учебно-методическая разработка урока "Заповедный уголок Башкортостана"
видеоурок по географии (9 класс) на тему

тупикина оксана геннадьевна

данная разработка предназначена для изучения регионального компонента, т.е. по географии Башкортостана. Содержит в себе все этапы урока, включены учебно-методический материал, статистические данные, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическая разработка урока

«Заповедный уголок   Башкортостана».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представления об особо охраняемых территориях Башкортостана на примере Южно-Уральского заповедника

Задачи:

Обучающая:  расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях Башкортостана;

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с источником географической информации;

     Воспитывающая: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. физическая карта РФ,
  2. физическая карта РБ,
  3. физическая карта ЮУГПУЗ,
  4. красная книга РБ,
  5. красная книга РФ,
  6. буклеты заповедников Башкортостана,
  7. национального парка “Башкирия”,
  8. фотографии о природе ЮУГПУЗ.

Оформление кабинета:

  1. плакаты, призывающие к защите окружающий среды,
  2. выставка книг о заповедниках,
  3. стенд “Природа ЮУГПЗ”.

I. Организационный момент: (раздать учащимся план урока)

Презентация

1. Приветствие

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с особенностями особо охраняемых территорий Башкортостана, выявим их отличие и общие черты, а для достижения успехов на уроке вы должны быть очень внимательными, старательными и работать активно.

Природа нашей планеты – это подарок Земли землянам. Вряд ли найдется человек, не испытавший на себе благотворного влияния природы. В те далекие времена, когда человек жил среди природы, и когда она была всюду, потребность в ней особо не ощущалась.

Природа- это великое чудо нашей планеты. Она бесконечно разнообразна и прекрасна, но и уязвима перед натиском стремительно развивающегося технического прогресса.

II.Изучение нового материала

Ребята, как сберечь этот удивительный живой мир, поражающий нас своими фантастическими красками и звуками, запахами цветов и лугов?

Ученик: Во всем мире созданы множество заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы. Они все призывают нас к охране окружающей среды

Учитель: Что называют заповедниками?

Ученик: Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом.

Итак, тема нашего урока называется “Заповедный уголок Башкортостана”.

Учитель: Ребята, а какие особо охраняемые природные территории созданы на территории Башкортостана?

Ученик: Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.

Учитель: Что называют национальными парками?

Ученик: Национальный парк – это территория или акватория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными объектами.

Учитель: Что называют памятниками природы?

Ученик: Памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты: озера, поймы рек, пещеры, рощи редких деревьев, участки целинных степей, уникальные деревья, минеральные источники, метеоритные кратеры, редкие геологические отложения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых.

Учитель: Да, сберечь в первозданном виде всю поверхность Земли при сегодняшнем уровне развития цивилизации, увы, не реально, но в заповедных зонах нашей планеты живут и множатся уникальные растения и животные, сохраняются поражающие воображение живописные ландшафты.

- Ребята, сколько заповедников создано на территории Башкортостана

Ученик: Три. Южно-Уральский государственный природный заповедник, Башкирский государственный природный заповедник, заповедник Шульган-Таш.

Учитель: Молодцы, правильно. В РБ таких заповедников федерального значения три и один национальный парк “Башкирия”.

На территории Бурзянского района в 1930 году основан Башкирский государственный природный заповедник, а в 1986 году – заповедник “Шульган-Таш”.

Южно-Уральский государственный природный заповедник был организован в 1978 году на территории Белорецкого района и Катав –Ивановского района Челябинской области. – А теперь мы отправимся в путешествие

Южно- Уральский государственный природный заповедник.

Наши “научные сотрудники” класса подготовили нам небольшую информацию о ЮУГПЗ.

1-й ученик: Географическое положение ЮУГПЗ(По административной карте РБ  (показывает территории Белорецкого района) 

Южно-Уральский государственный природный заповедник образован в 1979 году, находится на территории Российской Федерации, в субъектах Бе-

лорецкого района Республики Башкортостан и Катав – Ивановского района Челябинской области. Заповедник создан для сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала – горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот. Общая площадь заповедника 252, 8 тыс. га.

