Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"
    классный час по географии (10 класс) по теме

    Важное направление деятельности педагогического коллектива  школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".

    Главная задача: создание образовательного пространства как основы формирования гражданско-правовой культуры обучающихся.

    В рамках реализации проекта разработана система внеклассной деятельности по предметам.

    Я предлагаю вашему вниманию отчет по творческому проекту "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по географии на тему:

    Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России.

    Цели:

    1. расширить и обобщить знания о понятии «толерантность»;
    2. познакомить с историей понятия «толерантность»; разнообразием народов школы;
    3. воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа.

    Место проведения:  актовый зал.

    Участники:  ученики 5- 11-х классов

    Оборудование:  музыкальное сопровождение; презентация к песне «Гляжу в озера синие»; презентация по теме внеклассного мероприятия; шары желтого цвета; сервированный стол с угощением из национальных блюд.

    1. Песня  «Гляжу в озера синие»  в исполнении солистки группы  «Дети радуги» Агишевой Д.

    1. Литературная композиция.

    Чтецы:

    1. Родина для любого из нас неотделима от мест, где родился и рос, где с любовью к родной деревне, городу, лесу, озеру зарождалась большая и вечная любовь к большой Родине – России.
    2. Родина! Что это значит?

    Это цветы, что растут в нашем крае.

    Это река, что в горах наших скачет.

    Это заря, что горит не сгорая…

    1. Родина – это глаза твоей мамы,

    Полные слез или в искорках смеха.

    Родина – это закат над полями,

    Гор наших милых звонкое эхо.

    1. Родина – слова не знаю чудесней,

    В нем – наши сказки и славные были,

    Дедов далекие грустные песни,

    Те, что и мы до сих пор не забыли.

    1. Родина – это земля у порога,

    Где ты впервые узнал свое имя.

    Родина – это большая дорога,

    Та, по которой пойдешь ты с другими.

    1. Введение в тему.

     Ведущий 1: Наша Родина – Россия – многонациональная страна. Более 160 народов проживает на ее территории. Здесь принимают и уважают традиции и обычаи всех народов.

    Ведущий 2: Наша школьная семья тоже многонациональная, у нас в коллективе и русские, и армяне, и белорусы, и украинцы, и чеченцы…

    Ведущий 1: Чтобы избежать конфликтов, недоразумений и как говорил Антуан де Сент Экзюпири: «Чтобы понять, в чем же сущность человека, надо хоть на миг забыть о разногласиях».

    Ведущий 2: Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Но современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы, боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем мы окружены, пропитано агрессией. И что самое страшное, это становится нормой. И этому, к сожалению, учат взрослые.

    Ведущий 1: А добро? Современные подростки вместо чтения книг играют в компьютерные игры, театры заменяют бои без правил. Наши современники поклоняются лишь своим кумирам и проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, различных статусов и взглядов.

    Ведущий 2: Именно в школе так важна терпимость в отношении друг  к другу, невзирая на национальные традиции, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию.

    Ведущий 1: Толерантности нужно учиться, учиться принимать других такими, какие они есть, учиться терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.

    1. История понятия «толерантность».

    Ведущий 3: Понятие «толерантность» имеет свою историю. На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

    Ведущий 4: Это был человек, талантливый во многих областях, но, несменно – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

    Ведущий 3: Может ли школа препятствовать развитию националистических настроений?

    Ведущий 4: Мы выдвигаем гипотезу, что да! Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

    Ведущий 3: Девизом мы взяли слова древнегреческого философа Пифагора: «Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

    1. Понятие и направления толерантности.

    Ведущий 4: Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

    Ведущий 3: По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям: политическую, научную, педагогическую, административную, культурную.

    Сферы проявления

    Толерантность

    Политическая

    Терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

    Научная

    Терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

    Педагогическая

    Терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

    Административная

    Умение руководить без нажима и агрессии.

    Культурная

    Уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

    1. Толерантность в официальных языках ООН.

    Ведущий 4: Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному:

    Tolerancia

    Испанский

    Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

    Tolerance

    Французский

    Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

    Tolerance

    Английский

    Готовность быть терпимым, снисходительность

    Tolerate (терпеть)

    Английский

    Допускать, разрешать, предоставлять возможность существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации

    Kuan rong

    Китайский

    Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

    Tasamul

    Арабский

    Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

    Толерантность, терпимость

    Русский

    Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо

    Ведущий 3: В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому – это причинение вреда всем, в том числе и себе самому.

    1. Законодательная база.

    Ведущий 5: Национальные взаимоотношения регулируются нормативными актами всех уровней. К международным правовым документам относятся:

     Всеобщая декларация прав человека:

    Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

    Статья 2. Каждый человек обладает всеми правами и свободами, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения…

    10 декабря – День прав человека.

    Ведущий 6: Конвенция о правах ребенка:

    Статья 2. Государства – участники уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального положения…

    1 июня – День защиты детей.

