План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"
план-конспект урока по географии на тему

Жердина Наталья Николаевна

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ural.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Жердина Наталья Николаевна

Учитель географии

МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым

Предмет: география

Тема: Урал, географическое положение и природа района

Тип урока:  изучение нового материала

Цель урока: показать значение Урала в хозяйстве страны.

Задачи:

- познакомиться с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы;

- продолжить формирование навыков  самостоятельной работы  с различными источниками географической информации;

-способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся;

-воспитание географической культуры и  любви к своей стране.

Оборудование: физическая  карта России, карты атласов, презентация к уроку

Планируемые результаты: знают состав Уральского экономического района, соседей, природные ресурсы и условия района.  

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Форма организации: коллективная, индивидуальная.

Этап урока

Ход урока

Организация

деятельности

 учащихся

І. Оргмомент

ІІ. Изучение нового материала

ІII. Закрепление

V. Домашнее

задание

Цель: организация детей на урок, установление рабочей атмосферы в классе.

УУД: личностные

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.

     На протяжении  нескольких  уроков мы говорим об экономических районах России. А если точнее, то мы рассматривали районы Западного  макрорегиона.     Давайте вспомним, о каких районах мы уже говорили? (Центральный, Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Европейский Север, Европейский юг, Поволжье).  

  Вопрос:  Вам представлен слайд, о каком экономическом районе идет речь?  (Уральский район)

  Вопрос: Что Вы знаете об этом районе?  (ответы учащихся)

    Трудно найти человека, который бы не слышал об Урале. Но также нелегко получить однозначный ответ на вопрос: «Что такое Урал?»

  Поговорим об Урале стихами.

   Александр  Твардовский, советский поэт писал:

    «Урал! Опорный край державы.

     Её добытчик и кузнец

     Ровесник древней нашей славы

     И славы нынешней творец».

   Вопрос:  что хотел сказать поэт в своих стихах?

  Почему Урал опорный край державы? Чем славен Урал?

   Вопрос: Какова, тема нашего урока?

   Вопрос: какую мы сегодня с Вами определим цель, какие поставим  задачи?

    Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района, познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал.

    Изучением УЭР мы будем заниматься на протяжении  2-х уроков.

   К концу темы мы   попытаемся ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

   Вопрос: Что такое  Урал? (низкие горы, вытянутые с севера на юг, это граница между Европой и Азией, это кладовая полезных ископаемых, о  нем Бажов писал в рассказах  «Хозяйка медной горы», это экономический  район).

   Пожалуй, никакие другие горы России не имели столько названий. У античных авторов Уральские горы именовались Рифейскими.  «Каменный пояс русской земли», «Камень»,  «Земной пояс» - так называли Урал до 13  в. Название Урал появилось только с XYIII века в работах знаменитого русского историка и географа В.Н. Татищева.

     А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

  Работа по экономической карте и атласу.

   Задание: определить состав района (2 республики,4 области, 1 край)

  С 1 января 2006 года, в результате референдума Пермский край объединился с Коми-Пермяцким АО.

 

    Площадь  УЭР составляет 824 тыс. кв. км. Население 19,3   млн. чел.  Плотность: 24 чел/км².

   Задание:  назовите самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР. (Свердловская область, республика Удмуртия.)

  Исследовательская работа в группах:

  Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение заданий.

   1 группа  

Задание: оцените  ЭГП Урала по плану:

1.  положение  на территории государства  (восточный район Европейской части России, пограничная поясная граница между Европой и Азией)

2. границы района, выход к морю (граничит на севере - Европейский Север, на западе - Волго-Вятский район, Поволжье, на востоке Западная Сибирь, юг - Казахстан).

3. транспортное положение   (сухопутный район, но по р. Урал,  Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря, железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью, вследствие этого через Урал всеми видами транспорта перевозится огромный поток грузов, сырья, материалов, энергии, пассажиров)

4. вывод: (положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития, он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западных, так и восточных районах страны).

 2 группа  

Задание: изучить  природные ресурсы Урала:

1. минеральные (руды черных, цветных металлов, магматические, драгоценные минералы, калийные, поваренные соли, строительное сырье, топливные ресурсы, обнаружены 5 тыс. минералов и 15 тыс. месторождений, из 70 элементов таб. Менделеева на Урале добывается 50)

2. водные (водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон, берут начало реки в горах);

3. почвенные (на юге черноземы);

4. вывод.

3 группа  

Задание: изучить  природные ресурсы Урала:

1. климатические (климат умеренно-континентальный, различия в климате);

2.лесные (широколиственные-еловые леса, мелколиственные леса на юге лесостепи и степи);

3. рекреационные (неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны,  много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения,  на территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск)

    Здесь находятся интересные объекты, знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (республика Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки  древнего человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

4. вывод.  Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскудении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически  район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

 

Давайте вернемся с вами в начало нашего урока. Какую  мы поставили цель и задачи? Достигли мы цели?

 Географический диктант: найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень  выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. В состав УЭР входят  две республики  (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Природные условия Урала в целом очень благоприятные,  беден природными ресурсами, за исключением водных.

  Вопросы:

1. Слово “Урал” обозначает “пояс”. Оправдано ли это название? Докажите. ( Урал узкой полосой в 2000 км протянулся с севера на юг, ширина “пояса” от 40 до 150 км.)

2. Сравните по физической карте западный и восточный склоны Урала. В чем отличие? Объясните.

  ( Урал  –  ассиметричные горы. Западный склон – пологий, восточный - крутой. Это связано с тем, что западный склон сложен более мягкими осадочными породами, а водораздельный хребет и восточные склоны – твердыми магматическими и метаморфическими породами)

3. Почему Средний Урал наиболее богат полезными ископаемыми? (Средний Урал – самая низкая часть Урала, более доступная для разработки месторождений. На Среднем Урале большое скопление городов с металлургическими заводами.  Здесь добывают половину полярных ископаемых Урала: железные руды, медные, никелевые, асбест, золото и др.)

4. В городе Златоуст годовая сумма осадков равна 540 мм, в Челябинске – 390 мм, несмотря на то, что города эти лежат на одной географической широте и на небольшом расстоянии друг от друга. Чем объяснить такую разницу? (город Златоуст лежит на Западном склоне Урала, где еще есть влияние воздушных масс с Атлантического океана, а Челябинск лежит за водораздельным хребтом, на котором осталась часть осадков, поэтому и осадков в городе Челябинске меньше)

 

Параграф 40, 41, ответить на вопрос №2 (стр. 188 письменно)  

Готовятся к уроку

 

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

 

Определяют состав

Выполняют задание

Работа в группах

 

 

 

 

 

Проверка усвоенных знаний

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Уральские горы: географическое положение и природа"

Урок изучения нового материала с использованием технологии критического мышления....

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "

Изучение географического положения и природы Австралии....

План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»

Поволжье. Номер урока №1.  Географическое положение и природа Поволжья....

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»...

План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»

План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...