форме игры «Счастливый случай». Класс делится на две команды. За правильный ответ команда получает жетон. В конце урока жетоны подсчитываются, оценивается работа команды. Кроме этого, каждый участник сможет сам себя оценить, насколько он хорошо знает пройденный материал, как работал на уроке, что получилось, а что нет, над чем нужно поработать еще. Я надеюсь, что все у вас получится. Итак, начинаем!

                                               1 гейм «Разминка»                                                                       (вопросы задаются поочередно каждой команде – по 3 вопроса)

  1.  Как Уральские горы назывались в древности? (Рифейские, Каменный пояс, Камень, земной пояс)
  2. Когда и в чьих работах появилось название «Урал»? ( с 18 века, в работах знаменитого русского историка и географа В.Н.Татищева)
  3. Какие народы, кроме русских, живут на Урале? (башкиры, татары, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, ненцы)
  4. Где появились первые поселения русских на Урале? ( в верховьях Камы)
  5. Когда купцами Калинниковыми были созданы первые солеварни в селении Соль-Камское? ( в 15 веке)
  6. Когда на Урале русские переселенцы стали добывать железную руду и стали выплавлять железо? ( в 17 веке)

                                        2 гейм «Покажи меня»

Каждая команда получает по 3 карточки с заданиями, готовится 1 минуту и показывает на настенной карте.

  1. Природные районы Урала.
  2. 3-5 рек Урала.
  3. 3-5 месторождений железной руды.
  4. 5 городов Урала.
  5. Наивысшие точки природных районов Урала.
  6. 3-5 месторождений  нерудных ископаемых.

                         3 гейм «Узнай меня»

Учитель зачитывает описание частей Урала, учащиеся называют , что это.

  1. Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Инзера, Сима, Ай и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассыпаны в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк – жемчужина Урала – по красоте своей не уступает многим прославленным озерам Западной Европы.

                                               ( Южный Урал)

                                  Слайд 2,3,4

  1. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не заходившим за горизонт солнцем – всего лишь немногим более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах и на равнинах.

                              ( Полярный Урал)

  1. Природа этой части Урала наиболее изменена трудом человека. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 метров. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами.

                                               ( Средний Урал)

  1. Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственницы, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны гор на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро – Илычский заповедник.                                               Слайды 5,6               Здесь встречаются феноменальные природные изваяния – обелиски и столбы – и не уступающие им по причудливости высокие колонны из сцементированных  стойких пород.

                                                 ( Северный Урал)

                                             

  1. Эта часть Урала особенно дика и сурова. Глубокие ущелья разрезают горные массивы. Дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка – вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится именно здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя.

                                                  ( Приполярный Урал)

  1. Замечательное творение природы. Находится в недрах каменной громады – Ледяной горы. Образовалось это чудо в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты.

                                 ( Кунгурская пещера)

                                       Слайд 7

                  4 гейм «Щедрая кладовая»

Как вы думаете, почему так назвали этот гейм?

Издавна Урал славится не только железными и медными рудами, но и драгоценными и поделочными камнями. Аметисты, дымчатые топазы, сапфиры, александриты, алмазы – далеко не полный перечень этой кладовой. Добавим к этому списку еще несколько.

Слайд 8

Тот камень чудесный с Урала

Нежным светом зеленым манит.

Я только сегодня узнала, что камень зовут…  (малахит)

Найдем в нем много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом…  ( изумруд)     слайд 9

Для легкости в сплаве дается.

Мощь самолета создал,

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл.      ( алюминий)

Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца.    ( гранит)  

 

                 5 гейм  «Белая ворона»

Команды получают по 3 карточки. Задание: выбрать лишнее, объяснить, почему.

  1. Реки:  Вишера, Тобол, Миасс, Тагил, Волхов.
  2. Горы: Денежкин Камень, Магнитная, Валдайские горы, Юрма, Ильменские горы.
  3. Высотная поясность: горная пустыня, горная тундра, горная тайга, горные буковые леса, горные лесостепи.
  4. Рудные полезные ископаемые: титан, каменный уголь, железо, золото, цинк.
  5. Месторождение руд: Липецкое, Высокогорское, Магнитогорское, Бакальское, Халиловское.
  6. Города: Екатеринбург, Златоуст, Тверь, Миасс, Касли.

