Объединение географического краеведения
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

В настоящее время большое внимание уделяется использованию краеведческих материалов на уроке географии. В нашей школе создан клуб "Истоки". Коллектив творческих учителей разработал программы по духовно - нравственному краеведению, географическому краеведению, экологическому краеведению. Я предлагаю свою адаптированную программу по географическому краеведению для учащихся 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obedinenie_geograficheskogo_kraevedeniya.doc68 КБ
Microsoft Office document icon kal-tem_plan.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Объединение географического краеведения

(Программа на 2011 – 2012 гг.)

Разнообразие содержания и методов краеведческой работы, возрастные особенности учащихся 6 – 9 классов и уровень их подготовки позволяют ставить перед объединением географического краеведения разносторонние образовательно-воспитательные задачи.

Задачи кружка:

  1. Развивать у учащихся любознательность, творческие способности и умения самостоятельно добывать знания.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием, методами и источниками комплексного изучения территории.
  3. Формировать умения наблюдать окружающую природу и жизнь людей, анализировать, обобщать и оформлять данные своих наблюдений и собранных материалов.
  4. Познакомить учащихся с методикой полевых исследований.
  5. Углублять знания учащихся о природе, населении и хозяйстве Московской области.
  6. Развивать у учащихся интерес к вопросам охраны, обогащения, преобразования и рационального использования природы, к вопросам хозяйственного и культурного в Московской области и Ленинском районе.
  7. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, товарищества и дружбы.
  8. Познакомить учащихся с различными профессиями (в процессе изучения различных предприятий, организаций и учреждений; отраслей хозяйства в Московской области и Ленинском районе).

Такой порядок программы  определен, исходя из параллельности изучаемых тем на уроках географии; недостаточности времени на освещение вопросов краеведческого толка; углубленное изучение области будет способствовать формированию у учащихся общего кругозора, необходимого для понимания своего долга на уровне государственных задач. Более того, предварительное изучение территории области и района в целом – необходимое условие для познания их составных частей. Изучение ближайшего окружения школы – Ленинского района – будет способствовать лучшему выявлению тех черт природы, населения и хозяйства, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей ее территории.

     Методы: основным методом остается самостоятельная деятельность учащихся, направляемая руководителем. Каждый член кружка имеет основную исследовательскую тему, над которой он работает в течение более или менее длительного времени с таким расчетом, чтобы добиться определенного результата в соответствие с поставленной перед ним задачей. Для сбора материала по теме учащиеся используют различные географические источники, СМИ, материалы школьного музея, музеев воинских частей и других. Ознакомление учащихся с методикой полевых исследований осуществляется во время экскурсий в природу и на производство, во время походов. Обязательно проводится беседа по технике безопасности. Широко можно использовать методы анализирования, обобщения и оформления своих исследовательских работ. Исследовательские работы выполняются самостоятельно или небольшим коллективом. На занятиях кружка приглашаются интересные люди: школы, гарнизона и другие.

      Выполнение этой программы может быть последовательным, от первой темы до последней, или, наоборот, выборочным в зависимости от конкретных условий. Содержание и объем работы, указанные в программе, достаточны на срок 2 и более года, при 4 часах занятий еженедельно. Время для изучения каждой темы программы указанно ориентировочно и может быть изменено в зависимости от местных условий. Всего на выполнение программы выделено 144 часов занятий.

     Каждая основная тема программы рассчитана на более мелкие, частные вопросы, которые могут быть предложены учащимся в качестве тем для их самостоятельной работы. Работа членов кружка над частными вопросами той или иной большой темы программы не может служить препятствием для выбора отдельными учащимися этой темы, в полном ее объеме в качестве своей самостоятельной работы. В этом случае учащийся, взявшийся за такую большую тему, может выполнять ее самостоятельно или до некоторой степени опираться и на материалы, добытые его товарищами по частным вопросам этой темы. В другом случае задачей такой работы будет обобщение и сведение воедино всех материалов, имеющихся по данной теме.

Примерная тематика объединения

Темы

Количество часов

В том числе

на теоретические занятия

на практические занятия

1 – й год занятий

Вводное занятие.

2

2

-

Географическое положение п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области

8

4

4

Моря у берегов нашей области.

