Технологии сотворчества на уроках географии "Африка глазами Гумилева Н.С."
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Итоговый урок по теме Африка с использованием стихотворений из цикла "Шатер" Н.С.Гумилева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Интегрированный урок литературы и географии.
Африка глазами Н.С.Гумилева
Цель урока: повышение эффективности географического образования посредством формирования географических образов.
Задачи:
Образовательные: создать поэтический образ Африки, закрепить знания о природных особенностях, населении и хозяйственной деятельности людей; повторить изобразительно-выразительные средства поэтической речи.
Развивающие: развивать воображение, образно-логическое мышление, память, ораторские и театральные способности, коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные: сформировать умение слушать и воспринимать поэтический текст, умение сотрудничать и работать в группе.
Оборудование урока: Аппаратные средства:
- мультимедиа-проектор
- (проекционное устройство)
- аудиоадаптер + акустическая система (колонки, наушники)
- микрофон
- интерактивная доска
- персональный компьютер (ноутбук)
Дополнительные средства: физико-географическая карта Африки, театральные декорации, воссоздающие уголок африканской саванны, походную палатку Н.С.Гумилёва.
1 часть. Поэтически – образная. Индукция.
Вступительное слово учителя (2 мин.): Наш урок сегодня не совсем необычный. Мы соединим уроки литературы и географии. В первые дни зимы перенесемся на материк Африка. Мы посмотрим на этот континент глазами поэта и географа – Николая Гумилева. Пусть его поэзия откроет нам новые грани науки географии.
- Афиширование (40 мин.)
Ведущий:
Вступительное слово о Н.С.Гумилеве:
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Царском Селе в семье военного врача, долгие годы прослужившего в Кронштадте, участвовавшего в плаваниях на судах русского флота в самые разные страны мира. По материнской линии Гумилев являлся потомком дворянского рода Львовых, его дедушка и дядя были контр-адмиралами. Отец поэта происходил из семьи священника, поэтому Гумилев прекрасно знал тексты Библии, что нашло отражение в его поэзии и прозе!
В детстве, слушая рассказы отца, Гумилев всегда следил за маршрутом по карте. С большим интересом и даже упоением он предавался игрой в индейцев, «его комната была завалена картонными рыцарскими латами». Маленький Гумилев отличался «абсолютно взрослой храбростью при всей своей милой наивности и редкой вспыльчивостью при бесконечной доброте». Эти качества сохранились в нем на всю жизнь.
Гумилев учился на юридическом, затем историко-филологическом факультетах Петербургского Университета, слушал лекции в Сорбонне. Тогда же в Париже Гумилев начал свои исследования Африки, изучал историю континента, ходил смотреть в парижский зоосад на экзотических животных.
Николай Степанович был женат на Анне Ахматовой. Сын Гумилева и Ахматовой Лев Николаевич Гумилев стал впоследствии историком.
Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Его «душа требовала расстояний и впечатлений». И никто не мог предсказать влияние этих путешествий на последующее творчество поэта. Результат превзошел все ожидания. Так как увлечение переросло в страсть!
Изумительный цикл стихов – «Шатер» он посвятил Африке. Вступлением к сборнику стало такое стихотворение:
Чтец 1 Стихотворение «Вступление»
Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
И, твое раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Обреченный тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о ребра.
Дай за это дорогу мне торную
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем черную,
До сих пор неоткрытую реку;
И последнюю милость, с которою
Отойду я в селенья святые:
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
Ведущий:
На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, прекрасной, несмотря на грубую простоту ее форм, и всегда окруженная дикими зверями. Африка…Какой она была тысячи лет назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где кажется, смеет возвышать голос только Бог. Африка - это новый мир, столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный!
Из Африканского дневника Гумилева.
Гумилев: Приготовления к путешествию заняли месяц упорного труда. Надо было достать палатку, ружья, седла, вьюки, удостоверения, рекомендательные письма и пр. Я так измучился, что накануне отъезда весь день лежал в жару. Право, приготовления к путешествию труднее самого путешествия. 7 апреля мы выехали из Петербурга,9 утром были в Одессе. А 10 на пароходе Добровольного Флота «Тамбов» мы вышли в море. Особенное солнце Константинополя, светлое и не жгучее. В Константинополе к нам присоединился турецкий консул и мы отправились в Порт – Саид. И затем мы вошли в Суэцкий канал.
Чтец 2 Стихотворение «Суэцкий канал»
Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,
Где идут корабли
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.
