модульный урок по теме Урал
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Багрецова Ирина Николаевна

материал содержит презентацию к уроку и два варианта разработок модульного урока и проэкт по теме Урал каменный пояс России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc26 КБ
Microsoft Office document icon urok_ural.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_geografii.doc59 КБ
Office presentation icon ural.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

                             Анализ  урока географии в 8 классе.

Тема: Урал.

Цель: познакомить с природой Урала.

Задачи: сформировать знания об особенностях природных компонентов региона;

развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать ,делать выводы;

воспитание экологического мышления (умение выделить экологические проблемы, причины их возникновения ,пути решения.)

Методы: частично-поисковый, проблемный, работа с картами, учебником, диаграммами, схемами.

Оборудование: физическая. тектоническая. климатическая карты России, Урала, таблица Урала, картина «Уральские горы», слайды, коллекция минералов и горных пород, атласы.

                        Модульное обучение.   (технология)

Использовались типы учебных элементов:

текстовый (носитель информации - учебник, доп. литература, журналы), табличный (носитель информации- таблицы, графики ),

 картографический (носитель информации - атлас, карты, планы, картосхемы, профили ) ,

словесный ( учитель, докладчик),

иллюстративный (фото, рисунки, репродукции),

 аудио-видео (слайды, диски).

Формы учебных элементов:

Академический УЭ- ставила познавательные цели, проблемы, а в инструкции предлагала решить их, используя методы самообучения.

Игровой УЭ - в основе лежит моделирование ситуации, лишь в определенной степени связанной с реальностью. Ролевая игровая деятельность ( Представьте себе ,что вы…)

Формы работы с модулем: индивидуальная самостоятельная, партнерская в парах, групповая.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

    Географическая компетентность - уметь использовать приобретенные ЗУНы в повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов, анализа и оценки различных территорий с точки зрения взаимосвязей  природных, социально- экономических,  техногенных объектов и процессов.

   Уметь анализировать географическую информацию, содержащуюся в различных источниках.

   Способность анализировать накопленные знания и использовать их в нужный момент.

    Решать проблемы в окружающей действительности средствами, предоставляемыми предметом географией.

           На уроке использовала 5 предметных (информационных)  компетенций:

1.Умение распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии.

2.Владение языком географии ( читать карты, др. источники, владение терминологией, понятиями).

3.Умение привязать события к конкретному месту в пространстве.

4.Умение выделить геоинформацию для решения проблемы.

5.Умение сделать выводы и сформулировать решение проблемы на основе анализа.

Коммуникативные:

способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и воспринимать точку зрения собеседника, владение устным и письменным общением.



Предварительный просмотр:

                               Урок географии в 8 классе. (модульный)

Тема: Урал.

Цель: познакомить с природой Урала.

Задачи: сформировать знания об особенностях природных компонентов региона;

развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы;

воспитание экологического мышления (умение выделить экологические проблемы, причины их возникновения, пути решения.)

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: физическая. тектоническая. климатическая карты России, Урала, таблица Урала, картина «Уральские горы», слайды, коллекция минералов и горных пород.

                                         Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Ход урока.

1.Изучение новой темы.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С.Щипачева )

Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых.

 Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом ,рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропою лосей ,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,

До светлой тучки ледником достанет.

В озера глянет, в стих войдет таким.

О весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским.

Ученики пытаются определить  какому природному региону России посвящены эти стихи. Объявление темы, целей, задач урока. На столах лежат инструкции, алгоритм  работы.

  1. Особенности географического положения.

       Почему назвали «Каменный пояс Русской земли» ? Доказать.

По инструкции самостоятельная работа в парах с картой, записи в тетрадь, вывод. (Урал - невысокие горы.). Проверка. О происхождении названия «Урал»-ученица  .(Работа в парах.)

2.Рельеф Урала, расположение горных хребтов, долин. Геологическое строение.

Докажите, что горы невысокие, почему? Почему столь разнообразны по рельефу?

Составление образа гор. Использование картины «Уральские горы», слайдов, орографической  схемы рис.99 с.173 учебник,  таблицы на доске таблицы 7 с.173,

тектонической карты атласа. рис.102 с.175 учебник. ( Работа в группах).

Оценка природных ресурсов.

