Климат Улан-Удэ
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

 

Для климата Бурятии, в частности, Улан-Удэ, характерны сильные морозы и заморозки. За последние годы в зимнее время в Улан-Удэ наблюдаются аномально низкие температуры атмосферного воздуха. Например, зимой 2009-2010 года в ноябре, декабре, январе, феврале стояли сильные морозы, то есть температура воздуха достигала ниже 30 градусов. Сегодня мы будем исследовать влияние сильных морозов или низких температур атмосферного воздуха на здоровье и деятельность человека в нашем городе. У нас есть три группы, которые будут анализировать данные о количестве обморожений среди детей и взрослых, данные о пропущенных учебных днях и данные о количестве аварий на Территориальной генерирующей компании (ТГК-14) и выработать рекомендации по устранению этих случаев.

Сильные морозы действительно являются неблагоприятными климатическим условиями для здоровья и деятельности, так как к их последствиям относятся: нанесение вреда здоровью людей (обморожения), нарушается учебный процесс в школах (пропуски учебных дней), происходят аварии на тепловых станциях и теплотрассах.

Причинами усиления морозов в зимнее время являются: более длительное господство Сибирского антициклона в Сибири зимой, возможное наступление холодного периода, как это было в 40-е годы XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_ulan-ude.doc80 КБ
Office presentation icon klimat_ulan_ude.ppt690.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ГЕОГРАФИИ.

УЧИТЕЛЬ: Аюшеева Цырема Дамдиновна

Класс: 8.

Тема: Изменения климата в Улан-Удэ в зимнее время и их влияние на здоровье и деятельность человека

Цели урока: 1. Углубить  знания по теме «Климат России»;

2. Создать условия для самостоятельного выявления влияния низких температур на здоровье и деятельность человека;

3. Организовать самостоятельную работу по выработке рекомендации для ликвидации отрицательного воздействия на здоровье и деятельность человека;

4. Организовать деятельность по осмыслению знаний о климате своего региона.

Формируемые компетенции:

1. ценностно-смысловые;

2. общекультурные;

3. учебно-познавательные;

4. информационные;

5. коммуникативные.

Оборудование: климатическая карта России, климатическая карта Бурятии, компьютерная презентация (ПК, Мультимедиа - оборудование), атласы.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Ход урока:

1. Организационный момент: сообщение цели урока.

2. Мотивация учащихся.

На предыдущем уроке мы рассмотрели тему «Зависимость человека от климатических условий», познакомились с неблагоприятными климатическими явлениями.

Опорные знания: Какие неблагоприятные климатические явления вы знаете?

Предполагаемый ответ: засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, заморозки, град, гололед.

Проблемный вопрос: как вы думаете, какие из этих неблагоприятных природных явлений характерны для климата Бурятии?

Предполагаемый ответ: морозы, заморозки, град.

4. Учитель: действительно, для климата Бурятии, в частности, Улан-Удэ, характерны сильные морозы и заморозки. За последние годы в зимнее время в Улан-Удэ наблюдаются аномально низкие температуры атмосферного воздуха. Например, зимой 2009-2010 года в ноябре, декабре, январе, феврале стояли сильные морозы, то есть температура воздуха достигала ниже 30 градусов. Сегодня мы будем исследовать влияние сильных морозов или низких температур атмосферного воздуха на здоровье и деятельность человека в нашем городе. У нас есть три группы, которые будут анализировать данные о количестве обморожений среди детей и взрослых, данные о пропущенных учебных днях и данные о количестве аварий на Территориальной генерирующей компании (ТГК-14) и выработать рекомендации по устранению этих случаев.

В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение анализировать информацию, аргументировать, делать выводы.

Эти ваши умения будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.

Итак, главные вопросы, на которые мы должны ответить в конце урока: как влияют на здоровье и деятельность человека сильные морозы и какие рекомендации вы можете предложить?

5. Групповая работа:

Задания для 1 группы: 1) проанализируйте данные по случаям обморожений у людей за последние три года. Данные предоставлены Больницей скорой медицинской помощи Улан-Удэ;

2) выработайте рекомендации по устранению этих случаев в дальнейшем.