Сколько птиц, сколько птиц
Здесь на каменных скатах,
Голубых небылиц,
Голенастых, зобатых!
Виден ящериц рой
Золотисто-зеленых,
Словно влаги морской
Стынут брызги на склонах.
Мы кидаем плоды
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.
Арапчата орут
Так задорно и звонко,
И шипит марабут
Нам проклятья вдогонку.
А когда на пески
Ночь, как коршун, посядет
Задрожат огоньки
Впереди нас и сзади;
Те красней, чем коралл,
Эти зелены, сини…
Водяной карнавал
В африканской пустыне.
С отдаленных холмов,
Легким ветром гонимы,
Бедуинских костров
К нам доносятся дымы.
С обвалившихся стен
У изгибов канала
Слышен хохот гиен,
Завыванья шакала.
И в ответ пароход,
Звезды ночи печаля,
Спящей Африке шлет
Переливы рояля.
Ведущий:
Не всякий может полюбить Суэцкий канал, но тот, кто полюбит его, полюбит надолго. Эта узкая полоска неподвижной воды имеет особенную грустную прелесть. …Эти тихие часы на Суэцком канале усмиряют и убаюкивают душу, чтобы потом ее застала врасплох буйная прелесть Красного моря!
Чтец 3 Стихотворение Красное море
Здравствуй, Красное море, акулья уха.
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утесах твоих вместо влажного мха
Известняк, словно каменный кактус. Расцвел.
На твоих островах в раскаленном песке,
Позабыты приливом, растущем в ночи,
Издыхают чудовища моря в тоске:
Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.
С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг,
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелук.
Если негр будет пойман, его уведут
На невольничий рынок Ходейды в цепях,
Но араб несчастливый находит приют
В грязно – рыжих твоих и горячих волнах.
Как учитель среди шалунов, иногда
Океанский проходит средь них пароход,
Под винтом снеговая клокочет вода,
А на палубе – красные розы и лед.
Ты бессильно над ним; пусть ревет ураган,
Пусть волна, как хрустальная встанет гора,
Закурив папиросу, вздохнет капитан:
«Слава Богу, свежо! Надоела жара!»
Целый день над водой, словно стая стрекоз,
Золотые летучие рыбы видны,
У песчаных, серпами изогнутых кос
Мели, точно цветы, зелены и красны.
Блещет воздух, налитый прозрачным огнем,
Солнце сказочной птицей глядит с высоты:
- Море, Красное море, ты царственно днем,
Но ночами вдвойне ослепительно ты!
Только тучкой скользнут водяные пары,
Тени черных русалок мелькнут на волнах,
Нам чужие созвездья, кресты, топоры
Над тобой загорятся в небесных садах.
И огнями бенгальскими сразу мерцать
Начинают твои колдовские струи,
Искры в них и лучи, словно хочешь создать
Позавидовав небу, ты звезды свои.
И когда выплывает луна на зенит,
Ветр проносится, запахи леса тая,
От Суэца до Баб – эль – Мандеба звенит,
Как Эолова арфа, поверхность твоя.<…>
Ведущий: Из письма Гумилева к Анне Ахматовой
Гумилев: «…уже 3 дня я в Каире. Здесь очень хорошо. Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон, или наоборот проснулся на своей родине. Сегодня я не смогу вытерпеть и отправлюсь на охоту, де водятся гиены…Да, возвращение домой будет тяжелым…половина моего сердца навсегда останется здесь, и я вновь с нетерпением буду ждать возвращения в Африку!»
Чтец 4 Стихотворение Египет
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
И такие смешные верблюды,
С телом рыб и головами змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.
Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода<...>
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты<...>
И, томясь по Антонии милом,
Поднимая большие глаза,
Клеопатра считала над Нилом
Пробегающие паруса<…>
Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
-Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир.
Пусть хозяева здесь – англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!
Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот,
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.
Хоть ютится он в доме из ила,
Умирает, как звери в лесах,
Он любимец священного Нила
И его современник – феллах.
Для него ежегодны разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.
И его ограждают пороги
Полосой острогрудых камней
От нежданной полночной тревоги,
От коротких нубийских мечей.
А ведь знает и коршун бессонный:
Вся страна – это только река,
Окаймленная рамкой зеленой
И другой, золотой, из песка.
Ведущий: Из африканского дневника
Гумилев: Навсегда останутся одними из самых волнующих и прекрасных мгновений моей жизни – переправа через разлившиеся реки, сны ночью, проведенные под пальмами, закат солнца в пустыне!
