Конспект урока по теме "Транспорт России" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Князева Любовь Анатольевна

Конспект урока в 9классе по теме "Транспорт России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon transport_rossii_9.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

География 9 класс

Урок по теме: «Транспорт России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами

Задачи урока:

  1. Обучающая - Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть  принцип оценки работы различных видов транспорта;  познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.
  2. Развивающая- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать  информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
  3. Воспитывающая–воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России»,  карточки со  статистическими данными, индивидуальные задания.

ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент. Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в

ходе урока.

Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашнем заданием.

  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

Идёт утюжок                                          Морщины и складки

С прокопчённой трубой,                         Ведёт за собой. (Пароход)

Спозаранку за окошком                           По прямым стальным дорожкам              

Стук, и звон, и кутерьма.                      Ходят красные дома. (Трамвай)                    

За дымком,
За свистком,   Братья бегают гуськом.    (Поезд)

Я мчусь, держусь за провода,   Не заблужусь я никогда.    (Троллейбус)

Это что за башмаки?                        Встали на колечки -

То малы, то велики.                          В них едут человечки.   (Автомобиль)

Ни дождя, ни града нет,

Только в небе рыхлый след.       (Реактивный самолет)

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На  размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы и один из ведущих – транспортный. Почему? Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности. С чего он начнёт решать свои проблемы? С оценки, как туда добраться. Опять – роль транспорта.

                 - Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)

                 - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

                         Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны.

     Какие проблемы? Какой вид транспорта самый эффективный? Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?

  1. Проверка домашней работы.

Соревнование «Чей ряд лучше?» Географический диктант по цепочке. После выполнения задания решение заданий из ОГЭ. Задания на слайдах.

Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в России в 2011 г., млрд пассажиро-км   Ответ: 31.

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования

443,9

в том числе:

железнодорожного

139,7

автомобильного (автобусы)

136,9

воздушного (транспортная авиация)

166,6

          5.1. В каком из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?

           1) Красноярский край 2) Республика Коми  3) Республика Калмыкия 4) Тульская область

                 5.2. Основной судоходный речной бассейн России:

                  1) Волго-Камский;   2) Ангаро-Енисейский;   3) Амурский.  4) Лено - Вилюйский

  1. Изучение нового материала.

  1.  Задание по рядам. Характеристика основных видов транспорта по плану.

Вид транспорта

Грузооборот

Пассажирооборот

Основные грузы

Преимущества

Недостатки

Ж/д

Автомоб.

Морской

Подготовительная работа. Распределение отвечающих на вопросы.

1 – записывают данные на доску

2 – называют преимущества и недостатки

3 – география транспортных путей.

Остальные дополняют.

Обратить внимание на проблемы урока.

     2. Ответы и  выступление групп учащихся.

А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году. Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную  транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами.  Особенности географии современной сети железных дорог страны. Беседа  о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.    

Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

 Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

В) Трубопроводный  транспорт

Преимущества   и недостатки данного вида транспорта, особенности  его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы  вследствие утечки  газа или нефти.

Г) Воздушный  транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Д) Водный  транспорт (морской и речной)

 Рассказ  о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития.  Обозначение  крупнейших морских портов Северного бассейна  (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);  Тихоокеанского бассейна  (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);  Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).  

Сообщения учащихся о речном транспорте России.

Дополнения.учителя.

Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему.

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

3. Выводы работы. Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?

Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему  основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти,  можно транспортировать  трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на  развитие курортно-туристических зон в России?

  1.  Закрепление изученного материала.

работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»

железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость

+

-

+

+

-

Большая скорость транспортировки

+

+

Большая дальность перевозок

+

+

+

+

Влияние на окружающую среду

+

Влияние природных условий на работу транспорта

+

+

Возможность доставки груза непосредственно к потребителю

+

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта.  При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Вывод по таблице. – Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков

Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны.Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок).

Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. (работа с картой «Железнодорожный транспорт»)

- Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно  на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)

 - В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом.Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)

Вывод: чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.

  1. Подведение итогов. Оцените эффективность своей работы по 10 бальной системе.

  1. Домашнее задание1 уровень – п.30,
  1. Уровень - п.30, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»

3  уровень - П.30, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный,  железнодорожный, морской, авиационный)

Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»

 «Анализ эффективности работы транспорта»

железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость

Большая скорость транспортировки

Большая дальность перевозок

Влияние на окружающую среду

Влияние природных условий на работу транспорта

Возможность доставки груза непосредственно к потребителю

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...