исследовательская работа "Перепись учащихся школы № 42 города Читы"
творческая работа учащихся по географии (9 класс) по теме

 

Цель данной работы -  провести перепись населения нашей школы.Задачи:

 

1. Изучить историю переписей  населения мира и нашей страны.

2. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.

3.Собрать команду и познакомить с элементами переписной компании и её значимости  в обществе.

4.Собрать информацию, обработать данные.

 

Изучая литературу по данной тематике, статистические сборники, атласы, мы составили перечень вопросов переписного листа. Затем начался процесс проведения самой переписи (15.12.2009 - 1.02.2010), работа с учащимися разных классов, учителями и классными руководителями. В работе нам очень помогли ученики нашего класса. После все собранные материалы было необходимо обрабатывать, на что потребовалось около двух недель. Затем мы приступили к анализу полученных данных и написанию данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perepis_naseleniya_shkoly_no_42_goroda_chity.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перепись населения школы № 42 города Читы

                                                       Егорова Зоя и  Шайахметова Наталья,  

                                                          учащиеся 10 А класса                    

                                                                      МОУ СОШ № 42 города Читы         

Население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, формирования и распада союзов, миграции.… Меняется численность населения. Пока мы с вами рассуждаем, численность населения Земли увеличилась примерно на полторы сотни человек.

При изучении географии в прошлом учебном году  в теме: «Население России» нас заинтересовала процедура переписи населения. Нынешний 2010 год для России – знаковый, в этом году будет проведена очередная всероссийская перепись населения. Поэтому мы решили провести миниперепись  в нашей школе.

           Для многих стран мира, несмотря на новые современные альтернативные подходы к "прогнозированию" статистических исследований, единственным и точным источником информации о состоянии населения по демографическим и социальным показателям остаётся крупномасштабная перепись населения, основанная на опросе каждого гражданина переписчиком. Организация Объединенных Нации направила во все страны мира предложения о проведении переписи населения на пороге третьего тысячелетия, рекомендовав составление подобных "фотопортретов населения" раз в десять лет. Известно, что за десять лет в обществе происходят значительные изменения, снижающие эффективность примененных в предыдущей кампании методов проведения переписи.

 Начало учёта населения на территории Руси относится к IX веку. Всероссийская перепись населения 2010 года должна пройти с 14 по 25 октября 2010 года. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году.

Обычно в школе общение проходит в системах ученик—учитель, а времени на общение в системе ученик—ученик не так уж и много: ведь перемены такие короткие! И бывает, учишься с товарищем десять лет и почти ничего о нем не знаешь. Вот мы и решили провести «Перепись населения». В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, во взрослой жизни относящиеся, скорее, к сфере социологических анкетирований и опросов.
Мы решили получить и рассмотреть следующие сведения:

  1. как менялась численность населения школы за последние 5 лет;
  2. рейтинг  мужских и женских имен;
  3. представители, каких национальностей учатся в нашей школе;
  4. какие религии исповедуют наши ученики;
  5. сколько детей в семьях наших учеников (являются ли их семьи многодетными)
  6. любимый школьный предмет;
  7. востребованность профессий (кем хотят стать);
  8. отношение к школе.

Наша перепись в средней школе №42  проводилась  с 15 декабря 2009 по 1 февраля 2010 года. Все данные собирались и анализировались по состоянию ученического коллектива на 1 сентября 2009 года. В исследовании приняло участие 417 респондентов из 533 возможных. Сбор данных осуществлялся на основе самозаполнения форм анкеты. Учащимся и классным руководителям  было выделено по одной анкете на человека. Учащимся 2-4 классов предлагалось заполнять анкеты вместе с родителями с целью получения достоверной информации.

1. Динамика численности учащихся.

Изменение численного состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным нашей статистики, количество учащихся нашей школы,  за последние 5 лет,  постоянно менялось, и зачастую не в лучшую сторону. На начало нынешнего  учебного года в школе обучалось  533 человека.

2. Соотношение мальчиков и девочек.

 Согласно полученным данным, в целом по школе процентное соотношение мальчиков и девочек составляет 47,5 и 52,5%. Это почти повторяет и ситуацию в стране. По данным переписи 2002 года в России женщины составляют 53%, а мужчины – 47% от общей численности населения. Такая картина в нашей школе сохраняется и по параллелям.

Мы провели подсчет распространенности имен и выявили, что на первом месте среди мужских имен — Александр (15 человек), на втором месте - Андрей и Сергей (14 человек), на третьем – Дмитрий (12 человек), на четвёртом -  Алексей и Никита (10 человек), затем Илья  (8 человек), также Николай (7 человек), а среди женских   первом месте - Анастасия (20 человек), на втором -  Анна (13 человек), на третьем - Екатерина и Мария (12 человек), на четвёртом - Дарья (10 человек), затем Валерия (9 человек), а после - Алена и Татьяна (8 человек). Редкие мужские имена: Борис, Георгий, Григорий, Геннадий, Егор, Макар, Марат,  Пётр, Руслан, Семён, Степан. Женские: Моника, Ламия, Лилия, Зарина, Серафима, Лала.

3. Национальный вопрос

Изменение национального состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня.

В нашей многонациональной стране живут 130 народов, каждый из которых отличается по языку, традициям, культуре. Русские являются титульной нацией нашего государства,  а потому их доля в этом многообразии народов подавляющая – 81,5%. Нам интересно было узнать, насколько национальный состав нашей школы отражает ситуацию, сложившуюся в стране. По данным нашей статистики, около 95% учащихся нашей школы — русские. На втором месте — армяне, на третьем — украинцы, а далее евреи, татары, башкиры, афганцы и азербайджанцы. Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, мы выяснили, что среди них опять-таки преобладают русские (387 человек), на втором месте — армяне и киргизы (6 человек), на третьем — буряты (5 человек), затем азербайджанцы (4 человека). В родословной учащихся нашей школы есть и украинцы (3 человека), и евреи (1 человек), и таджики (1 человек), а также трое ребят которые не определились с национальностью.