Чтец 5 Стихотворение Сахара
Сахара
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
Солнце клонит лицо с голубой вышины,
И лицо это девственно юно,
И, как струи пролитого солнца, ровны
Золотые песчаные дюны.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,
Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
Пишет кистью лучистой миражи.
Живописец небесный осенней порой
У подножия скал и растений
На песке, как на гладкой доске золотой,
Расстилает лиловые тени.
И, небесный певец, лишь подаст она знак,
Прозвучат гармоничные звоны,
Это лопнет налитый огнем известняк
И рассыплется пылью червленой.
Блещут скалы, темнеют над ними внизу
Древних рек каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,
Ты промолвишь, Сахара похожа.
Но вглядись: эта вечная слава песка —
Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара.
Буйный ветер в пустыне второй властелин.
Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, поднимаясь, песок,
Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
Как гранатовая сердцевина.
И чудовищных пальм вековые стволы,
Вихри пыли взметнулись и пухнут,
Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,
В Тайно веришь — вовеки не рухнут.
Так и будут бродить до скончанья веков,
Каждый час все грозней и грознее,
Головой пропадая среди облаков,
Эти страшные серые змеи.
Но мгновенье… отстанет и дрогнет одна
И осядет песчаная груда,
Это значит — в пути спотыкнулась она
О ревущего в страхе верблюда.
И когда на проясневшей глади равнин
Все полягут, как новые горы,
В Средиземное море уходит хамсин
Кровь дурманить и сеять раздоры.
И стоит караван, и его проводник
Всюду посохом шарит в тревоге,
Где-то около плещет знакомый родник,
Но к нему он не знает дороги.
А в оазисах слышится ржанье коня
И под пальмами веянье нарда,
Хоть редки острова в океане огня,
Точно пятна на шкуре гепарда.
Но здесь часто звучит оглушающий вой,
Блещут копья и веют бурнусы.
Туарегов, что западной правят страной,
На востоке не любят тиббусы.
И пока они бьются за пальмовый лес,
За верблюда иль взоры рабыни,
Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес
Заметают пески из пустыни.
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
И, быть может, немного осталось веков,
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.
И когда, наконец, корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.
Ведущий: Муза Гумилева – это муза дальних странствий. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент. Что и отражено в стихотворении «Жираф».
Стихотворение «Жираф» (звучит песня, под звуки песни показываются слайды)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет,
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселый сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
2 этап: социоконструкция - работа по группам (географический анализ стихотворений)
3 этап: социолизация – выступление ученика в группе с сформулированными выводами, ответами на вопросы по стихотворениям.
4 этап: разрыв - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Обобщение полученных знаний учителем географии по таблицам.
Таким образом, поэтический сборник стихов «Шатер» - это «мини-учебник», «шкатулка знаний географии»!
Стихи передают мысли и чувства поэта, вызванные историей страны, народа и его обычаев. В них есть описание природы, рельефа, климата, природных катастроф. А географические названия указывают нам, в каком месте происходит действие, какова научная суть географического явления.
Финальная часть. Продолжение афиширования.
Ведущий: Когда в августе 1914 года началась война с Германией, Гумилев добровольцем ушел на фронт. Он служил в кавалерийской разведке, был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, получил чин прапорщика. После он вернулся в Россию и окунулся в литературную жизнь Петрограда. В 1921 году был избран председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов.
3 августа 1921 года Гумилев был арестован в своей комнате в Доме искусств по делу «Боевой Петроградской организации», во главе которой стоял Казанцев В.Н. В заговоре Гумилев не участвовал, на допросе никого не выдал. 25 августа Гумилев был расстрелян. О чем пророчески писал в стихотворении «Я и Вы»
Стихотворение «Я и ВЫ»
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой- нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Красочные, живые, образные описания важны для географии. Как сказал известный географ Игорь Михайлович Забелин: «…если на секунду представить невероятное – что в истории человечества никогда не было поэзии,- то можно смело утверждать, что сегодня у нас не было бы и тех блестящих научных достижений, которыми мы по праву гордимся. Не потому, разумеется, что ученый не может жить без поэта, а потому что современная наука не может развиваться без высокой способности к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством».
Рефлексия. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания.
Учитель географии: Ребята, в каких географических местах сегодня побывали?
Учащиеся: Египет, Каир, Красное море, Суэцкий канал, озеро Чад, Нил.
Учитель: Каких животных увидели?
Учащиеся: жирафа, льва, гиену, шакала и т.д.
Учитель: Сегодня на уроке мы увидели Африку глазами восторженного, влюбленного поэта– Н.С. Гумилева.