Южно-Уральский заповедник по истине, можно назвать “страной гор и горных рек”. Пленителен, волшебен, полон загадок мир заповедника. Здесь есть темнохвойные и широколиственные леса, в т. ч. краснокнижные реликтовые лиственничные леса, богатые дичью, ягодами и грибами; горные болота, где произрастают эндемичные и реликтовые растения; сеть горных рек и ручьев, высокогорные альпийские луга с краснокнижными растениями.

На территории заповедника находятся самые высокие хребты Южного Урала - Машак, Зигальга, Нары, Кумардак с абсолютными высотами 1300-1400 м и горный массив Ямантау с наивысшей отметкой Южного Урала 1640 м. Заповедник разделен на 7 лесничеств – Ямаштинское (д. Реветь), Бердагуловское (д. Бердагулово), Лапыштинское и Машакское (г. Межгорье), Нурское (д. Отнурок), Юрюзанское (с. В. Арша), Тюльменское (с. В. Катав). Центральная усадьба заповедника расположена в д. Реветь.

Южно-Уральский государственный природный заповедник является самым крупным заповедником не только в Республике Башкортостан, но и на всем Южном Урале.

Учитель: Водные ресурсы в жизни планеты играют одну из главных ролей. Сама жизнь произошла из воды. Все живое, будь это бабочка или человек больше чем на половину состоит из воды. Что же представляет гидрографическая сеть заповедника.

2-й ученик: Гидрографическая сеть довольно густо пересекает район. Главные реки заповедника принадлежат к правобережью системы р. Белой: р. Юрюзань, р. Большой и Малый Инзер, р. Тюльмень, р. Катав. Режим рек отражает основные особенности горно-лесного ландшафта и его

климата с повышенной и хорошей увлажненностью и многоснежной зимой

3-й ученик: Растительность заповедника представлена в основном лесами. На западе распространены смешанные широколиственно-темнохвойные леса (дуб, ильм, клен, сосна), в центральной части и на востоке – темнохвойные елово-пихтовые леса, на юге – светлохвойные сосновые леса. Значительная площадь занята вторичными березовыми и осиновыми лесами. Участки вы-

сокогорной растительности – горные тундры и подгольцовые луга -занимают небольшие площади.

С момента организации в заповеднике проводятся научно-исследовательские работы по программе Летописи природы и экологического мониторинга. Выполняется ряд прикладных и экспериментальных работ. Заповедник оказывает помощь и содействие научно-исследовательским учреждениям, институтам Академии наук в проведении исследований на своей территории. Статьи научных сотрудников заповедника публикуются в республиканских и региональных научных сборниках. Флора заповедника весьма разнообразна. На территории заповедника к настоящему времени выявлено 665 видов сосудистых растений, 172 вида мхов, 58 видов лишайников, 121 вид грибов. Из выявленных видов сосудистых растений 13 были включены в Красные книги СССР и РСФСР:

это венерины башмачки – настоящий и крупноцветковый, пыльцеголовники – красный и длиннолистый, надборник безлистный, яртышники -шлемоносный, мужской и обожженный, неоттианта клобучковая, минуарции Гельма и Крашенинникова, шиверекия подольская, чина Литвинова; 66 видов занесены в Красную книгу РБ; 92 вида рекомендованы к охране на Урале и в Приуралье; 116 видов – к охране на Южном Урале. 3 вида грибов занесены в Красную книгу РСФСР, 22 вида мхов занесены

В заповеднике произрастают 20 эндемичных видов, в том числе 10 высокогорных, 7 скальных и 3 эндемика широколиственных лесов; 28 видов растений являются реликтами минувших геологических эпох, из них 6 видов третичного возраста и 22 ледникового.

4-й ученик: На территории заповедника установлено обитание 275 видов позвоночных животных, в том числе 48 видов млекопитающих, 198 – птиц, - пресмыкающихся, 4 – земноводных и 18 видов рыб. В лесах заповедника из млекопитающих обычны лось, медведь, волк, куница, белка; из птиц -глухарь, рябчик, пестрый и черный дятлы, кукушка, серый журавль и мелкие воробьиные птицы. В горных реках и ручьях обитают хариус, форель, таймень, быстрянка, подкаменьщик. Из редких видов позвоночных животных, внесенных в Красную книгу России в заповеднике обитают 3 вида птиц: беркут, орлан-белохвост, сапсан и 2 вида рыб – обыкновенный подкаменьщик и европейский хариус. В заповеднике обитают множество видов бабочек, занесенных в Красную книгу России. Заповедник является местом обитания популяции дикой башкирской пчелы.

