Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
статья по географии по теме

 В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь эти изменения относятся к нам учителям. Веление времени требует по - иному осмыслить роль педагога в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

Бабина Наталья Васильевна учитель географии МБОУ СОШ №28 п. Мостовской Краснодарского края.

 В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь эти изменения относятся к нам учителям. Веление времени требует по - иному осмыслить роль педагога в образовательном процессе.

Долгие годы учитель выступал в роли ретранслятора знаний, то есть передавал их ученикам. Но сегодня в школе нужен учитель – управленец,  который может глубоко и грамотно провести педагогический анализ, создать комфортные условия  для каждого ученика с учётом его психофизиологических параметров, ориентируя его на успех и рост его учебных возможностей. География наряду с математикой, химией, биологией, физикой является структурно-ориентированным предметом, где познание мира идёт через жёсткие,  наперёд заданные алгоритмы без субъективизма, в отличии от  истории, преподавание которой вызывает определённые трудности. Так почему же практически у каждого учителя есть дети с очень низкой мотивацией к изучению географии, ученики, которым надо ставить «2».

 С одной стороны учитель,  имеющий большой  педагогический опыт и разнообразие всевозможных средств, форм и методов обучения, а с другой разнообразие  учащихся. И создаётся тупиковая ситуация, эти разнообразия никак не могут встретиться.  В своей практике  я не первый год  применяю технологию личностно-оринтированного обучения, как фактор повышения качества обучения и учебного успеха ученика. Данная технология довольно подробно описана авторами Н.Л. Галеевой, Н.Л. Мельничук в методической литературе «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии».

Технология личностно- ориентированного обучения предусматривает переход от предметно-ориентированного обучения и предлагает привести формы учебной работы в соответствие с индивидуальными особенностями учеников.  К сожалению, по статистике более 70% учителей затрудняются в определении форм и дозы педагогической помощи в освоении школьного предмета. Задайте себе вопрос, что  я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность?   Какие условия создаёт для  успеха ученика концепция учителя предметника, наставника или партнёра?  Ведь успех ученика понимается не только как увеличение усвоенной им учебной информации, но прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.  

В структуре учебного успеха ученика  учителю необходимо анализировать около 10 параметров:

  1. «Знаю» - объём и качество знаний  (обученность),  оцениваемые отметкой по предмету;
  2. «Умею» - предметные и общеучебные навыки  (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные);
  1. Организационные умения и навыки - это самостоятельное планирование учеником своей деятельности, организация ведения записей в тетрадях, навык самооценки;
  2. Коммуникативные   это развитие монологической речи, умение вести диалог, работать в паре, команде;
  3. