Семинар учителей географии
статья по географии по теме

Семинар учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar_uchiteley_geografii.zip2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Современная инфраструктура на уроках географии –

условие успешной социализации школьников.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе так: «Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Главная задача школьного образования – дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Для этого определены ключевые направления развития общего образования:

  1. обновление образовательных стандартов;
  2. система поддержки талантливых детей;
  3. развитие учительского потенциала;
  4. современная школьная инфраструктура (мы обсудим последние 2 направления).

Для создания такой модели выпускника должны произойти существенные изменения и в инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности.

Современная  инфраструктура школы - совокупность всей материально-технической и методической базы, всех служб школы, а так же связей с организациями обеспечивающих необходимые условия для деятельности школы в целом.

Выделяются составляющие современной инфраструктуры. Это материальная, методическая и организационная составляющие, которые требуют детального рассмотрения каждой из них:

Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий обучения и воспитания. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спланировано, не должно содержать рисков для здоровья.

Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Для этого обеспечено наличие доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, используется личностно-ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.

 Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя.

Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого необходимо соответствующее техническое оснащение кабинета.

Учебный кабинет 21 века - это современный дизайн, эргономичная здоровьесберегающая мебель, новейшее оборудование, наглядные пособия, интернет.

Облик кабинета, наличие методического и дидактического материала зависят не только от возможностей школы, но и от желания и способностей самого учителя-предметника.

При работе с новым кабинетным оборудованием предметник испытывает нехватку мультимедийных дисков, полной коллекции интерактивных материалов или отсутствие компьютерной техники.

Получив школьный  кабинет географии я перестала считать эти проблемы актуальными. В моем кабинете географии реализованы  технические вопросы.  Имеется рабочие место преподавателя: ПК; экран находящийся рядом с магнитной доской; мультимедийный проектор. Для учителя это местонахождение очень удобно тем, что он во время демонстрации не отворачивается от учащихся, а видит перед собой всех учащихся и не отвлекает их внимание. Концентрация на учебный материал полная. На этом же рабочем месте установлен лазерный принтер и дистанционный модем для подключения к локальной сети Интернет, школьная метеостанция.

Для построения оптимального процесса обучения мною выстроена система преподавания,  сочетающая различные формы обучения, которые, опираясь на ИКТ и описанный выше кабинет географии, решает следующие важнейшие педагогические задачи:

1) активизацию учебного процесса;

2) оптимальное распределение учебного времени;

3) дифференцированный подход к учащимся;

4) оптимальный выбор методов обучения;

5) построение системы уроков и урока.

Использование новых технических средств обучения дает колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Школьная метеостанция позволяет  укреплять практические навыки наблюдения за погодой и активизировать процесс обучения.

Интерактивные карты (62) позволяют реализовать деятельно практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения - картографические.

При работе с интерактивной картой можно:

  1. приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  2. наносить надписи и рисунки;
  3. совмещать ряд карт, что позволяет выявлять обозначения, упрощая карту, делая ее более наглядной;

На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Использование интерактивных карт на уроках географии в 6-11 классах позволяет повышать информационную культуру учащихся, способствует приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по географии.

На уроках географии в 6-11 классах мною активно используется библиотека электронных наглядных пособий, информационные диски, которые позволяют повысить эффективность изучения нового материала.

Мною и учащимися классов создана «личная» медиатека по основным темам курса географии. Учебный материал представлен в форме уроков и содержит большое количество мультимедийных компонентов: видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, качественные фотографии и иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы. Логика, оформление и содержание компьютерных материалов предназначаются для рациональной организации учебного процесса. Эта медиатека значительно облегчает усвоение основного материала по курсу географии.

Вместе с тем, на мой взгляд, результатом использования информационных технологий в учебном процессе является не медиатека, выполненная учащимися, под моим руководством, а те знания, умения и навыки, которые они приобрели при выполнении творческих работ. Информационные технологии в образовании, в первую очередь, необходимо использовать как средство управления индивидуальной самостоятельной познавательной деятельностью учащихся или как средство выполнения творческих работ: самостоятельно или группами, например в исследовательской деятельность, которой я активно занимаюсь с 2006 года. результаты.

Своевременное корректирование и улучшение условий кабинета географии позволяет осуществить принцип психологической комфортности школьников. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников и даёт существенно заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности ученика и приносит результат. Так, например: сайт «Мой Маныч» Савченко Василия отмечен Дипломом 1 степени в муниципальном конкурсе информационных технологий в 2008 году и дипломом 2 степени в муниципальном конкурсе «Зеленая планета 2009», а а электронное приложение к уроку в среде Power Point Буханцева Сергея «Япония» отмечено дипломом 1 степени в 2010 году.