4

2

2

Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Ленинского района, Московской области.

28

20

8  

Погода и климат п. Ватутинки.

30

18

12

Внутренние воды Ленинского района, п. Ватутинки.

22

10

12

Почвы, растительность и животный мир Московской области, Ленинского района

32

20

12

Подготовка и проведение маршрутного похода с полевыми исследованиями.

18

4

16

итого

144

80

64

2-й год занятий

Историко-экономическое развитие п. Ватутинки, Ленинского района и Московской области.

24

16

8

Население п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области.

32

8

24

Хозяйство п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области.

40

20

20

Перспективы развития п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области.

20

12

8

Топонимы п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области.

28

16

12

итого

144

72

72

Вводное занятие. ( 2часа).

Организация работы объединения. Программа объединения. Выбор и распределение тем для самостоятельной работы членов объединения. Инструктаж о порядке выполнения самостоятельных работ. Распределение обязанностей между членами объединения.

    Географическое положение п. Ватутинки, Ленинского района, Московской   области. ( 8 часов).

 Беседа с учащимися о содержании географического положения поселка, района, области, о значении географического положения для развития природы, хозяйства и деятельности населения любой территории. Рассматриваются особенности географического положения п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области. Рассмотрение и изучение космических снимков, работа с атласом, к/к, компасом.

Моря у берегов нашей области. ( 4 часа).

Москва – порт пяти морей. Водные каналы. Работа с картами.

Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф района, области. (28 часов).

Геологическая история. Полезные ископаемые и их разработка. Влияние геологического строения на рельеф. Знакомство с основными формами рельефа: Смоленско-Московская возвышенность, Клинско-Дмитровская гряда, Москворецко-окская равнина, Мещерская низменность. Экскурсия в Палеонтологический музей, МГУ геологический музей. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Ленинского района. Охрана недр области. Работа с геологической и тектонической картами Московской области. Выделение основных форм рельефа на контурных картах Московской области.

Погода и климат п. Ватутинки. (30 часов).

Задачи членов кружка при изучении данной темы. Распределение и уточнение содержания самостоятельных работ и поручений по данной теме. Организация и ведение наблюдений за погодой. Экскурсия в совхоз им. Ленина для ознакомления с практическим использованием климатических ресурсов района. Климат Подмосковья. Москва – «островок тепла».Опасные метеорологические явления: гроза, шквал, смерч. Сезоны года. Изготовление для кабинета географии карт: график годового хода температуры воздуха, определение средней температуры для п. Ватутинки, диаграммы, показывающие соотношение ясных, пасмурных и облачных дней по сезонам и за год в п. Ватутинки, график роза ветров, составление местных признаков для предсказания погоды, данные о крайних проявлениях погоды в данной местности.

Внутренние воды Ленинского района, п.Ватутинки. (22 часа).

Задачи учащихся при изучении данной темы. Консультации и инструктаж учащихся по разработке ими своих тем. Общая характеристика рек Подмосковья. Реки Ленинского района. Местные реки. Их характеристика. Экскурсии на родник, реку. Озера. Водоснабжение Москвы и п.Ватутинки. Экскурсия на очистительные сооружения. Плотины, их значение в регулировании поверхностного и подземного стока, уменьшении эрозии почв, орошения почв, рыбного хозяйства, птицеводства, строительства дорог. Санитарное состояние рек, озер, болот и подземных вод района. Мероприятия по борьбе с загрязнением водоемов и за обеспечение доброкачественной водой всех потребностей народного хозяйства и культурно-бытовых нужд населения района и области. Работа с картами Московской области. Определение длины рек, притоков. Описание рек по плану. Обозначение на контурных картах главных рек Московской области и Ленинского района.

Почвы, растительность и животный мир района и области. (32 часа).