Учитель: Ребята, мы вас часто спрашиваем – понятно ли вам. А я вас хочу, спросить понравился, ли вам наш сегодняшний урок?
Учащиеся: Да. Было интересно.
Учитель: было живо, красочно, вдохновенно. И объединили мы два предмета литературу и географию, чтобы показать связь науки и искусства.
Комментарий д/з.
Этап урока: рефлексия
Время проведения: неограниченно
Название метода: «Синквейн»
Происхождение метода: разработала в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Цель: формирует у учащихся умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы , делать выводы и кратко их формулировать.
Необходимые материалы: Шаблон Синквейна
Технология проведения:
Слайд на интерактивной доске.
Правила составления дидактического синквейна:
Синквейн –
приём
технологии развития
критического мышления
на стадии
рефлексии.
Основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
СИНКВЕЙН:
обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому
пересказу;
учит формулировать идею
(ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя
хоть на мгновение творцом; получается у всех.
1.Название (1существительное)
2.Описание (2прилагательных)
3.Действия (3 глагола)
4.Чувство (фраза)
5.Повторение сути (1существительное)
Приложение №1.Приложения к конспекту урока
Стихотворение «Суэцкий канал» Стаи дней и ночей Надо мной колдовали, Но не знаю светлей, Чем в Суэцком канале, Где идут корабли Не по морю, по лужам, Посредине земли Караваном верблюжьим. Сколько птиц, сколько птиц Здесь на каменных скатах, Голубых небылиц, Голенастых, зобатых! Виден ящериц рой Золотисто-зеленых, Словно влаги морской Стынут брызги на склонах. Мы кидаем плоды На ходу арапчатам, Что сидят у воды, Подражая пиратам. Арапчата орут Так задорно и звонко, И шипит марабут Нам проклятья вдогонку. А когда на пески Ночь, как коршун, посядет Задрожат огоньки Впереди нас и сзади; Те красней, чем коралл, Эти зелены, сини… Водяной карнавал В африканской пустыне. С отдаленных холмов, Легким ветром гонимы, Бедуинских костров К нам доносятся дымы. С обвалившихся стен У изгибов канала Слышен хохот гиен, Завыванья шакала. И в ответ пароход, Звезды ночи печаля, Спящей Африке шлет Переливы рояля | Вопросы 1.С чем сравнивает поэт корабли, проходящие по Суэцкому каналу? 2.Какие представители животного мира упоминаются в стихотворении? 3.Почему наступление ночи поэт сравнивает с коршуном? | Предполагаемые ответы 1.С караваном верблюжьем, загруженность канала судами. Нет шлюзов, поэтому корабли не задерживаются. 2.Ящериц рой – золотистые, зеленые. Хохот гиен, завыванье шакала. В Пустынных районах солнце резко садится и становится очень темно. |
Стихотворение Красное море Здравствуй, Красное море, акулья уха. Негритянская ванна, песчаный котел! На утесах твоих вместо влажного мха Известняк, словно каменный кактус, расцвел. На твоих островах в раскаленном песке, Позабыты приливом, растущим в ночи, Издыхают чудовища моря в тоске: Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи. С африканского берега сотни пирог Отплывают и жемчуга ищут вокруг, И стараются их отогнать на восток С аравийского берега сотни фелук. Если негр будет пойман, его уведут На невольничий рынок Ходейды в цепях, Но араб несчастливый находит приют В грязно – рыжих твоих и горячих волнах. Как учитель среди шалунов, иногда Океанский проходит средь них пароход, Под винтом снеговая клокочет вода, А на палубе – красные розы и лед. Ты бессильно над ним; пусть ревет ураган, Пусть волна, как хрустальная встанет гора, Закурив папиросу, вздохнет капитан: «Слава Богу, свежо! Надоела жара!» Целый день над водой, словно стая стрекоз, Золотые летучие рыбы видны, У песчаных, серпами изогнутых кос Мели, точно цветы, зелены и красны. Блещет воздух, налитый прозрачным огнем, Солнце сказочной птицей глядит с высоты: - Море, Красное море, ты царственно днем, Но ночами вдвойне ослепительно ты! Только тучкой скользнут водяные пары, Тени черных русалок мелькнут на волнах, Нам чужие созвездья, кресты, топоры Над тобой загорятся в небесных садах. И огнями бенгальскими сразу мерцать Начинают твои колдовские струи, Искры в них и лучи, словно хочешь создать Позавидовав небу, ты звезды свои. И когда выплывает луна на зенит, Ветр проносится, запахи леса тая, От Суэца до Баб – эль – Мандеба звенит, Как Эолова арфа, поверхность твоя.<…> | Вопросы 1.Какими горными породами сложены берега Красного моря? 2.Какие морские животные обитают в Красном море? К каким сравнениям прибегает поэт?
