Главные вкладки

    Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии
    методическая разработка по географии по теме

    Дюкарева Анна Станиславовна

    В работе предложены упражнения на развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии и алгоритм выполнения этих упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_vnimaniya.doc139 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии

    Дюкарева Анна Станиславовна, заместитель директора по УВР, учитель географии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга

    (e-mail: dukareva79@mail.ru)

    В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» - ключевые задачи современной школы, определенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 04 декабря 2010 года. Главная стратегическая цель Петербургской Школы выражена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России. Следовательно, всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного интеллектуального развития в условиях качественного школьного образования.

    В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.

    Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни как внимание. Если говорить о школьной жизни, то именно вниманием достаточно часто объясняются успехи в учебе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи.

    Еще одним важным процессом организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания является память. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира.

    Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

    Богатыми возможностями для развития внимания и памяти учащихся обладает такой школьный предмет как география. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания физики, химии, литературы, математики, биологии.

    Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходить под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

            География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников необходимо, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения.

    Для развития внимания и памяти на уроках географии можно использовать разнообразные задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания и памяти, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания и памяти, но и дать алгоритм решения подобных задач. Хочу привести примеры заданий на развитие внимания и памяти для учащихся 6-го класса, данные задания основаны на материалах учебного курса географии.

    Упражнения на развитие внимания

    1. Тема «Гидросфера», урок «Озера»

    ЗАДАНИЕ: Найдите ошибки, допущенные в тексте.

    Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - соленые и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера.

    Большинство озер имеет естественный отток в форме реки или потока, но некоторые не имеют, и теряют воду исключительно испарением и/или подземной утечкой. Их называют окраинными озерами.

    Правильный ответ: Огромное количество озер на Земле - пресные и большинство лежат в Северном полушарии в более высоких широтах.

    Как выполнить данное задание: внимательно прочитайте текст, затем читая отдельно каждое предложение, пытайтесь найти не соответствия. Например, второе предложение, в Северном полушарии в более высоких широтах количество выпадающих осадков больше чем испарение, и значит, большую часть озер данной территории будут составлять пресные озера.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Части мирового океана»

    ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное географическое понятие, дайте ему определение.

    лаовркнегуцдвыолапаимьвбудлвоар

    воарпдфщленгбслвдыжфэфэфжфдвл

    жфдылвоаркнеморесрвоылфдфоврра

    ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное название океана, определите его максимальную глубину:

    эфжыдвлаопрюябчьстмиихйзцщушшк

    эжтихийлвоэфжыдвлаопршкгнцнствл

    гноащцдьэвоарпхйзущкшгьибмючбьы

    Как выполнить данные задания:

    1. выполнение данного задания начинается с верхней строчки с первой буквы, к первой букве добавляем вторую, складываем в слог, добавляем третью, четвертую. Если в результате сложения первых четырех букв не возникаем зашифрованное слово, то убираем первую и добавляем пятую так до тех пор, пока не сложится нужное слово (понятие, название географического объекта, термин и другое).

    2. попробуйте причитать всю строку целиком как одно слово.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Реки»

    ЗАДАНИЕ: Исключите лишнее название. Свой выбор обоснуйте.

    Волга, Объ, Амазонка, Инд

    Как выполнить данное задание: Для начала определите, что за объекты указаны, в данном случае указаны реки. Далее определите, по каким признакам нужно характеризовать реки (местоположение, длина, площадь водосборного бассейна, режим и т.д.), из указанного перечня определите общие черты и различия. Местоположение – три реки протекают на территории Евразии, одна в южной Америке (Амазонка), Длина и площадь водосборного бассейна всех рек разная, режим – две замерзают, две нет и т.д. Оценив по всем характеристикам, найдите верный ответ (Амазонка – протекает в Южной Америке).

    1. Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

    ЗАДАНИЕ: Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Южной Америки, назовите эту вершину. 132931571

    1-А

    9-Н

    5-Г

    4-Б

    3-К

    8-В

    7-У

    6-Й

    2-О

    Как выполнить данное задание: предложено числовое поле 3х3. Каждой цифре соответствует буква. Задание выполняется таким образом: цифра 1, пишем букву А, потом цифра 3, пишем букву К, далее цифра 2, пишем букву О, цифра 9, пишем букву Н и т.д. При успешной работе должно получиться зашифрованное слово (АКОНГАКУА)

    1. Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

    ЗАДАНИЕ: Расшифруйте анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в нее букв).