                                                       4. Вероисповедание
Оказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточно хорошо понимают, что такое религия и свобода совести. Анализ статистических данных показал следующее:
1. Православных 260 человек.
2. Некоторые не знают настоящего определения атеизма. Из-за этого многие считают, что неверующие и атеисты — одно и то же. Анкетирование показало, что 91 человек от общего числа учеников являются атеистами.
3. Кое-кто вообще не знает вероисповедания своих родителей и поэтому не может решить проблему выбора веры, таких оказалось 57 человек.
4. Мусульман 8 опрошенных
5. Некоторые школьники являются буддистами (2 человека).


Многие не знают ни значения обрядов, ни молитв, ни традиций церкви, но причисляют себя к православным. Некоторые считают, что «крестьянка» — это тоже определение принадлежности к вероисповеданию. В современном мире по радио, по телевидению часто слышатся слова: «исламский терроризм, исламский фундаментализм, мусульманский экстремизм», что наводит ребят на ложную мысль, что мусульмане заведомо агрессивны, враждебны.
Как же решить проблемы розни на религиозной почве? Один из путей — устранение невежества в этой сфере.

 Нужно глубже изучать религии разных народов. Может быть, ввести в школе факультатив «Мировые религии».  На уроках истории, географии, литературы, как нам кажется, надо больше рассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима, удивительна.

5. Почему дети любят или не любят ходить в школу?

                                               (отношение к школе)
    Почему ученики любят и не любят ходить в школу? Выяснилось, что большинству ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными людьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время. Но есть и такие ученики, которые полагают, что нужно ходить в школу для получения дотации и хороших оценок.


   

Многие дети просто не знают, как они относятся к обучению в школе, некоторые меняют свое отношение в процессе обучения. Иногда не хочется идти в школу. Ученикам не нравится, что занятия начинаются очень рано. Они жалуются на скучные уроки и сильную усталость в конце дня.      А некоторым просто надоело учиться.  
    В ребятах с раннего детства нужно воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, тогда и появится интерес к школе, исчезнут прогулы.

                                           6. Рейтинг предметов
    У каждого школьника есть любимый предмет. Из проведенного опроса выяснилось, что 47% учеников считают своим любимым предметом математику, алгебру, геометрию. У 36,7% школьников любимый предмет — физкультура, во многом благодаря тому, что не нужно ничего записывать в тетрадь и решать задачи. 26,9% учеников в качестве любимого предмета назвали русский язык. А ведь это  один из самых серьезных предметы из школьной программы! 23,5% ребят выбрали литературу. А 22% приходится на уроки труда. Мы знаем, что многие школьники занимаются в музыкальных и художественных школах, именно по этому 21,6% детей считают увлекательными уроки ИЗО, но музыка заняла в этом списке лишь 15 место.

7. Профориентация учащихся на современном этапе.

Одним из вопросов нашей переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?», оказалось, что большинство учеников уже определилось с выбором профессии. Профессий оказалось довольно много, и мы сгруппировали некоторые из них.

 Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников следуют не зову сердца и творческому порыву, а коммерческим целям. Мы увидели, что интерес к той или иной профессии вызван высокой оплатой труда, а обществу, в первую очередь, необходимы такие профессии, как врач, учитель, строитель, военный. Проблема состоит в том, что очень немногие люди хотят овладеть ими из-за того, что оплата труда в этих сферах ниже прожиточного минимума.

8. Количество детей в семье.

Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В России средний размер семьи составляет 3,2 человека, т.е. подавляющая часть семей имеют не более 2 детей. Результаты школьной переписи это подтверждают.

Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических,  экономических и социальных данных. Миниперепись населения школы № 42 дала возможность более    тесно познакомиться с процедурой переписи, помочь нашим педагогам в сборе статистической информации. В ходе работы, мы узнали много новой информации о учениках и о школе в целом, нас поразила активность и энтузиазм, с которыми ребята рассказывали о своей жизни, семье, увлечениях, спортивных интересах и победах; давали ценные рекомендации и советы. Конечно, не обошлось и без курьезных случаев: некоторые школьники ради шутки придумывали новые имена и писали их в анкету. Но это было в большей степени смешно, чем обидно, в конце - концов, шутники понимали всю важность проекта, приходили с поникшей головой и исправлялись.

 

Использованная литература

  1. Атлас Забайкалья (Бурятская АССР и Читинская область) Москва-Иркутск, СОАН, ГУГК,1967.
  2. Атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Москва, Роскартография, 1997.
  3. География Забайкальского края.- Чита, экспресс-издательство,2009.
  4. Дибирдеев В.И. Тенденции демографического развития России и Читинской области.- Чита, Читастат,2005.
  5. Медков В.М. Демография. – Москва, ИНФРА – М,2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Перепись учащихся школы № 42 города Читы"

Цель данной работы -  провести перепись населения нашей школы.Задачи: 1. Изучить историю переписей  населения мира и нашей страны.2. Составить программу переписной компании в школ...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

"ГТО - летний фестиваль учащихся школ города"

quot;ГТО - летний фестиваль учащихся школ города"...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке

Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности  может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...

Методическое руководство по выполнению и оформлению проектно-исследовательских работ учащимися школ на уроках биологии

Данное методическое пособие позволит оказать помощь школьникам в подготовке и оформлению проектно исследовательских работ по биологии и является обобщением требований различных руководств и методическ...