Урал! Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец…

Почему такое название получил регион? Докажите. Объясните причину «сказочных»  богатств Урала полезными ископаемыми.

Работа картами, образцами горных пород, минералов.

3.Климат.

Климат Урала разнообразен. Докажите, почему?

Работа по инструкции, использование климатической карты. Выводы.

А). Горы вытянуты на 2000м в меридианальном направлении и сев. часть Урала расположена за С.П.кругом, получает солн. радиации значительно меньше, чем южная (на широте 55).

Зад. по карте: опр. ср.темп . янв., июля на Сев. и Южн. Урале (С.-20-22,Ю-16,С.+8, Ю+20).

Б). Различие в увлажненности западных и восточных склонов ,т.к. горы стоят на пути морских умеренных воздушных масс, западные –наветренные получают больше осадков. Зад. по карте : опр. увлажнение( Предуралье-600-800,Зауралье-400-600мм)

В). В любых горах клим. условия меняются с высотой ( падает на 5-6 градусов при подъеме на 1км)

4.Воды Урала.

Существует водная проблема. Докажите. Причина.

Анализ карт.

Урал-водораздел рек, текущих по З-С равнине и Русской. Верховья рек, т.е. маломощные.

Предложите пути решения проблемы. (Создание прудов, водохранилищ)

Озера (тектонические на востоке, в Зауралье мелкие, бессточные с соленой водой, в Предуралье -карстовые).

5. Сравнительная характеристика природных зон.

Анализ таблицы в инструкции, рис.105 с.178 учебника , таблица в инструкции.

1-я группа сравнивает Приполярный, Средний и Южный Урал,

2-я группа - Предуралье, Зауралье. Делают  выводы.

6.Экологические проблемы.

Докажите, что существуют  экологические проблемы. (кислотные дожди –причина: вредные отходы-окислы азота, двуокись серы; наличие богатых мин. ресурсов- промышленные загрязнения, радиоактивные).

            Исследовать экологическую обстановку Урала:

1группа)  Использовать  атлас с. 26-27 «Экологические проблемы»;

2 группа) учебник с .261-261 рис.147,149;  

 3 группа) Выбрать из перечня особенностей территории ,создающие предпосылки для острых экологических ситуаций. с.уч.263 рис.151 анализ таблицы;

4 группа) По справочным материалам с.266 учебника выделить проблемы, относящиеся к Уралу (проблемы чистого воздуха, добыча п.и., промышленные предприятия);

Уч-ца зачитывает статистические выкладки о экологической ситуации Урала из журнала.

5 группа)  Пути решения проблемы. Свои и использовать рис.151 с.263 (выбрать).

Отчет групп.

(Моделирование процессов влияния хоз. деят человека на природу региона : 1.вырубка лесов----усиление стока рек----разрушение почвы----смыв почвы---обмеление рек---изменение экосистемы.

2.Гусеничный трактор—уничтожение мохового слоя---прогревание почвы---протаивание вечной мерзлоты на большую глубину—образование глубоких впадин--изменение экосистемы.

   Срочные меры по улучшению экологической ситуации: применение безотходных технологий, строительство очистных сооружений, лесовосстановление, создание заповедников).

III.Закрепление.

                   А)  Географический диктант.

1.Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы?

2.К западу от Уральских гор расположена…

3.Самая высокая вершина…

4.Какой складчатости принадлежит Урал?

5.Основное богатство Урала.

6.Мнералогический заповедник.

7.Где залегает большинство руд?

8.Горным льном называют…

9.В Предуралье - месторождения  п.и. … т.к. здесь лежат…породы.

10.Проблема Урала…

11.Малахит, орлец, яшма – это…камни.

                                Б) Работа по карточкам.

                                       Карточка №1.

1.Какая часть Урала наиболее высокая?

2.Какая часть Урала наиболее широкая?

3.Почему большое количество железных дорог пересекает горы в пределах среднего Урала?

4.Какие здесь преобладают высоты?

                                       Карточка №2.

1.Какая последовательность прослеживается в размещении горных пород?

2.Какие п.и. приурочены к краевому прогибу?

3.Какие п.и. в центральной зоне и в зоне восточного склона?

                                     

                                             Карточка №3.

Чем отличаются Уральские горы от Кавказских?(отметить пункты, справедливые для Ур. и  Кавк.)

