"Памятка приемов технологии развития критического мышления для учащихся к урокам географии"
учебно-методическое пособие по географии по теме

Ежкина Наталья Алексеевна

К технологии критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) еще недавно относились как к интересной новинке. Сегодня эту технологию внедряют многие учителя на разных предметах. Я постаралась создать небольшую памятку для учащихся в виде небольшого иетодического пособия к урокам географии. Она может помочь и молодым педагогам, изучающим эту технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchenikov.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для учащихся

к урокам географии.

«Памятки приемов технологии развития критического мышления»

  1. Прием «Представление информации в кластерах»

Кластеры (блоки идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала. Делая какие – то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

        РИСУЙ АККУРАТНО!!!

Графическое представление размещения информации в кластере

Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: Это наша тема. Вокруг нее – планеты, т. е крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, или на стадии рефлексии.

2. Прием ЗХУ

Данный прием был разработан Донной Огл. Чаще всего он используется, когда обучающихся необходимо настроить на выполнение самостоятельной работы. Данная работа представляется в виде таблицы.

 «Знаем – хотим узнать – узнали»

Знаю (что мы знаем)

Хочу узнать (что мы хотим узнать)

Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать)


Категории информации (категории информации, которыми мы намерены пользоваться)

Источники информации (источники, из которых мы намерены получить информацию)

Для эффективного использования данного приема необходимо помнить некоторые рекомендации автора:

Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте рассказ преподавателя).

Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий информации», включите в него новые категории (после работы с новой информацией), запишите это.

Поработайте с третьей частью таблицы. В ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Запишите новую и интересную информации, которую вы получили на занятии.

Если текст не дал Вам исчерпывающей информации и возникли новые вопросы, таблица может выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Хочу узнать (новые вопросы)

Узнал

(новые источники информации)

3. Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой

В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

ИНСЕРТ

I – interactive                самоактивизирующая                «V» - уже знал

N – noting                системная разметка                        «+» - новое

S – system                для эффективного                        «-» - думал  иначе

E – effective                чтения и размышления                «?» - не понял, есть

R - reading and        вопросы

T - thinking

При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:

1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

ИНСЕРТ

V

+

-

?

После заполнения таблицы, информация представленная в ней может стать предметом обсуждения на уроке, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально. В таблицу писать  ключевые слова или фразы, а не целые предложения. 

4. Прием «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Россия

Огромная, многонациональная, разнообразная

Любить, защищать, учить

Моя – Родина

Где родился, там и пригодился

5. Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда

Часто, в тексте автор ставит перед читателем различные проблемы. Это прекрасный повод для задействования навыков критического мышления. Читатель задумывается о том, как бы он сам решил эту проблему. Иногда его метод отличается от того, который предложен автором текста.

Дж. Брэмсфорд разработал способ, который может помочь учащимся «идеально» подойти к решению проблемы», и который называется IDEAL.

Стратегия IDEAL

I — Выделите в тексте проблему.

D — Опишите ее (выявите ее суть).

Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.

А — Действуйте (решайте).

L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

1. Учащимся предлагается выбрать отрывок текста, в котором описана проблема, требующая решения.

2. После того, как ученики прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Для работы в данном режиме предлагается следующая таблица:

Лист для решения проблем

1. Какую главную проблему должны решить герои?

2. Какой важной информацией снабдил Вас автор?

3. Что еще Вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?

4. Каковы три главных способа решения проблемы?

5. Какой из выбранных Вами способов наилучший?

Почему?

Ученики работают в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы.

3. После окончания данной работы преподаватель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее, классу необходимо выбрать два способа из всего разнообразия возможных решений проблемы в процессе дискуссии «Совместный поиск», отмечая при этом все плюсы и минусы этих способов.

4. В заключительной части модельного урока можно сравнить выбранные учениками способы решения проблемы с тем, который предложил сам автор текста. Преподаватель читает текст до конца.

6. Таблица ПИМ

Автор Эдуард Боно для чтения не эмоционально окрашенных текстов.

1. Прежде, чем учащиеся начнут читать текст, предложить им нарисовать таблицу из трех граф:

«+»

«-»

«?»

2. «Плюс» - сюда записываются те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего»? (для ученика, для взрослых, для человечества, для государства)

3. «Минус» - в нее записываются те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» (для кого бы то ни было)

4. «Интересно» обозначается «?»- предназначена для записи различных интересных фактов, мыслей, предположений. Даже если будет одна запись это прекрасно. По моим наблюдениям, такой вид таблицы подходит для сложных, неинтересных текстов.

7. Прием "Тонкие и толстые вопросы"

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.

8. Прием «Верите ли, вы …»

Например. Урок по теме «Австралия»

1) что Австралия – самый сухой материк?

2) что в Австралии есть кенгуру и утконосы?

3) что Австралия принадлежит России?

4) что в Австралии на Новый год бывает очень жарко Деду Морозу?  

5) что посередине  Австралии проходит экватор?

Предлагается заполнить таблицу в начале урока , по ходу урока можно корректировать таблицу.

В начале урока

№1

№2

№3

№4

№5

«верю»

«не верю»

В конце урока

«верю»

«не верю»

9. Прием «Верные и неверные утверждения»

Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Утверждения

(данные учителя)

До чтения

(слушания)

После изучения материала

11. «Перепутанные логические цепочки»

Обучающимся предлагаются перепутанные логические цепочки процессов и явлений, они должны расставить в правильной последовательности.

12. Вопросы «Кто?», «Что?», «Когда», «Где», «Почему?»

Зачитать короткую занимательную информацию. Учащиеся  отвечают на все пять вопросов. Если на некоторые вопросы нет ответов  в информации, пусть попробуют домыслить, где это могло происходить, когда и т.д. Пусть попробуют изложить содержание рассказа в одном предложении, содержащем ответы, на все пять вопросов. Информация будет полной, если обучающиеся смогли ответить на все эти пять вопросов.

13. Прием «Концептуальная таблица»

Объект сравнения

Африка

Австралия

Южная Америка

Линия сравнения

Географическое положение

Климат

Растительный и животный мир

14. Прием «Т-таблица»

Если на уроке изучаешь два или несколько похожих объекта, то я использую этот прием. Например, пустыня Сахара, пустыня Намиб.

Отличительные признаки первого объекта

(река Амазонка)

Общие одинаковые параметры для сравнения

Отличительные признаки второго объекта

(река Нил)

Географическое положение

Источники питания

Где берет начало? Куда впадает?

Направление течения

Режим реки

15. Прием «Эссе» (пятичастное), семь предложений

1. Введение (это актуальность)

2. Тезисы (главная идея)

3. Три аргумента, доказательства тезиса

4. Перефразировка тезиса

5. Вывод (перспектива).

16. «Мозговая атака»

Мозговая атака – очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат основой для серьезного поиска решений. Мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления. Как показала практика, использование данного приема очень эффективно: из множества предложенных идей всегда можно выбрать наиболее подходящий, остроумный способ решения данной проблемы.

17. Прием «Автобусная остановка»

По изученной теме на стадии рефлексии предлагается обучающимся записать на листочке, какие вопросы остались не выясненными. Что не понял? Далее учащиеся помещают эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда» друг за другом. С этих вопросов начинается следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...

Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...