9 класс - конспект урока по теме: Центральная Россия, факторы формирования.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Аксёнова Татьяна Валерьевна

9 класс конспект Центральная Россия, факторы формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

География 9 класс

Урок 33. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА.

Задачи:

  1. Сформировать знания о составе Центральной России.
  2. Показать особенности экономико-географического положе ния региона.
  3. Сформировать умения составлять экономико-географи ческую характеристику территории, давать характеристику экономико-географического положения территории.
  4. Совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры.

Оснащение урока: экономическая карта «Центральная Россия».

Ход урока

I. Вводная беседа.

Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить. Одним из средств мотивации мо жет служить сравнение Центральной России с некоторыми евро пейскими государствами.

Учитель. Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государст ва, основной очаг русской национальной культуры, область рассе ления русского народа по огромной стране. Здесь расположена сто лица нашей родины Москва - сердце и мозг России.

Центральную Россию по своему потенциалу, территории и чис ленности населения можно сравнить с крупнейшими государства ми Западной Европы, тем более что исторически Центральная Рос сия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи.

Учащиеся сравнивают данные о населении и площади некото рых государств Европы и Центральной России (раздаточный ма териал).

Страна

Площадь, тыс. км2

Население, млн чел

Германия

357

78

Франция

544

56

Испания

505

39

Украина

603

55

Центральная Россия

916

47

II. Получение новых знаний.

Составление характеристики района (по плану)

1. Состав Центральной России изучается по эконо мической карте региона  и по карте «Экономическое районирование».

Учитель. Центральная Россия - это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально- Черноземного и Волго-Вятского.

Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судь бах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах раз вития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

Промышленное развитие Центрального района облегчалось тем, что Центральное Черноземье явилось житницей, которая обес печивала Центр хлебом и другим продовольствием. Волго-Вятский район формируется как дублер Центра. У обоих районов общие отрасли специализации, например автомобилестроение, станко строение, разнообразная химия. Южные части Центрального и Волго-Вятского районов вместе с Центрально-Черноземным обра зуют территориально целостную индустриально-аграрную зону со сходным направлением развития сельского хозяйства, старыми и новыми отраслями промышленности. Металлургическая база КМА усиливает экономическую взаимосвязанность всех трех районов Центральной России.

Задание. Установите, какие субъекты РФ входят в состав этих экономических районов.

2. Экономико-географическое положение района всегда характеризуется по плану, с которым учащихся необходимо познакомить (раздаточный материал).

План характеристики ЭГП района

  1. Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных госу дарств.
  2. Экономическое окружение (соседние районы).
  3. Приморское или внутриконтинентальное положение. Нали чие выхода к морям и океанам. Названия морей, условия навигации.
  4. Положение относительно крупнейших топливно-энерге тических и сырьевых баз страны.
  5. Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным, сухопутным).
  6. Изменение ЭГП района.
  7. Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

Просмотр презентации.

Подведение итога урока. Ответ на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание: § 29, задания в к/к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

Конспект урока по теме "ЭГП России" 9 класс

План-конспект урока составлен с учетом обучаемого контингента с элементами практической работы с атласом и контурной картой...

Конспект урока по теме "ЭГП России" 9 класс

План-конспект урока составлен с учетом обучаемого контингента с элементами практической работы с атласом и контурной картой...

Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"

Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...

Конспект урока по теме "Транспорт России" 9 класс

Конспект урока в 9классе по теме "Транспорт России"...

Урок на тему: Центральная Россия. 9 класс.

Площадь и состав территории центральной России. Экономико-географическое положение и природно-ресурсныфй потенциал региона.Развитие хозяйства и промышленности....

Урок по теме "Центральная Россия" 9 класс

Презентация составлена для урока географии 9 класс по теме "Центральная Россия". Пространство Центральной России, особенности экономико-географического положения и особенностей природы....