Помимо учебной деятельности использование компьютера требует от учителя детального применения здоровьесберегающих технологий на уроке.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и педагогов и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей..

Формирование школьной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личных потребностей детей, реализацию деятельностно-компентностного подхода.

Хочу обратить внимание на то, что ученику совсем не важен возраст педагога. Мы должны учить в современной школе современными методами, если хотим получить хороший для общества результат в виде компетентного выпускника. Для достижения желаемого результата учитель не должен бояться быть в роли ученика. До тех пор, пока учитель не сможет на своем опыте убедиться в необходимости использования и в практической ценности ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, компьютер и новейшие технологии будут рассматриваться им как нечто чужеродное. Учителю не всегда хватает практических навыков работы с компьютерными программами. Для развития учительского потенциала  можно использовать ряд дистанционных курсов, например образовательного портала «Мой педагогический совет».

 Педагоги школы принимают активное участие в различных конкурсах, являются членами школьных интернет-сообществ:

Образовательный портал «Мой педагогический совет»;

Педагогический клуб «Первое  сентября» с которым я сотрудничала в образовательном проекте «Открытый урок».

Учителя и учащиеся нашей школы используют на уроках различные программы: обучающие, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники. Это позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствует увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

Использование ИКТ во всех сферах образовательного процесса уже сегодня стало стандартом в нашей школе. Так в этом учебном году был создан и начал свою работу информационный сайт, который позволил мобильно информировать учащихся и их родителей о происходящих событиях.

Новые подходы к обучению в рамках национального проекта «Образование» потребовали создания в школе специализированного кабинета, который стал школьным мадиацентром., используемый как педагогами, так и учащимися.

В связи с тем, что в школе поэтапно идет работа по информатизации, проводится работа по подготовке учителей к использованию современных информационных технологий. Именно поэтому кабинеты начальных классов и предметные кабинеты среднего и старшего звена обеспечены доступом в Интернет, а административные компьютеры объединены в локальную сеть. Благодаря Национальному проекту «Образование» материальная база школы существенно укрепилась.

 Использование компьютеров создаёт объективные условия для более глубокого и качественного усвоения учебного материала, повышает общую культуру учащихся, позволяет применить более эффективные организационные формы и методы. Все учителя, желающие использовать новые технологии в своей работе, получают эту возможность. Силой новое не привьёшь. Поэтому оснащённость того или иного кабинета, зависит в большей степени от желания педагога использовать новые технологии.

Многое ещё можно было бы рассказать, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Мы принимали в прошедшие годы семинары и другие мероприятия разного уровня и всегда будем рады принять гостей.

В заключение хочется поздравить всех с новым учебным годом. И хочется, чтобы новый год, год учителя, как и все последующие, прошёл под лозунгом «За словом идёт дело». А крепче учительского слова ничего не должно быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...

Районный семинар учителей географии Дата проведения: 6 декабря 2016 г. Место проведения: МБОУ «Новопавловская СОШ №2» Тема: «Формирование интеллектуального, нравственного и культурного мировоззрения на уроках географии»

Районный семинар учителей географии  Дата проведения: 6 декабря 2016 г.Место проведения: МБОУ «Новопавловская СОШ №2» Тема: «Формирование интеллектуального, нравственного и культурного ...

Программа семинара учителей географии образовательных организаций Целинного района Республики Калмыкия.

Программасеминара учителей географииобразовательных организацийЦелинного района Республики Калмыкия.База проведения: МОКУ «Хар – Булукская средняя общеобразовательная школа» Целинног...

Буклет к семинару учителей географии

Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока....

Программы районных семинаров учителей географии

Программы районных семинаров учителей географии...

Выступление на районном семинаре учителей географии" Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по географии 2017"

Обзор сложных заданий и анализ типичных затруднений на ГИА по географии в 2017 году...

Зональный семинар учителей географии южного Подмосковья на базе МБОУ лицей №4 (зональный уровень) Выступление группы экскурсоводов учащихся 10б класса: Головой Юлии, Гулиной Алёны, Малашенко Никиты по теме «Геологическое прошлое Москворецко-окской ра

История Подмосковья уходит в глубокое прошлое. Территория, занимаемая Московской областью, находится в центральной части Восточно-Европейской платформы, которую природа создавала долго и основательно....