Заповедник достойно выполняет возложенные на него функции по сохранению генофонда растений и животных, природных сообществ и экосистем, а также стабилизации природной среды своего региона.

5-й ученик: Исполняет режим особой охраны его территории в целях сохранения в естественном состоянии природных комплексов, восстановления, а также предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия.

Южно-Уральский заповедник занимается экологическим образованием, организацией акций ежегодного праздника “Марш парков”, экологических слетов “Друзья заповедных островов” и других мероприятий. Цель эколого-просветительской деятельности ЮУГПЗ – выработать у населения понимание современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии региона.

III. Закрепление знаний.

1. Работа с контурными картами РБ страницу 47, рис. 13. Обведите границы Белорецкого района и территории ЮГПУЗ.

2. Выпишите в тетрадь названия редких растений и животных которые имеются на территории ЮУГПЗ

(Венерины башмачки – настоящий и крупноцветковый, пыльцеголовни-ки – красный и длиннолистый, надборник безлистный, яртышники -шлемоносный, мужской и обожженный, неоттианта клобучковая, минуарции Гельма и Крашенинникова, шиверекия подольская, чина Литвинова; 66 видов занесены в Красную книгу РБ; 92 вида рекомендованы к охране на Урале и в Приуралье; 116 видов – к охране на Южном Урале. 3 вида грибов занесены в Красную книгу РСФСР, 22 вида мхов занесены).

(Из редких видов позвоночных животных, внесенных в Красную книгу

России в заповеднике обитают 3 вида птиц: беркут, орлан-белохвост, сапсан и 2 вида рыб – обыкновенный подкаменьщик и европейский хариус. В заповеднике обитают). 

Учитель: Каковы причины неравномерного размещения ООПТ в РБ?

Нанесите на контурную карту РБ заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы. К числу достопримечательных природных объектов на территории заповедника относятся геологические обнажения родных объектов на территории заповедника относятся геологические обнажения, признанные страто-типическими

Таблица №1

Показатели

Особо охраняемые природные территории

 

Всего

заповедники

национальные и заказники природные парки |

памятники природы

количество площадь (тыс. га) в % от площади

— 1

Башкирское Предуралье

2 24 56, 0 167, -7

97 15, 2

 

[Количество площадь (тыс. га) в % от длощади

3 324, 9

Башкирский (Южный) 2 | 107, 9

Урал

8 261, 2

56 24, 7

 

количество площадь (тыс. га) в % от площади

-

Башкирское Зауралье

I ¦ Х ¦' 0, 3

7 5, 5

 

количество [площадь (тыс. га) в % от площади

 

Республика Башкортостан

 

 

разрезами верхнего рифея Северной Евразии, Айгирские пороги на реке Малый Инзер, где ежегодно проводятся республиканские соревнования по водному туризму и скалолазанию; высокогорные болота и участки горных тундр на вершинах хребтов Зигальга, Машак и Нары – места обитания эндемичных и реликтовых видов растений; бортевые деревья – культурное наследие традиционного древнего промысла местного населения.

Южно-Уральский государственный природный заповедник с достоинством выполняет все спои функции, возложенные Министерством природных ресурсов РФ.

IV. Обобщение. Нужно заполнить схему №1. Обозначьте структурные подразделения ООПТ РБ.

Учитель: Земляне забирают у природы все больше и больше природных ресурсов. Ресурсы могут иссякнуть. Поэтому, используя ресурсы земляне обязаны сохранить планету чистой не истощать запасы природных ресурсов.

IV. Домашнее задание: выучить названия растений и животных ЮУГПЗ занесенных в Красную книгу РБ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Б. М. Миркин – Экология на уроках географии. Уфа. РА. “Информреклама”, 2004.
  2. В. П. Дронов – География России. Дрофа, Москва; 2004.
  3. Хисматов М. Ф. - География Башкортостана; Уфа. Китап; 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...

Разработка по географии Башкортостана

Республика Башкортостан находится на юго-востоке Русской равнины и на западных склонах Южного Урала. В своей работе я хотела показать взаимосвязь развития геологии, истории и культуры родного края....

Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...