    Ведущий 5: Конституция Российской Федерации:

    Статья 13, пункт 3. Запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    12 декабря – День конституции РФ.

    Ведущий 6: Уголовный кодекс:

    Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом.

    Статьи 11 и 112, пункт 2. Умышленное причинение вреда здоровью по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

    Статья 357. Геноцид (действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы…)

    Ведущий 5: Административный кодекс:

    Статья 3. Демонстрирование фашисткой атрибутики или символики с целью пропаганды.

    16 ноября – Международный день толерантности.

    1. Анализ анкетирования.

    Ведущий 7: И в этот день мы провели в школе анкетирование.

    Ведущий 8: Цель: выявить отношение старшеклассников к национализму в обществе.

    Ведущий 7: Анкетирование показало, что в агрессивных акциях, направленных против какой-либо национальности, учащиеся нашей школы участия не приняли бы.

    Ведущий 8: Если бы в присутствии наших учеников выражали негативное отношение к людям другой нации или вероисповедания, реагировали бы отрицательно.

    Ведущий 7: Каждый гордится принадлежностью к своей национальности.

    Ведущий 8: К семьям, в которых у мужа и жены разные национальности, относятся положительно или нормально.

    Ведущий 7: Мы поддерживаем лозунг: «Россия – для всех, кто в ней живет!».

    Ведущий 8: Несмотря на это, представители некоторых национальностей вызывают неприязнь у учащихся 8-9 классов, поэтому начиная с 1 класса, в нашей школе проводятся беседы, мероприятия по воспитанию толерантности.

    1. Китайская притча «Ладная семья».

    Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите:

    - Ну и что? Мало ли больших семей на свете?

    Но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили там. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Пришел к главе семьи:

    -  Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

     Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал владыке лист. Всего три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

    - И все?

    - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже.

    1. Вывод.

    Ведущий 7: Наша школьная семья – это единое целое, основой которой являются: ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, ЗАБОТА, КОМФОРТ, ЗДОРОВЬЕ, ТРАДИЦИИ, ОБЩЕЕ ДЕЛО.

    Ведущий 8: В основе толерантности, как способа решения проблем межнациональных отношений лежит терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. Знать культуру другого народа, значит уважать национальную самобытность.

    1. Творческие проекты «Национальные традиции».

    На сцену по очереди выходят дети в национальных костюмах рассказывая о традиция и обычаях своего народа.

    1. Здоровеньки буллы!

    Я щидра украинка, Алексеенко Анастасия.

    Национальная культура – национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьем.

     Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни, поздравляли хозяев.

     Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостю милосердие.

    1. Салам Алейкум!

    Я, Хаджирокова Аминат, моя семья относится к адыгскому народу.

    Одним из важных обычаев кавказских народов является гостеприимство. Его главная  черта – правило, согласно которому хозяин должен был предоставить приют, угощение и защиту любому человеку, в том числе и незнакомому, переступавшему порог его дома. В каждом кавказском доме имелось специальное помещение для приема гостей – обычно одна из комнат дома, где жила семья.

    Навстречу гостю обычно выходили глава семьи и его сыновья. Гостю помогали сойти с коня и провожали в гостевую комнату дома. Самую лучшую постель, самую лучшую еду в доме всегда предоставляли гостю. Плохо угостить гостя, не подать все лучшее, что имелось в доме, - значит нарушить обычай гостеприимства.

    Ты не бойся в знойный полдень,

    Что тебя замучит жажда.

    Есть в горах обычай

    Ставить у тропы ведро с водой.

    Ты не бойся в лютый холод

    Обморозится однажды –

    Наш очаг гостеприимный

    Разведет тебя с бедой.

    Хабза гласит: Твоя честь – твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь. За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что адыг не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тело, потеряв сердце.

    1. Здравствуйте!

    Меня зовут Боева Алена.

    Хлебом солью встречают на Руси гостей.

    «Изба на Руси красна не углами, а вкусными пирогами»;

    «Без блина не масленица, без пирога не именины».

    Пироги не только вкуснейшая и очень сытая еда, но и еще повод для сближения, общения, встреч с близкими и родными людьми – настоящий праздник для души.

    Собирая семью «на пироги», не возможно представить себе другие взаимоотношения, кроме любви, нежности и заботы о своем ближнем.

    1. Барев дзес!

    Я, Асоян Диана, моя семья относится к армянской национальности.

    Хочу рассказать о древнеармянском празднике – Вардавар. Празднование сопровождалось обильным жертвоприношением, музыкой, обрядовыми песнями и плясками. Готовилась обрядовая пища, люди угощались сладостями, привязывали красные лоскутки на считавшиеся святыми деревья (красный цвет символизирует Солнце и был оберегом) и поздравляли друг друга с Новым годом.