    1.ТЭЕРВЕС 2. МБОНАЛН 3. ААОНГУККА 4. ЛУБХЕА 5. ДПЕАОБ

    Как выполнить данное задание: Анаграмма - вид простейшего шифра, когда слово разделяется на буквы, и из этих букв составляется набор букв. Нужно одолеть анаграмму и реконструировать спрятанное в ней слово. Анаграмма расшифровывается путем перестановки букв. Например: ТЭЕРВЕС в расшифрованном виде значит ЭВЕРЕСТ, а МБОНАЛН — МОНБЛАН.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Реки»

    ЗАДАНИЕ: Отгадайте метаграмму:

    Я - сибирская река,

    Широка и глубока.

    Букву «е» на «у» смени –

    Стану спутником Земли.

    Как выполнить данное задание: Метаграммы - слова-загадки, в которых путем замены одной буквы на другую, можно получить новое слово. Выберите одно из двух понятий (река или спутник), замените в данном слове указанные буквы («е» на «у» или наоборот) получите второе слово (Лена - луна).

    Упражнения на развитие памяти

    1. Тема «План и карта», урок «Градусная сетка»

    ЗАДАНИЕ: Не глядя на карту, дайте правильный ответ.

    1. Россия располагается восточнее или западнее Франции?
    2. Какой город южнее Москва или Санкт-Петербург?
    3. Австралия или Антарктида севернее?
    4. Какой материк Северная или Южная Америка располагается южнее?

    Как выполнить данное задание: Вспоминаем местонахождение указанных объектов относительно градусной сетки (экватора и нулевого меридиана). Если нужно определить восточнее или западнее располагается объект, то рассматриваем положение относительно нулевого меридиана, если – южнее или севернее, то относительно экватора. Рассмотрим выполнения данного задания на примере вопроса № 1. Россия находится к востоку от нулевого меридиана, а Францию нулевой меридиан пересекает, значит, Россия располагается восточнее Франции.

    Упражнения на развитие внимания и памяти

    1. Тема «Литосфера», урок «Повторение. Литосфера»

    ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы теста.

    Рабочее поле

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    ТЕСТ

    1. ВНИЗ Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом:

    1. Желтым              2. Зеленым        3. Коричневым

    2. ВПРАВО Какой цифрой на рисунке обозначен кратер

    3. ВВЕРХ Выберите правильный ответ:

    Самый высокий действующий вулкан в нашей стране:

    1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий

    4. Ключевская Сопка.

    4. ВЛЕВО Выберите правильный ответ:

    Равнина, высотой до 200м. называется:

    1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем 3.Низменностью.

    1. ВНИЗ Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон

    6. ВПРАВО Найдите «белую ворону»:

    1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау

    Как выполнять данное задание: Отвечая на вопросы теста, перемещайтесь в указанном направлении на количество клеток, соответствующее номеру ответа. Начало движения в указанной точке. Укажите координаты конца пути.

    Пример решения:

    Рабочее поле

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Начало пути Б2

    Конец пути В3

    ТЕСТ

    1. ВНИЗ Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом:

    1. Желтым 2. Зеленым 3. Коричневым (1 ход – три клетки вниз)

    2. ВПРАВО Какой цифрой на рисунке обозначен кратер - цифра 2

    (2 ход – две клетки вправо)

    3. ВВЕРХ Выберите правильный ответ:

    Самый высокий действующий вулкан в нашей стране:

    1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий

    4. Ключевская Сопка. (3 ход – четыре клетки вверх)

    4. ВЛЕВО Выберите правильный ответ:

    Равнина, высотой до 200м. называется:

    1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем

    1. Низменностью. (4 ход – три клетки влево)

    5. ВНИЗ Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон - цифра 2 (5 ход – две клетки вниз)

    6. ВПРАВО Найдите «белую ворону»:

    1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау

    (6 ход – две клетки вправо)

    Опыт использования представленных упражнений на уроках позволяет с помощью систематической диагностики памяти и внимания фиксировать улучшение показателей этих видов психологических процессов у учащихся.

    Литература.

    1. Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
    2. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
    3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
    4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
    5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
    6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
    7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
    8. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
    9. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. :Рольф, 2000.
    10. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы...

    Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

    В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

    Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии

    Формирование мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии....

    Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

    Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

    Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии

    Курсовая работа на тему «Развитие коммуникативной компетентности  у учащихся на уроках географии») на IV городском учебно-методическом семинаре  «Системно-деятельностный подход в преподавани...

    Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

    Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

    Развитие экологической культуры у учащихся на уроках географии и биологии через систему заданий.

    На протяжении своей работы я собрала сведения, при помощью которых учащиеся смогут изучить природные явления и процессы на примере быта, деятельности народа своей малой Родины. Это вопросы сопоставлен...