Цели и задачи изучения темы. Почвы. Основные типы почв области и района, процесс их образования. Свойства типов почв, естественное плодородие и пути его повышения. география почв. Водная и ветровая эрозия и другие процессы, разрушающие почвенный покров области. Поход за образцами почв и их изучение. Растительность: еловые леса с примесью широколиственных пород, смешанные елово-широколиственные леса, широколиственные леса, сосновые леса в сочетании с болотами и сосново-широколиственные леса. Поход в лес. Составление гербария: сорная растительность нашего района, способы борьбы с нею. Лекарственные растения  района и пути их рационального использования. Заповедники и другие объекты района, подлежащие охране. парковые леса и зоны здоровья, их значение. Животный мир. Млекопитающие области, района. Полезные и вредные птицы. Рыбы области и района. Задачи по охране и умножению рыбных богатств. Полезные и вредные насекомые нашего района и области. Меры борьбы с ними. Природные комплексы и их изменение человеком. Антропогенное изменение природы. Красная книга Московской области. Экскурсии по изучению растительности леса, болота, сорной растительности, лекарственных растений. Работа с почвенными картами. Определение основных типов почв в Ватутинках. Их плодородие.

Подготовка и проведение маршрутных походов с полевым исследованием. (18 часов).

Маршруты и участки для исследования заранее намечаются руководителем совместно с администрацией школы и тщательно подготавливаются с учетом местных условий и требований, которые предъявляются к таким исследованиям. Эти требования обстоятельно изложены в литературе, список которой приводится ниже. Любое исследование, проведенное  в полевых условиях, должно быть завершено камеральной обработкой собранных материалов и составлением отчета.

Второй год занятий.

Историко-экономическое развитие п. Ватутинки, Ленинского района и Московской области. (24 часа).

Историко-экономическое развитие области (влияние исторических причин на судьбы  области, на формирование ее населения и хозяйства в целом, а также ее отдельных частей), географического положения, развития науки и техники, транспорта, важнейших исторических событий и социального строя по периодам: с древнейших времен до 17 в., с начала 17 в. до крестьянской реформы 1861 г., в эпоху капитализма до Великой Октябрьской революции, в социалистическом развитие, в современный период. Москва – столица России. Территория, границы, географическое положение, соседи. Работа с различными историческими картами. Таблицы, карты, диаграммы, характеризующие экономическое развитие области, района, на протяжении истории.

Население области, района, п.Ватутинки. (32 часа).

Динамика и структура населения. Кривая роста населения Москвы, Московской области, п. Ватутинки. Прирост или убыль? Демографическая революция (переход). Пирамида населения – «фотография» демографических процессов. Половой и возрастной состав населения Москвы, Московской области, п. Ватутинки. Построение линейных и круговых диаграмм отражающих динамику населения  Москвы и Московской области. Современные этносоциальные процессы. Миграции: внутренние и внешние. Кто прибывает в Московский регион сейчас и зачем. Изменения в динамике населения в современный период. Города Московской области, Ленинского района, их функции и роль в регионе. Видное – центр Ленинского района. Демографическая политика в Московской области, Ленинском районе. Проблемы. Рынок труда в Москве и Московской области, Ленинском районе и п.Ватутинки. Работа с картами Московской области обозначение на карте крупных городов области, района.

Хозяйство п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области. – 40 часов.

Общая характеристика хозяйства. Уникальные функции Москвы. Роль Ленинского района в хозяйстве Московской области. Структура хозяйства и ее динамика. Отрасли промышленности. Наследие первой промышленной революции. От Москвы «ситцевой» к Москве «железной». ВПК Москвы и Московской области. История своего края (посещение музеев в/ч на территории военного городка). АПК. Кто нас кормит? Ленинский район как один из источников поступления продуктов для Московской области. Использование земель. География отраслей сельского хозяйства. Земледелие и животноводство. Финансовая система. Потребности в отдыхе и рекреационные ресурсы. Вековые кольца города. Использование городских земель. Контрасты ближнего и дальнего Подмосковья. Посещение основных предприятий п. Ватутинки, Ленинского района, Москвы.

Перспективы развития п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области – 20 часов. Определение цели и задач при изучении данной темы. Социально-экономическое развитие Ленинского района. Промышленность. Сельское хозяйство. Развитие малого предпринимательства. Инвестиции. Потребительский рынок Ленинского района. Использование муниципального имущества. Социальное развитие Московской области, Ленинского района (образование, здравоохранение, культура, спорт, отдых). Развитие транспорта. Развитие сельского поселения «Десеновское». Развитие Ватутинок до 2050 г. Прогнозирование изменений в развитии своего населенного пункта.

Топонимы п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области – 28 часов.

