конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_vnutrennie_vody.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

«Внутренние воды и водные ресурсы России» (8 класс)

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Выявить степень усвоения теоретических знаний (терминологии) и географической номенклатуры, предусмотренных образовательным стандартом.
  2. Определить уровень сформированности умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы и навыков работы с различными источниками географических знаний.
  3. Способствовать развитию аналитического мышления  учащихся и формированию мировоззренческой идеи  о  целостности окружающей природы.
  4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе; прививать интерес к предмету.

Тип урока: Урок систематизации и контроля знаний.

Методы:

  1. репродуктивный;
  2. частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная.

Оборудование: физическая карта России, настенная контурная карта России, атласы, чайнворды (для каждого ученика).

Оформление доски:

  1. Тема урока.
  2. Эпиграф:

Вода - это не просто минеральное сырье, вода - это действительно проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было.

(академик А.П. Карпинский)

  1. План урока:
  1. Терминологическая разминка.
  2. Теоретический тур "В поисках, истины".
  3. Географический чайнворд.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Постановка целей перед учащимися, знакомство с планом урока.

  1. Терминологическая разминка.
  1. Что такое внутренние воды?
  2. Перечислите все виды внутренних вод.
  3. Какие из них имеют наибольшее хозяйственное значение?

Далее проводится словарный диктант по вариантам. Диктант состоит из двух частей: сначала учитель читает определение, а учащиеся записывают только понятия к ним, а затем самостоятельно пишут определения нескольких понятий.

I вариант

  1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом (река).
  2. Место, откуда река берет свое начало (исток).
  3. Река вместе со всеми своими притоками (речная система).
  4. Границы между бассейнами двух рек (водораздел).
  5. Воды, находящиеся в верхнем слое земной коры (подземные воды).

Напишите определения следующих понятий:

  1. Половодье.
  2. Падение реки.
  3. Расход воды.
  4. Озеро
  5. Водные ресурсы.

II вариант

  1. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой (озеро).
  2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку (устье).
  3. Территория, с которой река собирает свои воды (бассейн).
  4. Изменение состояния реки в течение года (режим реки).
  5. Скопление пресного льда на суше (ледник).

Напишите определения следующих понятий:

  1. Паводок.
  2. Уклон реки.
  3. Годовой сток.
  4. Болото.
  5. Водный кадастр.

  1. Теоретический тур «В поисках истины»

Учащимся предлагается блок вопросов, направленных на выявление и объяснение причинно-следственных связей между внутренними водами и другими компонентами природы.

  1. К бассейнам каких океанов относятся реки России?
  2. Почему большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан?
  3. Почему большинство российских рек имеют медленное плавное течение?
  4. Почему известный русский климатолог Воейков назвал реки «продуктом климата»?
  5. Какой тип питания и почему преобладает у российских рек?
  6. Почему большинство рек России имеет весеннее половодье?
  7. Почему реки бассейна Тихого океана разливаются летом?
  8. Назовите реки с паводочным режимом, что является причиной паводков?
  9. Чем паводок отличается от половодья?
  10. Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» о наводнении в Санкт-Петербурге.

     Что явилось причиной наводнения на Неве?

  1. Что такое межень? В какие сезоны года и почему наблюдается межень на реках России?
  2. От чего зависит величина годового стока рек?
  3. Почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона, не смотря на то, что длина рек примерно одинакова, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек тоже примерно одинаково?
  4. Почему самой полноводной рекой России является Енисей, несмотря на то, что в его бассейне выпадает немного осадков?
  5. Какая закономерность наблюдается в размещении озер по территории России? Почему?
  6. Перечислите типы озерных котловин. Озера, какого происхождения и почему преобладают в России?
  7. Какую территорию России называют «озерным краем», почему?
  8. Каковы причины образования болот?
  9. Что является источником питания для верховых и низинных болот? Где распространены данные типы болот?
  10. Почему Западно-Сибирская равнина почти полностью заболочена?
  11. От каких факторов зависит глубина залегания подземных вод?
  12. Многолетнюю мерзлоту иногда называют вечной. Вечна ли она?
  13. Почему в Восточной и Северо-Восточной Сибири многолетняя мерзлота распространена практически повсеместно, а в Европейской части только на Севере?
  14. Каковы условия образования ледников?
  15. Почему самые крупные ледники находятся на Кавказе?
  16. Почему на Урале нет больших ледников, несмотря на то, что он расположен за полярным кругом, где избыточное увлажнение и продолжительная, суровая зима?
  17. Каково значение внутренних вод в природе и хозяйственной деятельности человека?
  18. Известно, что Россия занимает первое место в мире по запасам пресных вод, в одном только Байкале содержится 20% всех поверхностных пресных вод мира, но почему же в стране существуют проблемы недостатка воды?
  19. Для решения водной проблемы был разработан проект переброски северных рек на юг, но в 1986г. внедрение этого, казалось бы, перспективного, проекта было приостановлено. Почему?

