План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме


Поволжье. Номер урока №1.  Географическое положение и природа Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_revina.doc84 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: «Географическое положение и природа Поволжья»

  1. ФИО (полностью)

Ревина Наталья Николаевна

  1.  Место работы

МБОУ «СОШ №32» г. Энгельса

  1. Должность

Учитель географии

  1. Предмет

География

  1. Класс

9 класс

  1. Тема и номер урока в теме

Поволжье. Номер урока №1.  Географическое положение и природа Поволжья.

  1. Базовый учебник:

География России в 2 книгах. Книга 2: Хозяйство и географические регионы. 9 класс: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений /В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под редакцией В.П. Дронова – 8-е издание, стереотип – М. Дрофа, 2010 – 287с.

  1. Цель урока:

Раскрыть наиболее характерные черты  природы Поволжья; совершенствовать умения самостоятельно устанавливать и оценивать географическое положение района, объяснять проявление географических закономерностей в развитии и размещении компонентов природы Поволжья с использованием  новых информационно - коммуникационные технологий.

  1. Задачи:

- обучающие:

- формировать знание обучающихся об особенностях географического положения и  характерных чертах природы Поволжья

- формировать навыки использования информационных технологий

- развивающие:

- развивать навыки по поиску информации, её обработке, сравнению, описанию и анализу

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление

- воспитательные:

- воспитать информационную культуру

- воспитать бережное отношение к окружающей природе

  1. Тип урока:

       Изучение нового материала

  1. Формы работы учащихся:

       Фронтальная, индивидуальная, парная.

  1.  Необходимое техническое оборудование:  

       Мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  1. Структура и ход урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный

На рабочем столе ученика размещён перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы Интернета

1.Сообщение темы изучения нового материала;

2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала; 3.Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель концентрирует внимание учащихся на наличие перечня ЭОР используемых на уроке, находившихся на столе учащихся.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Ученики концентрируют своё внимание на перечень ЭОР.

3

2

Изучение нового материала

Гипертекст с иллюстрациями (1)

Демонстрационный ресурс Поволжский экономический район (блок 1,2,3).

Гипертекст с иллюстрациями (2)

ЦОР «Речная система Волги»

Гипертекст с иллюстрациями (3)

ЦОР «В зарослях

волжской дельты»

Гипертекст с иллюстрациями (1)

Гипертекст с иллюстрациями (4)

ЦОР «Использование водных ресурсов для нужд с\х»

Организация учителем процесса восприятия, осознания первичного учебного материала. Демонстрационный ресурс Поволжский экономический район (блок 1,2,3). Содержание цифрового образовательного ресурса знакомит с

составом, географическим положением, спецификой природы: тектоническое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы Поволжья. Данные ДЗЗ позволяют наглядно увидеть отличия специфики природы Поволжья по сравнению с другими экономическими районами.

С целью выявления

особенностей ландшафта участков речной системы Волги учитель проводит

демонстрацию цифрового образовательного ресурса «Речная система Волги», где  представлены изображения разных участков речной системы реки: среднее течение в районе Самарской излучины, дельта, которая состоит из большого количества островов, разделенных многочисленными протоками.

Учитель информирует учащихся о том, что в  дельты Волги                      богат и своеобразен животный и растительный мир.

Демонстрирует ресурс «В зарослях

волжской дельты», где представлен текст с рисунками, свидетельствующий о разнообразии флоры и фауны приволжских мелководий у побережья Каспийского моря.

Учитель

задает вопросы после просмотра ресурса.

Учитель сообщает учащимся о том,     что Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами и

демонстрирует

ресурс Поволжье (природные ресурсы, блок 3),

 отмечает важное значение  водных ресурсов, которые используются    человеком в различных целях, особенно для нужд сельского хозяйства.

Демонстрируется ресурс

«Использование водных ресурсов для нужд с\х»

Осознание нового материала. Внимательно и осознанно изучают представленные презентации. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Конспектируют основные понятия.

Изучают ресурс, выявляют особенности ландшафта участков речной системы Волги, записывают в тетрадь.

Усваивают информацию, сообщаемую учителем

Изучают ресурс

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся  

делают запись

в тетрадь

об особенностях ресурсной базы Поволжья, а также о важной роли Волгоградского водохранилища в засушливом климате нижнего Поволжья

24

3

Контроль усвоения знания (закрепление изученного на уроке материала)

Работа с электронной картой Поволжья  (5)

Практическая работа по нанесению учениками дополнительных объектов

Объяснение учащимся работы в парах с практическим модулем по заполнению контурной карты. Карта состоит из ряда базисных слоев (рельеф, гидрография), предназначена для заполнения учащимися в ходе практической работы на этапе закрепления изученного на уроке материала.

Заполнение контурной карты.

15

6

Подведение итогов.

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задание

Домашнее задание: создать презентацию с использованием интернет – ресурсов в которой отобразить образ территории, изучаемой на уроке

Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней работы.

Запись домашнего задания.

3

Приложение к плану - конспекта урока

Тема урока: «Географическое положение и природа Поволжья».

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Гипертекст с иллюстрациями Поволжский экономический район

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями, мультимедиа

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%EE%E2%EE%EB%E6%FC%E5&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=51&subject%5B%5D=28

2.

Гипертекст с иллюстрациями

«Речная система Волги»

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями, презентация

Изображено среднее течение реки в районе Самарской излучины и дельта Волги

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6461fb9b-1662-4cad-976c-314aeae6df17/?interface=pupil&class=51&subject=28

3.

Гипертекст с иллюстрациями

«В зарослях волжской дельты»

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями

Рассматривается богатство и своеобразие животного и растительного мира приволжских мелководий у побережья Каспийского моря

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ca3c1bd-5ae2-4775-adfd-f2b997ef4c0f/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

4.

Гипертекст с иллюстрациями «Использование водных ресурсов для нужд с\х»

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями, презентация

Представлены изображения иллюстрирующие особенности использования водных ресурсов Поволжья

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c1792b6c-d03f-4318-9052-c41d3d84e60a/?interface=catalog&class=51&subject=28

5.

Контурная карта Поволжья  для нанесения учениками дополнительных объектов

Контурная

карта

Карта основывается на базовой карте России из комплекта школьной ГИС.

Карта предназначена для заполнения учащимися контурных карт в ходе программных практических работ

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%EE%E2%EE%EB%E6%FC%E5+%E3%EE%F0%EE%E4%E0&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=51

Примечание

Данный урок разработан с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г). Урок является одной из форм формирования предметных, метапредметных и личностных результатов  обучающихся. Большую помощь на уроке учителю оказывают ЭОР. С помощью ЭОР у учащихся развивается наглядно-образное мышление, повышается познавательный интерес, развиваются практические  навыки   по применению конкретных географических знаний и умений необходимые учащимся как постоянно в повседневной жизни, так и в будущем. Большое внимание на уроке уделяется воспитательному процессу. Любовь и уважение к окружающей природе формируется через практические и информационные модули ЭОР.

Использование ЭОР поможет учителю и учащимся реализовать стандарт второго поколения и с помощью практических заданий выполнить основные требования стандарта «Всё из жизни всё для жизни».



Предварительный просмотр:

                                     Приложение к плану - конспекта урока

                                     Тема урока: Особенности природы.

                            Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d41b444-bbbd-4de9-b585-7ab853cc754c/view/

2.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%CE%C2%CE%CB%C6%DC%C5&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=28

3.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%EE%E2%EE%EB%E6%FC%E5&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=51&subject%5B%5D=28

4.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/13b961f8-821e-430f-9ad9-84cb1865656a/118440/?interface=themcol

Примечание

Данный урок разработан с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г). Урок является одной из форм формирования предметных, метапредметных и личностных результатов  обучающихся. Большую помощь на уроке учителю оказывают ЭОР. С помощью ЭОР у учащихся развивается наглядно-образное мышление, повышается познавательный интерес, развиваются практические  навыки   по применению конкретных географических знаний и умений необходимые учащимся как постоянно в повседневной жизни, так и в будущем. Большое внимание на уроке уделяется воспитательному процессу. Любовь и уважение к окружающей природе формируется через практические и информационные модули ЭОР. В процессе работы на уроке у учащихся воспитывается уважительное отношение к людям проживающих на других материках

Приложение к плану - конспекта урока

Тема урока: Особенности природы.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Гипертекст с иллюстрациями

«Географическое положение Южной Америки»

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями, презентация

2.