Топоним. Топонимия. Топонимика. В глубь топонимических пластов. Происхождение названий населенных пунктов Подмосковья. Железные дороги и названия селений. Названия Подмосковья, связанные с православной культурой. Названия Балтийского происхождения. Названия финского происхождения. Названия славяно-русского происхождения. Названия, связанные с народами, проживающими на территории Московской области в прошлом и их занятием. Природа Подмосковья в географических названиях. Составление словарей. Защита проектов.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«____»  ____________20    г.

Календарно-тематическое планирование объединения географического краеведения.

Группа         I – первый год обучения.

ПДО_____________________________________________________________

Количество часов в год ________     количество часов в неделю ________

Программа: ______________________________________________________

Дата

Название темы

Тип занятия

Первый год обучения.

1

Вводное занятие.

инструктаж, теория

Географическое положение п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области – 8 ч.

2/1

Что такое географическое положение. Географическое положение Ватутинок.

теория

3/2

Географическое положение и развитие природы, хозяйства, деятельности человека в пределах Московской области.

теория

4/3

Особенности географического положения Московской области.

к/к, практика

5/4

Особенности географического положения Московской области, Ленинского района. Работа с космическими снимками.

практика

Моря у берегов нашей области – 4 ч.

6/1

Москва – порт пяти морей.

теория

7/2

Водные каналы.

практика,

к/к

Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф района, области – 28 ч.

8/1

Геологическая история. Геохронология

теория

9/2

Полезные ископаемые и их разработка.

теория

10/3

Влияние геологического строения на рельеф.

теория

11/4

Основные формы рельефа Московской области, Ленинского района.

теория

12/5

Основные формы рельефа Московской области.

Изучение космических снимков.

к/к, практика

13/6

Смоленско-Московская возвышенность, Клинско-Дмитровская гряда.

теория

14/7

Москворецко-Окская равнина, Мещерская низменность.

теория

15/8

Экскурсия в Палеонтологический музей.

экскурсия

16/9

Экскурсия в геологический музей МГУ

экскурсия

17/10

Охрана недр области.

теория

18/11

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Ленинского района.

теория

19/12

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые в окрестностях Ватутинок.

теория

20/13

Тектонические движения земной поверхности в пределах Московской области.

теория

21/14

География полезных ископаемых. Выделение основных форм рельефа на картах.

к/к, практика

Погода и климат п. Ватутинки – 30 ч.

22/1

Постановка целей и задач по теме. Распределение самостоятельных работ. Организация ведения наблюдений за погодой.

теория

23/2

Климат Подмосковья.

теория

24/3

Москва – «островок тепла».

теория

25/4

Экскурсия в совхоз им. Ленина для ознакомления с практическим использованием климатических ресурсов района.

экскурсия

26/5

Экскурсия в тепличное хозяйство г. Московский.

экскурсия

27/6

Опасные метеорологические явления: гроза, шквал, смерч.

теория

28/7

Сезоны года.

теория

29/8

Сезоны года.

теория

30/9

Сезоны года.

экскурсия

31/10

Местные признаки предсказания погоды.

теория

32/11

Погода и климат в художественной литературе, живописи.

теория

33/12

График годового хода температуры воздуха. График суточного хода температуры воздуха.

практика

34/13

Диаграмма соотношения ясных, пасмурных и облачных дней по сезонам и за год.

практика

35/14

«Роза ветров».

практика

36/15

Определение климатообразующих факторов.

теория

Внутренние воды Ленинского района, п. Ватутинки – 22 ч.

37/1

Постановка целей и задач по теме. Выбор учащимися тем для дополнительного сообщения.

теория

38/2

Общая характеристика рек Подмосковья.

теория

39/3

Реки Ленинского района. Местные реки. Описание реки по плану.

практика

40/4

Характеристика р. Десна.

теория

41/5

Экскурсия на реку Десна. Определение  ее работы.

экскурсия

42/6

Озера Московской области. Озера Ленинского района. Подземные воды. Родники.

теория

43/7

Экскурсия на озеро.

экскурсия

44/8

Экскурсия на родники. Экологическая тропа.

экскурсия

45/9

Водоснабжение Москвы и Ватутинок. Плотины. Охрана водных ресурсов.

теория

46/10

Экскурсия на очистные сооружения.