                                        6 гейм «Эрудит»

  1. Одна из пещер Урала носит имя национального героя Башкирии. Кто этот герой? (пещера Салавата. Салават Юлаев- сподвижник Емельяна Пугачева)
  2. «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и др. Как называется произведение, в которое входят эти сказы.  Кто их автор?  («Малахитовая шкатулка» – Павел Петрович Бажов)

На правом берегу реки Белая находится Капова пещера. Послушаем, чем она знаменита.  ( сообщение учащегося)      слайд 10,11,13.

Послушаем еще одно сообщение о «горе, которая горит» (г. Янгантау)

                                       Слайд  13,14

Подведем предварительные итоги перед последним геймом. Сколько жетонов получила каждая команда?

                              7 гейм «Гонка за лидером»

Вопросы задаются поочередно каждой команде.

1.В каком направлении вытянуты Уральские горы?

2. На сколько километров протянулись горы с севера на юг?

3. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы?

4. К западу от Уральских гор расположена… (Русская равнина)

5. Самая высокая вершина Урала?

6. Основное богатство Урала?

7. Как называется минералогический заповедник на Урале?

8. На какой реке расположен город Соликамск?

9.Какая часть Урала наиболее высокая?

10. Какая часть Урала наиболее широкая?

11. Почему большое количество железных дорог пересекает горы в пределах Среднего Урала?

12. Почему различаются природные условия Предуралья и Зауралья?

13. По какой реке Ермак отправился в путь на уральский хребет?

14. Эта река берет начало в безлюдных тундрах Северного Урала и оканчивается губой Баренцева моря. Назовите ее . ( Печора)

15. Назовите старейшее место золотодобычи в России. (Березовское)

16. Где находится Курганская область?

17. Как называлась река Урал в прошлом? (Яик)

18. С какими областями и государствами граничит наша область?

19.Баженовское месторождение «горного льна»- одно из крупнейших в мире. О чем идет речь?  ( об асбесте)

20. Какое полезное ископаемое найдено на западном склоне Урала, в бассейне реки Вишеры?  ( алмазы)

Учитель: Итак, мы повторили весь материал по теме «Урал». Может быть, не на все вопросы  получены ответы. Это и хорошо, потому что знание бесконечно. Я надеюсь, что на этом уроке вы почувствовали, насколько богата наша страна, сколько много в ней интересного и необычного, сколько вам предстоит еще узнать.

Подведение итогов игры: посчитаем жетоны.

А теперь дайте оценку своей работе на уроке. Перед вами лежат карточки, на которых написано:

!!!  - Я все задания успешно выполнил;

!!  - Я испытываю некоторые затруднения;

!   - У меня сегодня ничего не получилось. Нужно срочно обратиться за помощью к учителю.

Выберите карточку, которая соответствует вашему мнению.

( обмен мнениями и выставление оценок)  

                                                                               Проложение 1.

Природные районы Урала.

3-5 рек Урала.

3-5 месторождений железной руды.

     5 городов Урала.

Наивысшие точки природных районов Урала.

     3-5 месторождений  нерудных ископаемых.

Реки:  Вишера, Тобол, Миасс, Тагил, Волхов.

Горы: Денежкин Камень, Магнитная, Валдайские горы, Юрма, Ильменские горы.

Высотная поясность: горная пустыня, горная тундра, горная тайга, горные буковые леса, горные лесостепи.

Рудные полезные ископаемые: титан, каменный уголь, железо, золото, цинк.

Месторождение руд: Липецкое, Высокогорское, Магнитогорское, Бакальское, Халиловское.

Города: Екатеринбург, Златоуст, Тверь, Миасс, Касли.

                          !!!

- Я все задания успешно выполнил;

                           !!

- Я испытываю некоторые затруднения;

                               !

  - У меня сегодня ничего не получилось. Нужно срочно обратиться за помощью к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ

Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...