Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.

Учебно-методическая разработка.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580

Приморского района Санкт-Петербурга

Юлаевой Ирины Алексеевны.

Диагностика общеучебных умений и навыков по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.

Учебно-методическая разработка.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580

Приморского района Санкт-Петербурга

Юлаевой Ирины Алексеевны.

Формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков-одна из важнейших задач современной российской школы, поскольку без опорных ОУУН невозможны успешная предметная деятельность, формирование базовых компетенций личности. Поэтому, анализируя результативность учебного процесса по своему предмету, каждый учитель  оценивает и  качество сформированности  ОУУН. Подобный мониторинг позволяет «увидеть» каждого ученика-те умения и навыки, которые сформированы или требуют коррекции; определить «профиль» коррекционной работы, выстроить маршрут работы (индивидуальной и с целым классным коллективом) по развитию ОУУН в контексте конкретного предмета.

Осуществляя мониторинг ОУУН, учитель прежде всего оценивает уровень сформированности  мыслительных умений и навыков, а именно: анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, умения обобщать, делать выводы. Сформированность мыслительных ОУУН выявляется и оценивается в ходе выполнения обучающимися заданий предметного содержания в виде разноуровневой контрольной работы (РКР), контрольно-_методического среза (КМС), разноуровнего теста (РТ). Эти работы инициирует учитель или администрация школы (например, в рамках ВШК качества образования).Проводить подобную диагностику целесообразно после изучения конкретной учебной темы, то есть после усвоения обучающимися её содержания. На предметном содержании пройденного составляется работа, включающая ,как правило, 5 частей. Хотя учитель может предложить обучающимся работу, особенно в рамках КМС или РТ, включающую меньшее количество заданий, на выявление отдельных общеучебных  умений и навыков. Сформированность мыслительных ОУУН оценивается в ходе выполнения каждого задания либо знаком: (+) справился или (_)не справился, либо в балльной системе, определённой учителем.

Задания, включаемые в работу:

  1. анализ: найти соответствие между понятиями, определениями, явлениями и т. п.
  2. синтез: назвать процесс по его характеристике; назвать общим словом несколько…
  3. причинно-следственные связи: продолжить ряд слов, понятий; вставить недостающее слово; расположить в логической последовательности…; построить систему понятий и т.п.
  4. вывод: на основании… сделайте вывод, сформулируйте ответ на вопрос и т.п.

Итоги мониторинга оформляются в виде таблицы и анализируются на заседании школьного методического объединения:

Карта сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков

Ф.И. обучающегося

анализ

синтез

сравнение

логика

выводы


Приложение.

Диагностическая  разноуровневая контрольная работа.

Тема: «Русская литература 18-19 веков. Литературные направления»

Класс:10(гуманитарный профиль)

Цель: уровень сформированности мыслительных ОУУН; качество повторения учебного материала.

Первый уровень (анализ)

.Выберите правильный ответ.

1.Художественный метод-это:

а) способ познания, исследования;

б) система философских взглядов;

в) стремление объяснить творчество писателя его биографией.

2.Писателей, приверженцев художественного метода, объединяет:

а) сходство биографических данных;

б) эпоха и время;

в) представление об идеале, человеке;

3 Классицизм-это:

а) художественный метод;

б) художественное направление;

в) философское учение

4. Лирический герой-это:

а) автор лирического произведения;

б) образ героя в лирическом произведении;

в) нежный, чувствительный персонаж.

5. « Натуральная школа» имеет отношение к:

а) сентиментализму;

б) романтизму;

в) реализму.

6. Романтизм-это:

а) воссоздание действительности;

б) пересоздание действительности в соответствии с идеалом;

в) следование строгим канонам и образцам.

Второй уровень (синтез)

  1. Из приведённого ниже словоряда выберите слова, которые относятся к:

а) классицизму;

б) сентиментализму;

в) романтизму;

г) реализму.

  1. - разум, рационализм; 2- чувствительность и добродетель; 3- способность глубоко и искренне переживать; 4- разрыв между идеалом и действительностью; 5- жизненная правда; 6- анализ и оценка окружающей действительности; 7- герой, противопоставленный среде; 8- действительность без прикрас; 9- свобода как наивысшая ценность; 10- природная чувствительность; 11- государство, монарх, долг; 12- идеальное общество.

Третий уровень (сравнение)

Что общего между классицизмом и сентиментализмом (романтизмом и реализмом) и в чём их разница?