экскурсия

47/11

Определение кислотности воды в реке Десна, родниках, питьевая из-под крана.

практика

Почвы, растительный и животный мир района и области – 32 ч.

48/1

Постановка целей и задач. Почва – особое природное образование.

теория

49/2

Основные типы почв области и района, процесс почвообразования. Работа с почвенными картами России и Московской области.

практика

50/3

Свойства типов почв. Естественное плодородие и пути его повышения.

теория

51/4

Эрозия и другие процессы, разрушающие почвенный покров области.

теория

52/5

Экскурсия за образцами почв.

экскурсия

53/6

Определение кислотности почв окрестностей Ватутинок.

практика

54/7

Растительность Московской области и Ленинского района

теория

55/8

Еловые, широколиственные, смешанные леса.

теория

56/9

Сосновые леса. Болотная растительность.

теория

57/10

Экскурсия в лес. Определение видового состава.

экскурсия

58/11

Составление гербария: сорная растительность района, способы борьбы с нею. Лекарственные растения.

практика

59/12

Заповедники и другие объекты района, подлежащие охране.

практика

60/13

Многообразие животного мира. Млекопитающие.

теория

61/14

Полезные и вредные птицы. Человек и птицы. Полезные и вредные насекомые.

теория

62/15

Рыба Подмосковья. Охрана и умножение рыбных богатств.

теория

62/16

Человек и природа. Красная книга Московской области.

теория

Подготовка и проведение маршрутного похода с полевым исследованием – 18 ч.

63/1

Постановка целей и задач. Выбор маршрута.

теория

64/2

Составление плана исследования. Подготовка необходимых инструментов.

практика

65/3

Разбивка на группы, выбор старших, проведение инструктажа.

теория

66/4

Маршрутный поход.

поход

67/5

Камеральная обработка материала. Составление маршрута, плана местности, изучение рельефа, геологических пород.

практика

68/6

Камеральная обработка материала. Анализы воды, почв, определение видового растительного состава.

практика

69/7

Камеральная обработка. Изучение работы реки Десна (скорость, глубина, питание, загрязнение)

практика

70/8

Составление гербария, альбома.

практика

71/9

Итоговая защита проекта.

практика

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___» ___________20   г.

Календарно-тематическое планирование объединения географического краеведения.

Группа І – второй год обучения

П.Д.О._______________________________________________________________________

Количество часов в год___________ количество часов в неделю___________________

Программа__________________________________________________________________

Дата

Тема

Вид занятия

Историко-экономическое развитие п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области – 24 ч.

1

Влияние исторических причин на судьбы области, на формирование населения и хозяйства.

теория

2

Влияние географического положения на историко-экономическое развитие области.

теория

3

Влияние науки и техники, транспорта на развитие области.

теория

4

История Московской области с древнейших времен до 17 века.  С 17 в. до революции 1861 г.

теория

5

История территории Московской области в эпоху капитализма

теория

6

Работа с картами: определение границ губернии и сравнение с современными границами Московской области.

практика

7

Становление Московской области в социалистический период и в современное время.

теория

8

Москва – столица России.

теория

9

Становление и развитие Ленинского района. История Ватутинок.

теория

10

Определение географического и экономико-географического положения Ватутинок, Ленинского района.

практика

11

Современные границы области, соседи, удаленность от Восточной зоны.

практика

12

Сравнительный анализ таблиц и диаграмм специализации Московского столичного региона.

практика

Население области, района, п. Ватутинки – 32 ч.

13/1

Динамика и структура населения Московской области, Ленинского района, п, Ватутинки.

теория

14/2

Построение линейных и круговых диаграмм отражающих динамику населения Москвы.

практика

15/3

Кривая роста населения. Прирост или убыль? Демографическая революция (переход).

теория

16/4

Пирамида населения – «фотография»  демографических процессов. Половой и возрастной состав населения .

теория

17/5

Построение половозрастной пирамиды учащихся Ватутинской школы.

практика

18/6

Миграции населения. Современные этносоциальные процессы. Демографическая политика в регионе.

теория

19/7

Определение доли мигрантов в Ватутинской школе за 2008 – 2009 учебный год, сравнение с 2003 – 2004 учебным годом.

