Тема: «Путешествие к центру Земли» Класс: 6
статья по географии (6 класс) на тему

 Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.На урокеиспользованы  методы: информационный, исторический, познавательный, исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_puteshestvie_k_cetru_zemli.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: география, урок формирования новых знаний.

Продолжительность: 45 минут

Тема: «Путешествие к центру Земли»

Класс: 6

Технологии:  интернет – ресурсы   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf; 2. Литосфера и литосферные плиты :: Видео на RuTube - http://rutube.ru/tracks/1986551.html?v=14e62b2b0cd2f6c86032bce8823ad52d&&bmstart 

Аннотация:

 Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе. На уроке использованы  методы: информационный, исторический, познавательный, исследовательский.

Цель применения ИКТ на уроке:

  1. активизации познавательной деятельности обучаемых, предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею: использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения;
  2. формирование коммуникативной компетенции; использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса: в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний.
  3. повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
  4. формирование информационной культуры.
  5. усиление воспитательной функции урока;

Практическая реализация:

1.Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута. Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.

2.Использование на уроках ИКТ дает учащимся возможность подготовиться к деятельности в быстро меняющемся мире.

3.Повышение эффективности урока за счет увеличения доли времени на самостоятельную работу дает возможность учащимся разного уровня успеваемости овладению ими  навыками самостоятельной, творческой деятельности.  

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

1.Обучающие: расширить и углубить знания  о внутреннем строении Земли, полученные в курсе природоведения в 5 классе; рассмотреть особенности строения материковой и океанической земной коры; дать представление о методах исследования земной коры, о строении литосферы.

 2. Развивающие: формировать умение работать с ресурсами Интернета,  анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи; развивать  мышление и творческие способности ребенка, формировать  активную жизненную позицию в современном  информатизированном обществе, развивать аналитические навыки работы с различными источниками географической информации, расширять кругозор

 3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру, воспитывать материалистическое мировоззрение.

Средства обучения: учебники, атласы, таблица «Строение Земли», схема строения земной коры, компютеры с подключенным Интернетом, сайты:

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf; 

2. Литосфера и литосферные плиты :: Видео на RuTube - http://rutube.ru/tracks/1986551.html?v=14e62b2b0cd2f6c86032bce8823ad52d&&bmstart 

Ход урока: 

Учитель: Давайте совершим воображаемое путешествие к центру Земли. Представим, что мы движемся вглубь, «проходя» толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде. Постепенно углубляясь в недра Земли мы будем знакомиться с ее внутренним строением, с методами  ее исследования, узнаем, как устроена литосфера. Свои наблюдения вы будете заносить в таблицы.

Итак, начинаем наше путешествие. Откройте ссылку в Интернете http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm , давайте познакомимся с тем, как изучают Землю. Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

  1. Как же удалось людям составить представление о строении Земли?
  2. Как получают в наши дни ценную информацию о строении Земли?
  3. Где находится самая глубокая скважина мира? Какова ее глубина?

( Ответы обучающихся)

Учитель: посмотрите материал о сейсмографе, как вы думаете, в чем разница между древними и современными приборами? (Ответы обучающихся)

Учитель: продолжим наше путешествие. Мы на следующей станции «Строение Земли». Познакомьтесь со схемами строения Земли  и, просмотрев видеофрагмент по ссылке   02_02_01_03.swf (объект «application/x-shockwave-flash»),   ответьте на вопросы:

1.Назовите внешние и внутренние оболочки Земли.

2. Как земная кора используется человеком?

3.Назовите не менее трех отличий материковой земной коры от океанической.

( Ответы обучающихся).

4.Заполните таблицу:  Приложение 1

 Учитель: что записали в таблице?

Учитель: успешно пройдя  этот этап, выяснив, что у Земли три основные оболочки – земная кора, мантия и ядро, и познакомившись с одной из них, мы попадаем на следующую станцию «Мантия и ядро Земли». Поработав со статьей на сайте http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm , и просмотрев видеофрагмент по ссылке  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf;

Ответьте на вопросы:

  1. В чем же особенности каждого слоя?
  2. Каково строение ядра? (оно состоит из двух слоев: внутреннего и наружного)
  3. Каково состояние внутреннего ядра? (твердое)
  4. Какова температура внутреннего ядра? (40000 – 50000 С)
  5. Каково состояние наружного ядра? (жидкое)
  6. Какова температура наружного ядра? (до100000С )
  7. Каково состояние  вещества мантии (особое, оно может перемещаться, очень медленно, со скоростью несколько сантиметров в год)
  8.  Какова температура мантии (температура до + 20000С.)

Заполните таблицу: Приложение 2

Учитель: что записали в таблице?

( Ответы обучающихся)

Учитель: Мы направляемся на следующую станцию, где познакомимся со строением литосферы. Здесь мы узнаем:

1.Что называют литосферой?

2.Что такое литосферные плиты, и какие они бывают?

3. Какая же сила передвигает плиты литосферы? 

( Ответы  обучающихся)

Учитель: Найдите на карте полушарий в атласе упоминаемые в тексте объекты - горы Анды и Курильские острова, обратите внимание на то, что они расположены на стыке океана и суши.

Учитель: вы верно ответили, что верхняя твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии называется литосферой. В пятом классе мы говорили о том, что литосфера состоит из отдельных блоков - литосферных плит.