Гипертекст с иллюстрациями

«Типовая характеристика Южной Америки».

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями, презентация

Электронный учебный модуль «Типовая характеристика Южной Америки».

Рассматриваемый модуль рассчитан для детей затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Целью данного модуля является: понять главные черты природы Южной Америки, познакомиться с некоторыми важными объектами Южной Америки. Особое внимание уделено изучению географического положения, рельефа, климата, гидросферы, растительного и животного мира Южной Америки.

http://fcior.edu.ru/card/22789/tipovaya-harakteristika-yuzhnoy-ameriki.html

3.

Контурная карта Южной Америки для нанесения учениками дополнительных объектов

Контурная карта

Карта основывается на базовой карте мира из комплекта школьной ГИС.

Карта предназначена для заполнения учащимися контурных карт в ходе программных практических работ

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b70ae43-7683-4524-90a4-51bb580f1b2f/?interface=catalog&class=49&subject=28

4.

Контроль усвоения знаний.

Демонстрация ресурсов

Природные зоны Южной Америки.

Водные ресурсы Южной Америки.

Почвы Южной Америки.

 

Электронные учебные модули. Практическая работа с использованием данных модулей. Гипертекст с иллюстрациями.

Гипертексты с иллюстрациями, презентации рассматриваются характерные особенности природы Южной Америки.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cbb69f5d-0031-42bf-9fde-1dae8057dd60/?interface=catalog&class=49&subject=28

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76ea0758-0c27-47d4-9a2d-2e2b8eb5cc6a/?interface=catalog&class=49&subject=28

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/456895be-a42c-47cb-874b-da3ca2316065/?interface=catalog&class=49&subject=28

8.

Практический модуль Южная Америка – континент равнин и гор. Природа Южной Америки.

Практикум:

Южная Америка – континент равнин и гор. Природа Южной Америки.

Модуль предназначен для закрепления материала по теме Южная Америка – континент равнин и гор. Природа Южной Америки. В данном ЭУМ содержатся практические задания по теме «Природа Южной Америки»

http://fcior.edu.ru/card/10405/yuzhnaya-amerika-kontinent-ravnin-i-gor-priroda-yuzhnoy-ameriki-p2.html

Примечание

Данный урок разработан с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г). Урок является одной из форм формирования предметных, метапредметных и личностных результатов  обучающихся. Большую помощь на уроке учителю оказывают ЭОР. С помощью ЭОР у учащихся развивается наглядно-образное мышление, повышается познавательный интерес, развиваются практические  навыки   по применению конкретных географических знаний и умений необходимые учащимся как постоянно в повседневной жизни, так и в будущем. Большое внимание на уроке уделяется воспитательному процессу. Любовь и уважение к окружающей природе формируется через практические и информационные модули ЭОР. В процессе работы на уроке у учащихся воспитывается уважительное отношение к людям проживающих на других материках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Урок 8 класса по теме "Географическое положение России"

Показать главные черты географического положения России и их влияния на природу и хоз. деятельность населения...

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

план-конспект урока 7 класс по теме Telephoning Each Other

План-конспект урока по теме "Telephoning Each Other". УМК "Enjoy Engllish"  М.З.Биболетова. Тип урока - комбинированный...

План-конспект урока 6 класс по теме: "Географические координаты"

План-конспект урока для 6 класса по теме: "Географические координаты".Учебник на основе авторской программы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Землеведение»....