практика

20/8

Города Московской области, Ленинского района, их статус. Нанесение на к/к.

практика

21/9

Видное – административный центр Ленинского района.

практика

22/10

Рынок труда в Московском регионе. Проблемы и пути решения.

практика

23/11

Демографические проблемы.

практика

24/12

Религиозный состав. Национальный состав.

практика

25/13

Выделение административных районов на к/к и их центров.

практика

26/14

Народные промыслы в Ленинском районе.

практика

27/15

Экскурсия в церковь на 34 км.

практика

28/16

Итоговое занятие.

практика

Хозяйство п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области – 40 ч.

29/1

Общая характеристика хозяйства Московской области.

теория

30/2

Уникальные функции Москвы.

теория

31/3

Построение диаграмм специализации хозяйства Москвы, московской области, Ленинского района.

практика

32/4

Роль ленинского района в хозяйстве Московской области.

практика

33/5

Изменение структуры хозяйства. Промышленность.

теория

34/6

Обозначение на к/к главных промышленных  районов Московской области и Ленинского района.

практика

35/7

Наследие первой промышленной революции. От Москвы «ситцевой» к Москве «железной».

теория

36/8

ВПК Москвы и Московской области.

теория

37/9

Экскурсия в музей в/ч 32108

практика

38/10

Экскурсия в салютный дивизион.

практика

39/11

Экскурсия в в/ч 75084.

практика

40/12

АПК. Кто нас кормит?

теория

41/13

Ленинский район как один из источников поступления продуктов для Московской области.

теория

42/14

География отраслей сельского хозяйства. Использование земель. Земледелие и животноводство.

практика

43/15

Финансовая система.

теория

44/16

Отдых, туризм и рекреационные ресурсы области, района, Ватутинок.

практика

45/17

Вековые кольца Москвы. Использование городских земель.

теория

46/18

Контрасты ближнего и дальнего Подмосковья.

теория

47/19

Экскурсия на Троицкую ткацкую фабрику.

практика

48/20

Посещение Ватутинской хлебопекарни.

Практика

Перспективы развития п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области 20 ч.

8

49/1

Постановка цели и задачи по теме. Выбор проектов.

теория

50/2

Социально-экономическое развитие Ленинского района. Промышленность.

теория

51/3

Социально-экономическое развитие Ленинского района. Сельское хозяйство.

теория

52/4

Развитие малого предпринимательства. Инвестиции.

теория

53/5

Потребительский рынок Ленинского района. Использование муниципального имущества

Теория

54/6

Социальное развитие (образование здравоохранение, культура, спорт, отдых)

теория

55/7

Развитие транспорта. Прогнозирование развития транспорта в Ватутинках.

практика

56/8

Развитие сельского поселения «Десеновское».

практика

57/9

Развитие Ватутинок до 2050 года.

теория

58/10

Прогнозирование развития Ватутинок на основе полученной информации.

практика

Топонимы п. Ватутинки, Ленинского района, Московской области 28 ч.

59/1

Зачем необходимо изучать топонимы? Постановка цели и задач, выбор проектов.

теория

60/2

Что такое топоним, топонимия, топонимика. Вглубь топонимических пластов.

теория

61/3

Происхождение названий населенных пунктов Подмосковья.

теория

62/4

Железные дороги и названия селений.

практика

63/5

Названия Подмосковья, связанные с православной культурой.

практика

64/6

Названия балтийского происхождения.

теория

65/7

Названия финского происхождения.

теория

66/8

Составление словарей названий балтийского и финского происхождения

практика

67/9

Составление словарей названий балтийского и финского происхождения

практика

68/10

Названия словяно-русского происхождения.

теория

69/11

Названия словяно-русского происхождения.

практика

70/12

Названия, связанные с народами, проживающими на территории Московской области в прошлом, и их занятием

теория

71/13

Названия, связанные с народами, проживающими на территории Московской области в прошлом, и их занятием

практика

72/14

Природа Подмосковья в географических названиях.

Теория

73/15

Природа Подмосковья в географических названиях.

Практика

74/16

Составление словарей географических названий Подмосковья.

Практика

75/17

Защита проектов по топонимике. Подведение итогов работы объединения.

Практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Использование ЭОР на уроках географического краеведения

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...