1.Средняя высота 500-800м.

2.Горы находятся между двумя морями.

3.Горы разделяют материк на европейскую и азиатскую части.

4.Сглаженные вершины.

5.Крупные склоны, остроконечные вершины.

6.Горные хребты вытянуты в меридиональном направлении.

7.Высная вершина имеет высоту 1895м.

8.Высшая вершина -потухший вулкан.

9.Горы складчатые.

10.Горы складчато – глыбовые.

Подведение итогов, отметки.

V.Домашнее задание: параграфы 32, 33, ответить на вопросы, подготовить рассказ о заповедниках (Ильменский минералогический, Кунгурская ледяная пещера.)



Предварительный просмотр:

Урок географии. 8 класс

Тема: Урал (проектный)

 

Цель: дать представление об особенностях природы Урала, формировать интерес к предмету.

Задачи:

 расширить представление о природе Урала, о разнообразии природных компонентов;

  1. показать взаимосвязь между компонентами природы;
  2. развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
  3. развивать познавательный интерес к предмету географии;
  4. совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.

Оборудование:

  1. физическая, тектоническая карта «Урал»;
  2. карточки с заданиями;
  3. атласы; дополнительный материал, учебник Э.М. Раковской. карта Урала;
  4. презентация «Урал»; персональный компьютер;
  5. интерактивная доска;
  6. коллекция минералов и горных пород;

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, работа малых групп, составление проекта.

Ход урока

 

1. Организационный момент. 

 

2. Вступительное слово учителя.

      Сегодня на уроке мы будем изучать удивительный природный комплекс – Урал.

«Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых.

Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зелёным глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропой лосей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьевой,

До светлой тучки ледником достанет,

В озёра глянет, в стих войдет таким.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским».

С. Щипачёв

«К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб горы протянулись с севера на юг» (Урал).

     Урал – «опорный край державы» (А. Твардовский), это удивительный природный комплекс. Оренбургская область относится к Южному Уралу. Знание родного края расширяет кругозор, воспитывает любовь к родному краю, помогает понять и полюбить его.

     Сегодня на уроке мы проведем небольшие исследования компонентов природы Урала, узнаем их особенности и установим взаимосвязи. Работаем в группах, выполняя задания в карточках, составляем образ Урала (проект).

Карточки-задания 

(уровень сложности возрастает от первой к пятой карточке)

№1.Географическое положение.

№2. Рельеф.

№3 Полезные ископаемые.

№4.Климат

№5.Воды.

 

     Класс заранее разделить на 5 групп.

     Каждая группа получает карточку с логическими цепочками, опорными словами, дополнительную литературу, атлас.

     Инструкция по организации работы в группах. 

  1. · изучить задания;
  2. · решить, кто в группе, на какой вопрос будет отвечать;
  3. · подобрать для ответа материал (дополнительная литература, карты атласа, учебник);
  4. · каждый ученик отвечает на конкретный вопрос, один делает вывод по причинно-следственным связям.

3. Новый материал

    1. Самостоятельная групповая работа.

 Выполнение заданий по карточкам (время 7-8 минут).

     2. Выступление учащихся.

Карточка №1.

 

Географическое положение

 Географическое положение Урала →меридиональное → 2000 км → 600 в.д.!

  1. «пограничный шов» Русской равнины и Западно-Сибирской низменности →граница Европы и Азии;
  2.  водораздел Северного Ледовитого океана и бессточного бассейна.

 Названия

  1.  Урал → «пояс» (с тюркского) В.Н. Татищев, XVIII в.
  2. Риммикайские горы → античные времена
  3.  Рифейские горы → греки
  4.  Мургары → арабы
  5.  «Камень», «Каменный пояс» → XVII в.

Высоты

  1.  средняя высота -до 1500 м → средние горы (1-2тыс. м)
  2. высшая точка → г. Народная 1895 м (Приполярный Урал) г. Ямантау 1618 м (Южный Урал)

Вывод: вытянутость север-юг –→ разнообразие климата –→ разнообразие органического мира→ разнообразие природных зон.