С помощью каких литературных приемов мы видим и слышим Африку? | Предполагаемые ответы 1.Известняком. 2.Чудовища моря в тоске –осьминоги, тритоны и рыбы –мечи. Пароход как учитель среди шалунов Летучие рыбы как стая стрекоз Мели точно цветы, зелены и красны. Сравнения, Эпитеты. |
Стихотворение Египет Как картинка из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера, Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера. И каналы, каналы, каналы, Что несутся вдоль глиняных стен, Орошая Дамьетские скалы Розоватыми брызгами пен. И такие смешные верблюды, С телом рыб и головами змей, Как огромные, древние чуда Из глубин пышноцветных морей. Вот каким ты увидишь Египет В час божественный трижды, когда Солнцем день человеческий выпит И, колдуя, дымится вода<...> Сфинкс улегся на страже святыни И с улыбкой глядит с высоты, Ожидая гостей из пустыни, О которых не ведаешь ты<...> И, томясь по Антонии милом, Поднимая большие глаза, Клеопатра считала над Нилом Пробегающие паруса<…> Здесь недаром страна сотворила Поговорку, прошедшую мир: -Кто испробовал воду из Нила, Будет вечно стремиться в Каир. Пусть хозяева здесь – англичане, Пьют вино и играют в футбол, И Хедива в высоком Диване Уж не властен святой произвол! Пусть! Но истинный царь над страною Не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною Черных буйволов в поле ведет. Хоть ютится он в доме из ила, Умирает, как звери в лесах, Он любимец священного Нила И его современник – феллах. Для него ежегодны разливы Этих рыжих всклокоченных вод Затопляют богатые нивы, Где тройную он жатву берет. И его ограждают пороги Полосой острогрудых камней От нежданной полночной тревоги, От коротких нубийских мечей. А ведь знает и коршун бессонный: Вся страна – это только река, Окаймленная рамкой зеленой И другой, золотой, из песка. | Вопросы 1.Почему так много каналов в Египте? 2.Какого цвета воды в Ниле? Почему? 3.Как вы поняли последние строки стихотворения? | Предполагаемые ответы 1.Земледелие возможно только орошаемое. 2.Рыжие, зеленые,золотистые.В воде много примесей –лессовые отложения. 3.Река-это все. |
САХАРА Все пустыни друг другу от века родны, Но Аравия, Сирия, Гоби - Это лишь затиханье Сахарской волны, В сатанинской воспрянувшей злобе. Плещет Красное море, Персидский залив, И глубоки снега на Памире, Но ее океана песчаный разлив До зеленой доходит Сибири. Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей, Ты в одной лишь пустыне на свете Не захочешь людей и не встретишь людей, А полюбишь лишь солнце да ветер. Солнце клонит лицо с голубой вышины, И лицо это девственно-юно, И, как струи пролитого солнца, ровны Золотые песчаные дюны. Всюду башни, дворцы из порфировых скал, Вкруг фонтаны и пальмы на страже, Это солнце на глади воздушных зеркал Пишет кистью лучистой миражи. Живописец небесный вечерней порой У подножия скал и растений На песке, как на гладкой доске золотой, Расстилает лиловые тени. И, небесный пловец, лишь подаст оно знак, Прозвучат гармоничные звоны, Это лопнет налитый огнем известняк И рассыплется пылью червленой. Блещут скалы, темнеют под ними внизу Древних рек каменистые ложа, На покрытое волнами море в грозу, Ты промолвишь, Сахара похожа. Но вглядись: эта вечная слава песка - Только горнего отсвет пожара, С небесами, где легкие спят облака, Бродят радуги, схожа Сахара. Буйный ветер в пустыне второй властелин, Вот он мчится порывами, точно Средь высоких холмов и широких долин Дорогой иноходец восточный. И звенит и поет, поднимаясь, песок, Он узнал своего господина, Воздух меркнет, становится солнца зрачок Как гранатовая сердцевина. И чудовищных пальм вековые стволы, Вихри пыли взметнулись и пухнут, Выгибаясь, качаясь, проходят сквозь мглы, Тайно веришь - вовеки не рухнут. Так и будут бродить до скончанья веков, Каждый час все грозней и грознее, Головой пропадая среди облаков, Эти страшные серые змеи. | Но мгновенье... отстанет и дрогнет одна И осядет песчаная груда, Это значит - в пути спотыкнулась она О ревущего в страхе верблюда. И когда на проясневшей глади равнин Все полягут, как новые горы, В Средиземное море уходит хамсин Кровь дурманить и сеять