Случаи обморожения людей в г. Улан-Удэ за последние три года

Годы

Дети

Взрослые

Всего

2008

3

69

72

2009

1

85

86

2010

12

98

110

Задания для 2 группы: 1) проанализируйте данные о количестве пропущенных учебных дней учащимися по причине сильных морозов в общеобразовательных школах города Улан-Удэ за последние три года;

2) выработайте рекомендации по ликвидации этих пропусков.

Количество пропущенных учебных дней по причине низких температур атмосферного воздуха в школах г. Улан-Удэ

2008-2009

2009-2010

2010-2011

1-4

17

25

16

5-9

5

21

10

10-11

5

13

5

Задания для третьей группы: 1) проанализируйте данные о количестве аварий на ТГК-14 за последние три года;

2) выработайте рекомендации по ликвидации этих аварий.

5. Выступления групп:

1 группа: По приведенным данным можно сделать вывод о повышении количества обморожений среди людей за последние три года – с 72 до 110. Взрослые имеют стабильное возрастание числа обморожений, а дети с 3 случаев до 12, но в прошлом году был только один случай обморожения среди детей.

Наши рекомендации:

- проводить профилактику обморожений путем проведения беседы с детьми, обращений к взрослым,

- наблюдения на детских площадках и катках за детьми.

2 группа: Сильные морозы в зимнее время ограничивают деятельность людей. В частности, они влияют на реализацию учебных программ в школах, так как при определенных низких температурах отменяются учебные занятия разных ступеней школ. Так, в 1-3-4 классах, то есть в начальной ступени, отменяются занятия при температуре – 30°-33 °С, в средней ступени - -36° и ниже, в старшей - -38° и ниже. Анализ данных по пропуску учебных занятий учащимися школ города в последние три года показывает значительные нарушения учебного процесса, особенно в младших классах. В 2010-2011 учебном году пропусков учебных дней меньше по причине более теплой зимы.

Наши рекомендации:

- коррекция учебного плана с учетом отмененных учебных дней, например, дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий;

- изменение времени учебных занятий, например, учебное время назначить с 11 часов утра до 4 часов вечера.

3 группа: Территориальная генерирующая компания (ТГК-14) отмечает рост затрат на топливо в связи с аномально холодной зимой, увеличение рост числа отказов оборудования и ряд объективных причин. Так, за последние три года произошел ряд аварий на данном предприятии. Динамика количества аварий увеличивается, потому что только в начале 2011 года (январь, февраль, впереди ноябрь, декабрь) произошло две аварии. Данные чрезвычайные ситуации на ТГК-14 возникают не только из-за аномально низких температур, но и из-за крайней изношенности оборудования предприятия.

Наши рекомендации:

- выделение финансовых средств на обновление оборудования ТГК-14;

- предупреждение аварий усилением ремонтных работ оборудования в летнее время.

6. Подведение итогов:

Сильные морозы действительно являются неблагоприятными климатическим условиями для здоровья и деятельности, так как к их последствиям относятся: нанесение вреда здоровью людей (обморожения), нарушается учебный процесс в школах (пропуски учебных дней), происходят аварии на тепловых станциях и теплотрассах.

Причинами усиления морозов в зимнее время являются: более длительное господство Сибирского антициклона в Сибири зимой, возможное наступление холодного периода, как это было в 40-е годы XX века.

7. Рефлексия: все группы проработали хорошо, показали умения анализировать, делать выводы, разрабатывать рекомендации, выступать перед классом.

Мнения учащихся:

8. Домашнее задание: спрогнозируйте влияние климата в другие сезоны года на здоровье и деятельность человека в городе Улан-Удэ.