 

 Карточка №2 

 

Рельеф

 

История образования Урала 

(тектоническая карта)

  1. герцинская складчатость –→ палеозой → внутри Евразийской плиты
  2. к началу кайнозоя –→ разрушение –→ «возрожденные горы» - неогеновый период кайнозой (давление с востока) –→ меридиональные хребты и котловины
  3. Предуралье –→ краевой прогиб –→ осадочные породы
  4. Зауралье –→ складчатые горы –→ магматические горные породы –→ рудные полезные ископаемые
  5. Водораздельный хребет→нет поперечных долин→ магматические породы асимметричность склонов;

Природные комплексы Урала

  1.  Пай-Хой (кряж)
  2. полярный
  3. приполярный
  4. Северный
  5. Средний
  6. южный (массив Мугоджары)

Факторы рельефообразования

  1.  Полярный –→ морозное выветривание –→ троги, цирки –→ древнее оледенение
  2.  Северный, Средний, Южный –→ водная эрозия –→ речные глубокие долины карстовые формы –→ пещеры (Мурадымовские, Кунгурская) горы→древние –→ вершины плоские, россыпи камней (курумы)

 Вывод: горные породы → полезные ископаемые (близость к поверхности)→магматические →Предуралье, осадочные→ Зауралье

 

 [курумы] – каменные реки

 

 Карточка №3

 Полезные ископаемые

  1. разнообразие полезных ископаемых –→ геологическое строение –→ геологическая история;
  2. развитие Урала → Предуралье –→ нерудные (нефть, газ, соли) → Зауралье → руды (железные, медь, золото), найдено более 3000 минералов.
  3. Ильменский минералогический заповедник → 1920г. >200 минералов,
  4. «Я никогда не видел более прекрасной картины. Глаз не мог оторвать от голубых отвалов» (Ферсман А.Е.);
  5.  р. Миасс, Ильменские горы
  6. Бажов П.П. «Уральские сказы» → названия сказок → названия горных пород → литературные произведения дают географические знания.

Сообщение ученика: «Ильменский заповедник»

 

Вывод: разнообразие →длительность формирования→геологическое строение

     Запишите в тетрадь названия самых крупных месторождений полезных ископаемых Урала:

  1. железная руда – г. Качканар, г. Магнитная, г. Благодать
  2. медь – Медногорск, Карабаш, Гай
  3. соли – Соликамск, Березняки, Соль-Илецк
  4. нефть – Ишимбай, Бугуруслан газ – Оренбург
  5. алмазы - река Вишера

Карточка №4 

Климат

  1.  климатические пояса → вытянутость → разнообразие климата → изменение температуры с севера на юг
  2.  увлажнение → Предуралье →? миллиметров → наветренный склон
  3. Зауралье →? миллиметров → подветренный склон
  4. западный перенос → осадки →водораздельный хребет
  5. высотная поясность (1 км 60) – рис. 87 (учебник)

Вывод: смена климата север→юг, запад→восток, с высотой, горный пояс → климат → разнообразие природных зон→ высотная поясность.

 

Карточка №5

 Воды 

  1. водораздел Северного Ледовитого океана и Каспийского (внутреннего) бассейна
  2. Западный склон → р. Печора → Баренцево море - р. Кама («мать» Волги) → притоки Чусовая, Белая, Уфа, Вишера - р. Урал→Каспийское море
  3.  Восточный склон → Обь → притоки Щучья, Сосьва, Тадва, Тура, Исеть, Миасс
  4. характер рек → долины продольные и поперечные
  5. проблемы промышленного Урала→ маловодность (истоки)
  6. озера → карстовые → Предуралье → Тургояк
  1. тектонические → Зауралье→ Ильмень

Вывод: влияние климата на реки → направление, характер, режим рек

 

3. Практическая работа.

Задания по контурным картам:

  1. Выделить на контурной карте 5 частей Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный.
  2. Отметить высшие точки: гора Народная, гора Ямантау
  3. Обозначить Ильменский заповедник.
  4. Отметить месторождения полезных ископаемых.

4.Закрепление

Географический диктант 

 

1. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы? (600 в.д.)

2. Как переводится Урал с тюркского? (пояс)

3. Самая высокая гора Урала? (гора Народная)

4. Какой складчатости принадлежит Урал? (герцинская)

5. Автор книги «Уральские сказы» (Бажов П.П.)

