Описание рельефа по физической карте
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Горшкова Анна Юрьевна

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_relefa_6.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Задание: представьте разработку фрагмента практической работы для учащихся 6-го класса с целью научить работать с физической картой.

Раздел: Оболочки Земли. Литосфера

Тема урока: Равнины.

Практическая работа: Описание рельефа по физической карте.

Цель проведения: обучающая

Задачи:

  1. научить определять формы рельефа и их высоту, определять начало и конец реки по физической карте;
  2. развивать умение анализировать информацию, полученную из географических карт;
  3. способствовать развитию аккуратности и внимательности. 

Практическая работа проводится в конце урока, в течение 10 – 15-ти минут.

Ход работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  В начале урока была изучена классификация равнин по высоте.

  На доске висит физическая карта полушарий.

  - Ребята, посмотрите внимательно на карту, какие географические объекты изображены без учета масштаба, иначе их просто не было бы видно?

  - Можно ли по карте определить, где река начинается, а где заканчивается?

  - Давайте на мгновение представим, что мы обладаем волшебной палочкой и совершим путешествие по великой русской реке Волге, от истока к устью.

   Учитель раздает шаблоны (табл.1), при необходимости объясняет, что такое верхнее, среднее и нижнее течение реки.

  Учитель направляет и при необходимости корректирует действия учащихся.

  - Теперь давайте проверим правильность наших предположений.

  - В заключение давайте определим: какую информацию можно извлечь из физической карты?

  - В дальнейшем мы продолжим работу с физической картой, вы увидите, как много интересного еще в ней сокрыто.

  - Теперь вы знаете, что умение работать с картой позволит вам совершить путешествие в любую точку планеты.

  По ходу урока делают записи в своих тетрадях.

   Предлагают варианты, в итоге приходят к мнению, что это реки, поскольку ширину рек невозможно изобразить в масштабе (слишком тонкая линия).

  В результате наводящих вопросов приходят к выводу, что можно: там, где линия тоньше – начало, где жирнее – конец реки.

 

 Учащиеся получают шаблоны.

   К доске выходит один из учащихся и по физической карте мира пытается определить формы рельефа, вдоль которых протекает река. Остальные работают с атласом, попутно заполняя 2-й, 3-й и 4-й столбец таблицы.

  Учащиеся открывают в атласе физическую карту РФ и последовательно заполняют 5-й столбец (табл. 2)

  Учащиеся предлагают свои варианты, например:

- можно узнать где начало, где конец реки;

- река равнинная или горная;

- определить особенности реки: быстрая она или медленная, широкая или узкая и т.д.

- определить, каков характер рельефа на определенной территории, уточнить высоты, как средние, так и наибольшие.

Таблица 1

Часть реки

Цвет на физической карте

Высота, м (по шкале высот и глубин)

Форма рельефа

Географический объект (по физической карте РФ)

Верхнее течение

Среднее течение

Нижнее течение

Таблица 2

Часть реки

Цвет на физической карте

Высота, м (по шкале высот и глубин)

Форма рельефа

Географический объект (по физической карте РФ)

Верхнее течение

Светло – коричневый

200 – 500

возвышенность

Валдайская возвышенность

Р

А

В

Н

И

Н

А

Среднее течение

Светло – коричневый

200 – 500

возвышенность

Приволжская возвышенность

Нижнее течение

Темно – зеленый

200 – 0

низменность

Прикаспийская низменность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

Практическая работа "Описание климатических поясов по картам атласа"

В работе показан алгоритм действий при характеристике климатических поясов Земли....

Физическая карта и условные цвета физической карты. Формы поверхности земли. Воды на земле.

1.     Закрепить знания учащихся о форме земли, условных цветах и знаках физической карты в зависимости от высоты местности.2.     Учить ориентироваться и показ...

Памятка для учащихся 10-х – 11-х классов по описанию и сравнению двух картинок

В файле представлен шаблон по описанию и сравнению двух картинок. Данный материал будет полезен ученикам при выполнении устного задания в ЕГЭ....

Немые карты. Австралия (физическая карта)

Карты без надписи. Для отработки знаний номенклатуры Австралии. 7 кл.После распечатывания можно написать на карте цыфры вразброс...