Методическая литература

  1. Баринова И.И., География России. Дрофа, Москва. 2010.
  2. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г., География Бурятской АССР. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство. 1984 г.
  3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География: начальный курс. Дрофа. Москва. 2009.
  4. Голицын Г.С., Молчанов Д. Глобальное изменение климата: прогнозы.
  5. Раковская Э.М., География: природа России. Просвещение. Москва. 2008.
  6. Рубинштейн Е. С., О влиянии распределения океанов и суши на земном шаре, там же, 1953, т. 85, в.
  7. Тугутова И.Е. Календарь природы. Улан-Удэ. 2001
  8. Прокшина И. Ожидаемые изменения в России. В мире науки. Сентябрь, 2007.
  9. Хромов С. П., К вопросу о континентальности климата, "Изв. Всес. географического общества", 1957, т. 89, в. 3;
  10. Хромов С. П. В мире науки. Август 2006.
  11. Энциклопедия для детей. География. Аванта+. Москва. 2001.
  12. http://www. tgk-14.com/
  13. http://www. investcafe.ru/
  14. http://www. infpol.ru/news/

Литература для учащихся:

  1. Баринова И.И., География России. Дрофа, Москва. 2010.
  2. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г., География Бурятской АССР. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство. 1984 г.
  3. Раковская Э.М., География: природа России. Просвещение. Москва. 2008.
  4. Энциклопедия для детей. География. Аванта+. Москва. 2001.

Приложение 1.

Тезаурус

Континентальность климата – это совокупность свойств климата, определяемых влиянием больших площадей суши на атмосферу и климатообразующие процессы. Основные различия в климате материков и океанов обусловлены особенностями накопления ими тепла. Поверхности материков быстро и сильно нагреваются днём и летом и охлаждаются ночью и зимой. Над океанами этот процесс замедлен, поскольку водные массы в тёплое время суток и года накапливают в глубоких слоях большое количество тепла, которое постепенно возвращают в атмосферу в холодное время. Поэтому температура воздуха и др. характеристики климата меняются от дня к ночи и от лета к зиме над материками сильнее, чем над океанами. Перемещение воздушных масс приводит к распространению влияния океанов на климат прилегающих частей материков и к обратному воздействию материков на климат океанов.

ТГК-14 – Территориальная генерирующая компания

Обморожения – отморожение, холодовая травма, повреждение тканей организма в результате действия холода. Чаще возникает отморожение нижних конечностей, реже - верхних конечностей, носа, ушных раковин и др. Иногда обморожение наступает при небольшом морозе (от -3 до -5 град. С) и даже при плюсовой температуре, что обычно связано с понижением сопротивляемости организма (потеря крови при ранении, голод, опьянение и т.п.). Возникновению обморожения способствуют ветреная погода и повышенная влажность воздуха.

Приложение 2.

Показатели среднемесячных температур атмосферного воздуха в городе Улан-Удэ

Месяц

Бурятия,

2001 г.

Улан-Удэ,

2008 г.

Улан-Удэ,

2009 г.

Улан-Удэ

2010 г.

Январь

-25°C

-27,3°C

-28,6°C

-27,4°C

Февраль

-22°C

-23,8°C

-25,6°C

-26°C

Март

-14°C

-10,1°C

-10,1°C

-15,7°C

Апрель

0°C

-4°C

-2,9°C

-8,2°C

Май

+8°C

+2,7°C

+3,3°C

+3,5°C

Июнь

+15°C

+12,6°C

+10,1°C

+16°C

Июль

+18°C

+15°C

+16°C

+19,3°C

Август

+16°C

+11,7°C

+11°C

+16,4°C

Сентябрь

+8°C

+5,8°C

+1,4°C

+0,9°C

Октябрь

0°C

-2,1°C

-0,5°C

-2,9°C

Ноябрь

-12°C

-12,3°C

-14°C

-12,5°C

Декабрь

-21°C

-22,5°C

-24,6°C

-23,4°C


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Изменение температурного режима Улан-Удэ в зимнее время и их влияние на здоровье и деятельность человека» Урок географии в 8 классе ГООУ «Санаторная школа – интернат №28» Улан-Удэ, 2011 Учитель географии высшей категории: Аюшеева Цырема Дамдиновна.