6. Минералогический заповедник? (Ильменский)

 

Найди ошибки 

Урал

     Река Чусовая, хребет, алмаз, водораздел, Хибины, 5642м, Ильменский, «камень» г. Казбек, Волга, Пай-Хой, 1895м, Сочи, -28м, карстовые пещеры, КМА, 60- меридиан.

 

5. Подведение итогов

     Урал давно осваивается человеком. Это крупный промышленный район. Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек ухудшают качество ландшафтов Урала.

     Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

«Не уж-то внуки по Красной книге

Узнают, как богаты были мы».

 

6.Домашнее задание:

 

Р.§ 32, 33 обозначить полезные ископаемые на контурной карте.

 

 Благодарность участников за работу, оценивание выступлений. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урал- «каменный пояс Земли Русской».

Слайд 2

Хребет России.

Слайд 4

1.Особенности географического положения. Почему назвали «каменный пояс Земли Русской?» Доказать.

Слайд 6

2.Рельеф Урала, расположение горных хребтов, долин. Геологическое строение. Докажите, что горы невысокие. Причины. Почему столь разнообразны по рельефу?

Слайд 7

УРАЛ.

Слайд 10

. Уральские горы.

Слайд 17

Урал! Опорный край державы, её добытчик и кузнец, ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец… Почему такое название получил регион?

Слайд 18

3.Климат. Климат Урала разнообразен. Докажите. Почему?

Слайд 19

4.Воды Урала. Существует ли водная проблема? Докажите. Причина?

Слайд 25

5.Сравнительная характеристика природных зон. Сравнение Приполярного, Среднего, Южного Урала. Сравнение Предуралья и Зауралья .

Слайд 31

Сравнительная характеристика природных зон Урала. Черты природы. Приполярный Урал. Средний Урал Южный Урал 1.Расположение на Урале. К югу от Полярного до Северного. Между Северным и Южным. .К югу от г.Юрма. 2.Высшие вершины. г. Народная 1895м.-самая высокая часть Урала. г.Качканар 878м.-самая низкая часть, наиболее освоен . г Ямантау- самая широкая часть . 3.Общий характер рельефа. Дик и суров горный узел,глубокие ущелья, склоны крутые. Вершины острые, каменные поля, курумы. Сглаженные хребты, округлые вершины,в Предуралье Кунгурская пещера Особенно красив, среднегорье.Сглаженные вершины, живописные долины рек, много озёр. 4.Высотная поясность Снега, гольцы, тундра,лесотундра, тайга . Темнохвойные леса. Тундра, тайга, смешанные леса, широко лиственные леса, лесостепи .

Слайд 32

Закономерности в размещении природных комплексов, изменение с запада на восток Предуралье Зауралье Осадков больше 600 мм Осадков меньше 400 мм Климат умеренно-континентальный (зима мягче). Климат континентальный (зима холоднее) Рек больше, реки бассейна С-Л океана и внутреннего стока. Реки бассейна С-Л океана. Растительность: больше елово-пихтовых лесов, к югу широколиственные. Больше сосновых лесов, лиственницы. Нет широколиственных. Предуралье- продолжение Русской равнины. Зауралье-переход к суровой Сибири. Полезные ископаемые - нерудные. Горные породы -осадочные Рудные. Магматические и метаморфические

Слайд 33

6.Экологические проблемы . Исследовать по картам и таблицам экологическую обстановку Урала. Докажите, что существуют экологические проблемы. Предложить пути решения проблем.

Слайд 34

Географический диктант. 1.60 с.ш. 2.Русская равнина. 3.Народная 1895 м. 4.Герцинской. 5.Пол. ископаемые - руды. 6.Ильменский. 7.На вост. склоне. 8.Асбест. 9.Нерудных, осадочные. 10.Водная. 11.Поделочные .

Слайд 35

Карточка №3 Ответы: Урал-1, 3, 4, 6, 7, 10. Кавказ-2, 5, 8, 9.

Слайд 36

Оценивание. Геодиктант Карточка №3 11-10- «5» 10- «5» 9-8- «4» 8-9- «4» 7-6- «3» 7-6- «3» 5 и ниже- «2» 5 и ниже- «2»

Слайд 37

Домашнее задание. § 32,33, подготовить сообщение о Ильменском заповеднике, Кунгурской ледяной пещере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Урал"

презентация к уроку по теме: "Урал"...

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ...

План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала...

Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.

Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...