Урок- игра по теме "Гидросфера"
материал по географии (6 класс)

Бровко Виктория Владимировна

Открытый урок в рамках недели педматсерства. Материал содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gidrosfera.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Гидросфера

Бровко Виктория Владимировна, учитель МОУ г.Мурманска гимназия №8

Урок обобщение пройденного материала

Форма урока: игра

Цели и задачи:

 - обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Гидросфера»;
 - проверить знание учащимися номенклатуры, основных понятий и
  объектов по изученной теме;
- развивать речь, пространственное  мышление, коммуникативные навыки в  работе с картой,       развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умение оценивать работу друг друга;
- воспитывать чувство ответственности, товарищества, эстетическое восприятие географических объектов.

    Средства: атласы, контурные карты, карточки с заданиями и инструкциями, оборудование

               для опытов, мультимедийные средства.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. Постановка целей урока. Сегодня обобщающий урок   по теме « Гидросфера». «Что такое гидросфера?» «Какие части гидросферы вы знаете?». Но мы не будем с вами писать проверочные работы, когда каждый отвечает сам за себя. Сегодня главный принцип – взаимовыручка в команде.  Итак, у нас три команды.  
  3. Проведение игры.

Вначале нашего урока мы определим название ваших команд. Я предлагаю вам поработать дешифровщиками. Обратите внимание, на столах лежит задание на  листочках синего цвета.  В словах зашифровано название ваших команд.

Результат:  Красное море, Белое море, Черное море.

Н.Н. Баранский говорил: «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается". Поэтому я попрошу вас открыть в  атласах «Карту океанов»

1. Первый конкурс «Такие разные моря»

Мне понадобятся по одному участнику из  каждой команды.

Подходите к столу. Вам предстоит стать на некоторое время волшебниками.  Задания  - на карточках.

 Учитель вызывает по одному игроку их каждой команды. Им предлагается «превратить» водопроводную воду в морскую. ( на столе три банки с водой, морская соль, мерные стаканчики). 1. команда - в Белое  море, вторая- в Красное море, третья- в Черное  море. Определить по таблице соленость моря. Предполагаемые действия учащихся: отмерить стаканчиком определенное количество соли и насыпать в банку. Объяснить свои действия.

  Остальные участники команд выполняют задание на  желтых листках. Правильный ответ -1 балл.

Участник каждой команды выходит к карте показывает и характеризует море.

Можно привести некоторые интересные факты: Особенность Красного моря состоит в том, что в него не впадает ни одна река, а реки обычно несут с собой ил и песок, существенно снижая прозрачность морской воды. Поэтому вода в Красном море кристально чиста. Уникальность Чёрного моря состоит в том, что в глубинных слоях его воды нет водорослей, беспозвоночных животных и рыб, нет никаких живых существ, кроме серобактерий. Белое море  частично покрывается льдом. В некоторых местах его толщина достигает полутора метров.

Затем слушаем «волшебников».Правильный ответ 1 балл.

Продолжите предложение чем ваше соленость воды, тем ……(ниже температура замерзания.)

Максимально за конкурс - 2 балла

2.Следующий конкурс – «Знатоки»

«Знатоки»- конкурс №2

Вопросы командам (каждой по три вопроса. Выигрывает команда, ответившая на все вопросы).                            

  1.     Как называется переувлажненный участок земной поверхности,  поросший влаголюбивой растительностью.
  2. Как называется группа островов, лежащих на небольших расстояниях друг от друга.
  3. Как называется территория, с которой  стекают в реку все поверхностные и подземные воды.                          
  4. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны.
  5.  Как называются гигантские волны, возникающие при подводных землетрясениях. «Большая волна, заливающая бухту»(яп.)
  6. Межпластовые,  грунтовые, минеральные.

О чем идет речь?                      

  1. Как называется часть океана или моря, глубоко  вдающаяся в сушу.
  2. Знаете ли вы, какая впадина является глубочайшей в Мировом океане?
  3. Есть реки в океане: они не высыхают во время сильных засух и не разливаются во время самого большого половодья. Берегами  и руслом им  служат слои более холодной или слои более теплой воды, между которыми быстро струятся синие воды этих рек.

Предполагаемые ответы  детей:

  1. Болото
  2. Архипелаг
  3. Бассейн реки
  4. Водораздел
  5. Цунами
  6. Подземные воды
  7. Залив
  8. Марианская впадина
  9. Течения

Конкурс  № 3 «Собери пазл»

      Cлово «пазл» от английского puzzle - загадка, головоломка. Существует неcколько версий создания первой такой одной из них, в 1767 году английский картограф Джон Спилсбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на картон карту Европы и разрезал ее на части. Вскоре появились и другие разрезные картинки, которые носили уже не только образовательный, но и развлекательный характер.

      Вот и вам задание. Собрать пазл. Будьте внимательны определите, что это за объект. При необходимости используйте контурную карту, карту океанов в атласе в атласе. Затем каждая команда называет свой объект, выходит к карте, дает характеристику. Команда, давшая  правильный ответ – 1 балл. План выполнения задания на сиреневых листках.

         Физминутка.

    А сейчас мы немного отдохнем.  Мировой океан является местом обитания огромного количества растений, рыб и морских животных, в том числе млекопитающих. ( По самым скромным подсчетам, вес всех живых организмов в Мировом океане достигает 60 -70 миллиардов тонн). Моря, реки, озера всегда вдохновляли поэтов. Я буду читать стихи  юного поэта.

         Если вы не  согласны с утверждение,  с ответом загадки – хлопайте в ладоши.

  1. Самый крупный в мире он - голубой, горбатый  слон.
  2. Вечно в море он сидит –  голубой, горбатый кит.
  3. Электрический разряд вам подарит плоский скат.
  4. И озера, и болото- это дом для бегемота.
  5. Знает каждый океан: Волга- это океан.
  6. В морях и океанах, где тихо, где уют

По дну передвигается медлительный верблюд.

        Конкурс № 4. Теперь –  Непутёвые заметки  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.

     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 

      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.

В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли.

   Конкурс №5 Кот в мешке отличается от предыдущих конкурсов. Выигрывает та команда, которая первая отгадывает, какой объект изображен на фотографии.

  1. Каждое путешествие оставляет после  себя впечатление. Командам выдаются контуры капли. Представьте, что у капельки такое же настроение, какое у вас сейчас. Нарисуйте личико капельке.
  2. Домашнее задание: повторить понятия по теме. Возможно вы сами придумаете интересные задания, загадки, шарады связанные с данной темой.
  3. Подведение итогов игры.  Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...