Роль Интернет-ресурсов при формировании базовых компетенций учащихся
статья на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вотинова Наталья Владимировна,

Учитель иностранных языков,

МАОУ В(С)ОШ, г. Березники

Роль Интернет-ресурсов при формировании базовых компетенций учащихся

Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. По мнению Л. А. Подопригоровой «использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться».

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач: формировать устойчивую мотивацию, активизировать мыслительные способности учащихся, привлекать к работе пассивных учеников, делать занятия более наглядными, обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами, обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур, формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи, расширять словарный запас и др.

Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы.

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли разнообразное применение.

Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами: использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы, самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений, участие в международных проектах, переписка по эл.почте (создание учетных записей на англоязычных сайтах), общение учителя с коллегами, обмен опытом.

О. Винярская дополняет данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом от эффективности учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приемах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. Яркость, образность, фантазия в текстах и стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Разучивание стихов – активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики.  Нетрадиционных формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету,  но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. В Интернете можно найти некоторые идеи, советы, а также упражнения для формирования грамматических навыков.

Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Тем более, если в этом помогает Интернет. Во-первых, учителю не нужно тратить время на изготовление различных опорных схем. Во-вторых, для детей в Интернете существует много научно-развлекательного материала для дифференцированного обучения. В-третьих, учителю не потребуется тратить много времени на учеников для контроля - за него всё "сделает" Интернет. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.

Существует множество сайтов по обучению грамматике и лексике иностранных языков, которые помогут нам освоить грамматику на различных этапах обучения. Нам бы хотелось подробнее описать некоторые из них, которые показались нам наиболее интересными и важными для учебного процесса.

www.infoenglish.info Можно найти статьи, топики, грамматику, тесты, различные словари, онлайн переводчики, литературу на английском, аудио книги, видeoуроки, игры, песни, диалоги, блог и форум. Плюсом данного сайта является то, что по обучению грамматики достаточно много информации, где теория представлена на русском языке.

www.ego4u.com содержит множество информаций по обучению английского языка. Удивляет то, что помимо чтения, письма и грамматики появляется возможность изучить бизнес грамматику, она включает объяснение времен с использованием бизнес лексики, что является плюсом данного сайта.

http://www.karusel-tv.ru/  Всем давно известно, что малышам легче изучать иностранный язык, если урок построен в виде игры, когда все внимание ребенка приковано к происходящему.

www.youtube.com  придет на помощь при формировании грамматического навыка при помощи видеоуроков. Восприятие материала в форме видеоуроков намного эффективнее, чем изучение английского по книге и самоучителю. Английский язык, представленный в форме видео, позволяет погрузиться в языковую среду и отработать произношение, познакомиться с различными грамматическими особенностями английского.

Одним из заданий на закрепление грамматического навыка является прочтение актуальной статьи и нахождение в ней грамматических явлений, развитие навыков коммуникативной компетенции при этом очень эффективны. В этом помогут знаменитые издания газет, как «Нью-Йорк таймс» (www.nytimes.com), «Вашингтон Пост» (www.washingtonpost.com) или Британская газета «Гардиан» (www.guardian.co.uk).

www.englisch-hilfen.de/en ученики легко овладеют знаниями грамматики английского языка. Здесь можно найти материалы для изучения английского языка, в частности, грамматики, предназначенные для начального этапа обучения.

http://learnenglish.britishcouncil.org/ru представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. После каждого текста учащиеся могут выполнить небольшое тестирование на понимание текста (ответить на вопросы, выбрать один ответ из четырех, определить, соответствует ли высказывание тексту и так далее), и сразу же проверить правильность ответов и получить независимую оценку. На этом сайте также существует виртуальное сообщество, где люди из разных стран могут общаться в режиме реального времени.

www.narod.yandex.ru можно завести свою страницу и вести там "Зайкину тетрадь" или "Мой компьютер", где ученики смогут записывать грамматические структуры и их грамматические формы в виде схем.

www.EnglishGrammar101.com поможет при подготовке к урокам по грамматике, при составлении тестов и контрольных работ. По каждому правилу предлагается серия тренировочных упражнений.

На основании всего вышесказанного, мы выработали рекомендации по использованию Интернет - ресурсов в обучение иностранному языку.

1. Следует просмотреть учебный курс и выделить задания, которые не очень успешны на уроках, которые не мотивируют учащихся и не вызывают интереса.

2. Необходимо проанализировать недостатки этих заданий, которые имеют область улучшения при помощи Интернета.

3. После определения применения, которые возможно использовать для задания, следующий шаг - найти сайт, который можно применить, например чат, почту т.д.

4. Выбрав сайт, стоит перейти к этапу проектирования задания, которое будет отвечать, как целям, так и выбранному сайту.

5. Следует приготовить запасной план урока, если техника выйдет из строя.

Все плюсы организации работы с ресурсами Интернета на уроке, на наш взгляд, очевидны. Однако, планируя урок с использованием ресурсов Интернета, всегда нужно оценивать, насколько это оправдано и нет ли других более эффективных средств достижения поставленных целей. Организуя работу на основе Интернета нужно помнить, что перед тем как использовать Интернет-ресурсы на уроках, следует тщательно проработать план урока, материал который будет использоваться на уроке, изучить сайт и проанализировать его с точки зрения методики. Стоит продумать каждое задание, предлагаемое сайтом на освоение грамматических навыков и какие трудности могут возникнуть у учеников при выполнении предлагаемых упражнений. В ином случае существует опасность использования информационных технологий, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике.

Список литературы:

  1. Бакушин А.А. Инновационные процессы в технологиях обучения / Бакушин А.А. – М.: Гардарики, 2011. – 287с.
  2. Беляков С.А. Управление образованием и инновации / Беляков С.А. // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. -№2. –С. 68-70.
  3. Вильямс Р., Макли К. «Компьютеры в школе» - M.: Просвещение, 1988
  4. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003
  5. Полякова Т. Ю. «Английский  язык  для  диалога  с  компьютером»  -  М.:  Высшая школа, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться  за счет новой тематики и проблематики речевого об...

Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"

В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...

Формирование базовых компетенций учащихся

Выступление на педагогическом совете...

Весь мир на ладони: интернет-ресурсы как средство формирования социокультурной компетенции

В данной статье представлен обзор ряда современных интернет-ресурсов, нацеленных на формирование социокультурной компетенции обучающихся....