Слайд 2

Карта Бурятии

Слайд 3

Годы Дети Взрослые Всего 2008 3 69 72 2009 1 85 86 2010 12 98 110 2011 3 9 12 Случаи обморожения людей Влияние низких температур в зимний период на здоровье и деятельность человека.

Слайд 4

Количество пропущенных учебных дней по причине низких температур атмосферного воздуха в общеобразовательных школах г. Улан-Удэ Годы Классы 2008-2009 2009-2010 2010-2011 1-4 17 25 16 5-9 5 21 10 10-11 5 13 5

Слайд 5

Аварии на ТГК-14 за четыре года Годы Даты аварий 2008 14.02.2008 21.12.2008 2009 07.01.2009 13.12.2009 2010 25.01.2010 28.11.2010 2011 09.01.2011 17.01.2011

Слайд 6

Выводы: понижение температуры в зимний период; повышение температуры в летний период.

Слайд 7

Континентальность климата выражается в большой амплитуде температур зимы и лета, а также в резких колебаниях температуры в течение суток и в сравнительно небольшом количестве осадков.

Слайд 8

Рекомендации Профилактика обморожений: беседы, наблюдения на детских площадках и катках за детьми и т.д.; Коррекция учебного плана с учетом отмененных учебных дней (дистанционное обучение, изменение времени учебных занятий и т.д.); Выделение финансовых средств на обновление оборудования ТГК -14

Слайд 9

Показатели среднемесячных температур атмосферного воздуха в городе Улан-Удэ Месяц Бурятия, 2001 Улан-Удэ, 2008 Улан-Удэ, 2009 Улан-Удэ, 2010 Январь -25° C -27,3° C -28,6° C -27,4° C Февраль -22° C -23,8° C -25,6° C -26° C Март -14° C -10,1° C -10,1° C -15,7° C Апрель 0° C -4° C -2,9° C -8,2° C Май +8° C +2,7° C +3,3° C +3,5° C Июнь +15° C +12,6° C +10,1° C +16° C Июль +18° C +15° C +16° C +19,3° C Август +16° C +11,7° C +11° C +16,4° C Сентябрь +8° C +5,8° C +1,4° C +0,9° C Октябрь 0° C -2,1° C -0,5° C -2,9° C Ноябрь -12° C -12,3° C -14° C -12,5° C Декабрь -21° C -22,5° C -24,6° C -23,4° C

Слайд 10

Показатели среднемесячных температур атмосферного воздуха г. Улан-Удэ

Слайд 11

По данным температурного режима за данные периоды в городе Улан-Удэ, можно сделать выводы: повышается континентальность климата (наблюдается понижение температуры в зимний период; повышение температуры в теплый период; повышается годовая амплитуда температур); понижения температур в зимний период существенно влияют на здоровье и деятельность человека.

Слайд 12

Причины изменения климата: Глобальные изменения климата; Длительное воздействие Сибирского антициклона в Восточной Сибири зимой; Возможное наступление холодного периода

Слайд 13

ГООУ «Санаторная школа – интернат №28» The End


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России.  Оснащение: карты, атласы, учебник,  дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Климат. Значение климата.

Урок в 6 классе по географии  (ФГОС)Учитель географии: Панферова Мария ЯковлевнаМАОУ СОШ№19, г. БалаковоТема урока: "Климат. Значение климата".Тип урока:  Открытие новых знаний и закрепление...

Результаты работы воспитанников ГКОО СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ по научно-исследовательской эколого-биологической программе «Экологический мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ»

В статье рассмотрены основные результаты работы воспитанников по авторской эколого-биологической Программе "Мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ"...


 

Комментарии

Урок изучается по географии 8 класса, при изучении темы "Восточная Сибирь", климата своей местности. Учебный материал подобран на собственных наблюдениях детей за температурным режимом в Улан-Удэ, сборе материала из снабжающих предприятий (Водоканал, ТГК-14), а также инистерства образования Рб и Министерства здравоохранения РБ. Урок имеет практическое значение, так как содержит практические рекомендации по предупреждлению обморожений, других отрицательных последствий.