  Посмотрите  видеофрагмент  по ссылке  2. Литосфера и литосферные плиты :: Видео на RuTube - http://rutube.ru/tracks/1986551.html?v=14e62b2b0cd2f6c86032bce8823ad52d&&bmstart 

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? (мы можем сделать вывод о том, что движение их ученые связывают с перемещением вещества в мантии).

Практическая работа.

Учитель: И вновь обратимся к материалам по ссылке: http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm к практической работе. Учёных всегда интересовало строение нашей планеты. Многие писатели-фантасты описывали в своих произведениях состав и строение Земли. Алексей Николаевич Толстой в романе "Гиперболоид инженера Гарина" повествует об инженере, который изобрёл гиперболоид (предок современного лазера) и попытался пробурить земную кору до мантии. Инженер Гарин ожидал, что на определённой глубине (уже в мантии) существует слой расплавленного золота, которое можно извлекать в любых количествах. Такое предположение выдвинул давний знакомый Гарина геолог Манцев, исследовавший вулканы Камчатки.
Перед Вами отрывок из дневника Манцева с описанием внутреннего строения Земли.

 Прочитайте текст и сделайте вывод, какие утверждения учёного Манцева  относительно строения Земли верны, а какие предположения ошибочны.

   "В настоящее время, то есть когда закончился четвертый ледниковый период и с чрезвычайной быстротой начала развиваться одна из пород животных, лишенных волосяного покрова, способных передвигаться на задних конечностях и снабженных удачным устройством ротовой полости для произношения разнообразных звуков,— земной шар представляет следующую картину.

 Верхний его покров состоит из застывших гранитов и диоритов толщиной от пяти до двадцати пяти километров. Эта корка снаружи покрыта морскими отложениями и слоями погибшей растительности (уголь) и погибших животных (нефть). Кора лежит на второй оболочке земного шара — из расплавленных металлов,— на Оливиновом поясе. 

 Расплавленный Оливиновый пояс местами, как, например, в некоторых районах Тихого океана, подходит близко к поверхности земли, до глубины пяти километров.

Толщина этой второй расплавленной оболочки достигает в настоящее время свыше ста километров и увеличивается на километр в каждые сто тысяч лет.

В расплавленном Оливиновом поясе нужно различать три слоя: ближайший к земной коре — это шлаки, лава, выбрасываемая вулканами; средний слой — оливин, железо, никель, то есть то, из чего состоят метеориты, падающие в виде звезд на землю в осенние ночи, и, наконец, третий, нижний слой — золото, платина, цирконий, свинец, ртуть.

Эти три слоя Оливинового пояса покоятся, как на подушке, на слое сгущенного до жидкого состояния газа гелия, получающегося как продукт атомного распада.

И, наконец, под оболочкой жидкого газа находится земное ядро. Оно твердое, металлическое, температура его около двухсот семидесяти трех градусов ниже нуля, то есть температуры мирового пространства. ...
Вот что прочел Гарин в дневнике Манцева."

А.Н. Толстой 
«Гиперболоид инженера Гарина».
1937 год

Ответ оформите  в виде таблицы Приложение 3

Учитель: что записали в таблице?

Учитель: А теперь попробуйте проверить свои знания, полученные на уроке, выполнив задания предложенного  теста  на сайте:: http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm

1.Толщина мантии:

а) 10 км;                        б) 65 км;

в) 2900 км;                    г) 3500 км;

2. Максимальная мощность земной коры:

а) 800м;                       б) 8 км;

в) 75 км;                      г) 800 км.

3) Укажите радиус  ядра Земли:

а) 3500 км;             б) 1800 км;

в) 1500 км;              г) 70 км;

4) Материковая земная кора включает слои:

а) осадочный, базальтовый;        б) базальтовый, гранитный;

в) только осадочный;                     г) осадочный, гранитный, базальтовый.

5) Океаническая земная кора включает слои:

а) базальтовый, гранитный;       б) осадочный, гранитный, базальтовый.

в) осадочный, базальтовый;        г) только осадочный;  

Закрепление.

Учитель:

1.  Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

2. Объясните, почему мантию называют основной частью Земли

3. Что записали в таблицу о каждом слое Земли?            

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с внутренним строением Земли, выделили особенности каждого слоя, из которого состоит Земля, познакомились с понятием литосфера и литосферные плиты, выявили различия разных типов земной коры.

1. Что нового  узнали на уроке?

2. Понравилось ли  виртуальное путешествие  к центру Земли?

3. Что из урока больше запомнилось и почему?  

Домашнее задание: § 16, записи в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Путешествие к центру Земли"

Конспект урока по природоведению (естествознанию) в 5 классе "Путешествие к центру Земли"...

Урок по теме: "Путешествие к центру Земли".

Урок содержит материалы по созданию на уроке мини-проекта. Кроме того знакомит с рядом уникальных островов....

Игра "Математическое путешествие к центру Земли"

Идея игры:Во время игры команды показывают свои знания  математики и других школьных дисциплин, зарабатывают денежки «Магники» и  все ближе  приближаются к центру Земли.Правила  иг...

Сценарий урока-исследования "Путешествие к центру Земли" в 5 классе

Сценарий урока-исследования "Путешествие к центру Земли" в 5 классе с маршрутными листами для работы в группах....

"Математическое путешествие к центру Земли"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов...

Обобщающий урок в 5 классе по теме "Путешествие по планете Земля".

Данный материал по географии за 5 класс включает 6 маршрутных листов для работы на уроке в группах с целью обобщения и закрепления знаний, полученных во время изучения темы "Путешествие по планете Зем...