раздоры. И стоит караван, и его проводник Всюду посохом шарит в тревоге, Где-то около плещет знакомый родник, Но к нему он не знает дороги. А в оазисах слышится ржанье коня И под пальмами веянье нарда, Хоть редки острова в океане огня, Точно пятна на шкуре гепарда. Но здесь часто звучит оглушающий бой, Блещут копья и веют бурнусы. Туарегов, что западной правят страной, На востоке не любят тиббусы. И пока они бьются за пальмовый лес, За верблюда иль взоры рабыни, Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес Заметают пески из пустыни. Потому что пустынные ветры горды И не знают преград своеволью. Рушат стены, сады засыпают, пруды Отравляют белеющей солью. И, быть может, немного осталось веков, Как на мир наш, зеленый и старый, Дико ринутся хищные стаи песков Из пылающей юной Сахары. Средиземное море засыпят они, И Париж, и Москву, и Афины, И мы будем в небесные верить огни, На верблюдах своих бедуины. И когда наконец корабли марсиан У земного окажутся шара, То увидят сплошной золотой океан И дадут ему имя: Сахара. <1918-1921> Вопросы 1.Почему поэт пишет, что «песчаный разлив Сахары» доходит до Сибири? 2.О каком явлении говорится в 5 четверостишье? Почему оно характерно для пустыни? 3. Каковы последствия действия ветра в пустыне? (выберите из стихотворения).С кем сравнивает ветер поэт? С дорогим восточным иноходцем. |
Приложение №2
Синквейны учащихся
Наумова Валерия Африка Скрытная, дикая Страдает, развивается, умирает «Этот материк поражает меня» С одной стороны он процветает, с другой – гибнет…» Часть планеты | Бухтенкова Елена Африка Жаркая,солнечная Влюбляет, восхищает, отпускает Это новый мир так непохожий на наш Божественная | Мельник Катя Африка Пустынная, опасная Завораживает, привлекает, очаровывает Африка-прародина людей Часть планеты |
Кабина Мария Африка Дикая, дивно – прекрасная Очаровывает, манит, ужасает «Оглушенная ревом и топотом, облаченная в пламя и дымы…» Исполинская груша | Архипова Виктория Африка Песчаная, опасная Очаровывает, восхощает,вдохновляет Увидев, захочется вернуться Мир пустынь | Матвеева Александра Африка Живая,загадочная Шумит, пугает, завораживает Это новый мир столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный Чудо… |
Приложения к конспекту урока.
Приложение №2
Синквейны учащихся
Наумова Валерия Африка Скрытная, дикая Страдает, развивается, умирает «Этот материк поражает меня» С одной стороны он процветает, с другой – гибнет…» Часть планеты | Бухтенкова Елена Африка Жаркая, солнечная Влюбляет, восхищает, отпускает Это новый мир так непохожий на наш Божественная | Мельник Катя Африка Пустынная, опасная Завораживает, привлекает, очаровывает Африка-прародина людей Часть планеты |
Кабина Мария Африка Дикая, дивно – прекрасная Очаровывает, манит, ужасает «Оглушенная ревом и топотом, облаченная в пламя и дымы…» Исполинская груша | Архипова Виктория Африка Песчаная, опасная Очаровывает, восхищает, вдохновляет Увидев, захочется вернуться Мир пустынь | Матвеева Александра Африка Живая, загадочная Шумит, пугает, завораживает Это новый мир столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный Чудо… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Спички - глазами химика"
Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57847.jpg)
конспект урока "Печорин глазами женщин"
данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192084-1359549348.jpg)
Конспект урока "Мир глазами поэта"
Цель урока:· формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192084-1359549348.jpg)
Конспект урока "Мир глазами поэта"
Цель урока:· формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-398276-1391525219.jpg)
Методический семинар:"Современный урок литературы глазами учителя".
Самое главное на уроке литературы - живое общение учителя и ученика. Современные технологии должны быть только помощниками учителя, но не заменять его....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-1285853-1604481108.jpg)
использование интеллект-карт (сотворчество на уроках литературы) в 5 классе.
конспект урока с использованием метода интеллект-карты как приёма визуализации учебного материала....