    Особое место в празднике занимала неженатая молодежь. На кануне праздника девушки собирали цветы в большой букет, садились на поляне в кружок и начинали соревнование в исполнении ритуальных песен – четверостиший любовного содержания, которые назывались джан-гулюм. Победителю доставался собранный букет, а побежденные должны были принести на следующий день угощенье – закуску и вино для мужчин, сладости – для девушек.

    1. Литературно-музыкальная композиция «Всемирный хоровод».

    Чтецы:

    1. Для человека национальность – и не заслуга, и не вина.

    Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна!

                                                                                            Р. Рождественский

    1. Стихи для ребят всех народов и стран:

    Для абиссинцев и англичан,

    Для испанских детей, и для русских,

    Шведских, турецких, немецких, французских.

    1. Негров, чья родина – Африки берег;

    Для краснокожих обеих Америк.

    Для желтокожих, которым вставать

    Надо, когда мы ложимся в кровать.

    1. Для эскимосов, что в стужу и снег

    Лезут в мешок меховой на ночлег;

    Из тропических стран, где на деревьях

    Не счесть обезьян.

    1. Для ребятишек одетых и голых –

    Тех, что живут в городах и селах…

    Весь этот шумный, задорный народ

    Пусть соберется в один хоровод.

    1. Север планеты

    Пусть встретится с Югом,

    Запад с Востоком,

    А дети – друг с другом!

    Под фонограмму песни С. Ротару «Родина моя» все участники мероприятия выходят с шарами и скандируют:

    Я, ты, он, она,

    Вместе – целая страна,

    Вместе – дружная семья,

    В слове «мы» - сто тысяч «я»,

    Большеглазых, озорных,

    Черных, рыжих и льняных,

    Грустных и веселых,

    В городах и селах.

    1 куплет.

    Я, ты, он, она

    Вместе - целая трана

    Вместе - дружная семья

    В слове мы - сто тысяч я

    Большеглазых, озорных

    Черных, рыжих и льняных

    Грустных и веселых

    В городах и селах

    2 куплет.

    Над тобою солнце светит

    Родина моя

    Ты прекрасней всех на свете

    Родина моя

    Я люблю, страна, твои просторы

    Я люблю твои поля и горы

    Сонные озера и бурлящие моря

    3 куплет.

    Над полями выгнет спину

    Радуга-дуга

    Нам откроет сто тропинок

    Синяя тайга

    Вновь настанет время спелых ягод

    А потом опять на землю лягут

    Белые, огромные, роскошные снега

    Как будто праздник

    4 куплет.

    Обняла весна цветная

    Ширь твоих степей

    У тебя, страна, я знаю

    Солнечно в судьбе

    Нет тебе конца и нет начала

    И текут светло и величаво

    Реки необъятные, как песня о тебе

    Как будто праздник

    Припев:

    Будут на тебя звезды удивленно смотреть

    Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба

    В синей вышине птицы будут радостно петь

    И будет песня звенеть над тобой в облаках

    На крылатых твоих языках.

    Дети дарят желтые шары гостям мероприятия, как символ мира, радости, солнца, добра.

    1. Чайная пауза.

    Учитель:

    Связующим звеном между народами является их кухня. А вот – Кавказ – это место, где соединились кухни многих народов. В традициях любой семьи – гостеприимство. Я на правах хозяйки приглашаю вас всех за наш многонациональный стол.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие. Права ребенка через толерантность.

    Вступительное слово учителя о том, что мы живем в то время, когда гарантируются права и свободы. Просмотр ролика "история прав челоывека" Беседа о конфликтах и просмотр презентации "Конфликты". Игровы...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов, посвященное 200-летию победы России в Отечественой войне 1812 года

    Мероприятие проводится в виде игры-соревнования по командам. 4 этапа. В сопровождение презентация. В конце игры личное первенство....

    Внеклассное мероприятие по географии ( 8 класс) познавательная игра "Знаешь ли ты Россию".

    Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к изучению  географии России, желание расширять свой кругозор, закрепить изученный материал за 1 полугодие. Задачи: Познавательные...

    Внеклассное мероприятие по географии ( 8 класс) познавательная игра "Знаешь ли ты Россию".

    Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к изучению  географии России, желание расширять свой кругозор, закрепить изученный материал за 1 полугодие. Задачи: Познавательные...

    Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню толерантности - 16 ноября.

    Внеклассное мероприятия, посвященное Международному дню толерантности - 16 ноября...

    Общешкольное мероприятие для учащихся 8 класса «Здоровье школьников – залог будущего процветания России»

    Здоровый школьник сегодня - здоровая нация в будущем. Здоровая нация - счастливая Россия.Почему следует заботиться о здоровье? Какая мотивация человека в этом случае?...

    Открытое внеклассное мероприятие "Холокост - путь к толерантности"

    Создание условий для осознания учащимися ужаса событий Холокоста, формирование толерантного отношения к представителям разных народов, важность идей гуманизма и человеколюбия в современном мире....