Четвёртый уровень (логика, критическое мышление)

Как вы понимаете высказывание? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

Контрольно-методический срез.

Тема: «Русская литература первой половины 19 века».

Класс: 10 (социально-гуманитарный профиль).

Цель: качество обученности в рамках учебной темы; уровень сформированности мыслительных ОУУН.

Первый уровень (анализ).

1.Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина связана с литературным направлением:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г) реализм.

2.В оде «Вольность» А.С.Пушкин следует традициям:

а) классицизма;

б) сентиментализма;

в) романтизма;

г) реализма.

3. «Звезда пленительного счастья» - этот троп называется:

а) олицетворение;

б) эпитет;

в) метонимия;

г) метафора.

4. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» написана в традициях:

а) классицизма;

б) сентиментализма;

в) романтизма;

г) реализма,

5. В поэме «Демон» М.Ю.Лермонтов развивает мотив:

а) любви;

б) творчества;

в) одиночества;

г) лишнего человека.

6. Стихотворение «Пророк» М.Ю.Лермонтова соответствует тематике:

а) философской лирики;

б) вольнолюбивой лирики;

в) гражданской лирики;

г) патриотической лирики.

7. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя – это:

а) реалистическое произведение;

б) фантастическое произведение;

в) романтическое произведение;

г) модернистское произведение.

Второй уровень (синтез).

Соотнесите слова и понятия из предложенного словоряда с фамилией художника слова:

А.С.Пушкин         М.Ю.Лермонтов      Н.В.Гоголь

Сюрреализм, крайний индивидуализм, «маленький и ничтожный», телесное и духовное, вольность и покой, Закон и Власть, конфликт с Богом, «мир земной мне тесен», фантасмагория, несоответствие между иллюзией и реальностью, «всё ложь, обман, всё не то, чем кажется», «рабство, падшее по манию царя».

Третий уровень (логика, критическое мышление).

Дать развёрнутый аргументированный ответ на вопрос ( по выбору обучающегося).

1.Почему с «Петербургскими повестями» Н.В.Гоголя ассоциируется слово «фантасмагория»?

2.Символический смысл названия одной из повестей Н.В.Гоголя (по выбору обучающегося).

3.Сострадания или осуждения заслуживает лермонтовский «Демон»?

4.Находит ли отражение тема мёртвой души в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя?

Разноуровневый тест по литературе для обучающихся 10 класса

(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).

1.Пьесу «Гроза» открывает диалог:

а) Бориса и Кулигина

б) Шапкина и Кудряша

в) Кулигина и Кудряша

г) Дикого и Бориса.

2.Это диалог о:

а) о власти денег

б) о красоте природы

в) о произволе Дикого

г) о науке

3. В 1 явлении действия1 читатель  узнаёт мнение горожан о:

а) Варваре и Катерине

б) Диком и Кабановой

в) Тихоне и Борисе

г) сумасшедшей барыне.

4.Жестокие нравы Калинова разоблачает в монологе:

а) Кудряш

б) Кулигин

в) Феклуша

г) Борис.

5.Почему Борис живёт в Калинове, в доме дяди:

а) он сирота и ему некуда деться

б) он хочет получить завещанные бабушкой деньги

в) он не достиг совершеннолетия

г) чтоб видеться с Катериной.

6. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Эта реплика:

а) Катерины

б) Кабановой

в) Варвары

г) Кудряша.

7. Кто из героев пьесы кланялся в ноги мужичку-работнику и просил у него прощения:

а) Кудряш

б) Дикой

в) Кабанова

г) Борис.

8. « Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты режь меня». Это слова:

а) Катерины

б) барыни

в) Варвары

г)  Глаши.

9. Кому в пьесе принадлежат слова: « Только одного и надо у бога росить, чтоб она умерла поскорее»:

а) Тихону

б) Борису

в) Кудряшу

г) Кулигину.

10. В конце пьесы, переживая смерть жены, Тихон:

а) остаётся послушным исполнителем маменькиной воли

б) бросает ей в лицо публичное обвинение в смерти жены

в) переживает горе в обществе Дикого

г) стремится отомстить  Борису.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"

Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....

Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"

Материал представвляет собой методическую разработку, в которой рассматривается реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины "Физика" в учреждении среднего профессионального образ...

Исследовательская деятельность как развивающая технология для формирования базовых компетенций

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интегр...

Статья «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»

«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»Автор: Дорохина Ольга Николаевна      Под инновациями в образовании поним...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...