 После обсуждения учащиеся приходят к выводу о взаимосвязях и взаимозависимостях всех компонентов природы, о необходимости осторожного вмешательства в природные процессы и охране окружающей природы, в том числе и внутренних вод.

  1. Географический чайнворд.

Проверка знания карты проводится в форме разгадывания чайнворда.

У каждого учащегося имеется листок с чайнвордом. Чайнворд составлен в двух вариантах. Учитель поочередно для каждого варианта показывает географические объекты на настенной контурной карте России, сопровождая показ краткими комментариями.

Учащиеся вписывают названия объектов в горизонтальные строки (буквы "е" и "ё", "и" и "й" взаимозаменяемы). Если все объекты указаны правильно, то в вертикальном столбце под №1 должно появиться ключевое словосочетание: Реки и озера России.

5. Подведение итогов.

Выставление отметок учащимся, принявшим активное участие в теоретическом туре               "В поисках истины". После проверки словарного диктанта и географического чайнворда в журнал выставляются две отметки: за знание терминологии и знание географической номенклатуры.

6. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме "Внутренние воды России"


I вариант             

  1. Река, берущая начало на Северном Урале, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана (Печора).
  2. Река на северо-западе Восточно-Европейской равнины, впадающая в Белое море. (Онега)
  3. Река … – Волги правая рука (Ока).
  4. Левый приток Оби, превышающий главную реку по длине (Иртыш).
  5. Левый приток Лены (Вилюй).
  6. Самая длинная река Европы и европейской части России (Волга).
  7. Река, берущая начало на Тиманском кряже, впадающая в Белое море (Мезень).
  8. Самая полноводная река России (Енисей).
  9. Река, берущая начало с одноименного плато, впадающая в море Лаптевых (Анабар).
  10. Река, берущая начало с Верхоянского хребта (Яна).
  11. Самая длинная и полноводная река бассейна Тихого океана (Амур).
  12. Одно из крупнейших озер России,  по которому в годы Великий Отечественной войны проходила «дорога жизни» (Ладожское).
  13. Река, соединяющая 2 крупных озера (Свирь).
  14. Озеро ледникового происхождения, на котором в 1242г. состоялось Ледовое  побоище (Чудское).
  15. Самое большое озеро в мире (Каспийское).

           10

       11

      12

                     13

       14

  15

            16

              2

                  3

                      4

                  5

                 6

              7

                     8

9

             

       

       

                       

                   

1

1

Одно из крупнейших озер страны, расположенное на самом крупном полуострове России (Таймыр).


II вариант

  1. Река, верховья которой находятся на территории России, а среднее и нижнее течение – в Белоруссии и на Украине (Днепр).
  2. Река, на которой стоит Санкт-Петербург (Нева).
  3. Река … - Волги левая рука (Кама).
  4. Река, вытекающая из Кубенского озера, впадающая в Белое море (Двина).
  5. Правый приток Лены, берущий начало с одноименного плоскогорья (Витим).
  6. Река, имеющая самый большой водосборный бассейн (Обь).
  7. Левый приток Амура (Зея).
  8. Река, берущая начало в Байкальском хребте, при впадении в море Лаптевых образует обширную дельту (Лена).
  9. Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара).
  10. Река, берущая начало с хребта Сунтар-Хаята, впадающая в Восточно-Сибирское море (Колыма).
  11. Река, относящаяся к бассейну Тихого океана, впадает в одноименный залив (Анадырь).
  12. Озеро ледникового происхождения (Онежское).

13. Правый приток Амура, берущий начало в хребте Сихотэ-Алинь (Уссури).

14. Небольшое озеро ледникового происхождения, находящееся на границе с Эстонией (Псковское).

15. Самое глубокое озеро в мире (Байкал).

         10

         11

     12

                        13

         14

                        15

                   16

                   2

                       3

                  4

                  5

                       6

                      7

                  8

   9

             

       

       

                       

                   

1

1

16. Какое озеро называют "жемчужиной Валдая" (Селигер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Урок-конспект "Подземные воды" 6 класс для учащихся с ОВЗ,работающих дистанционно с учителем.

Этот урок разработан с использованием индивидуального информационного метода проектов.Тип урока комбинированный. P { margin-bottom: 0.21cm; } Место и роль данного урока в дистанционном курсе: данн...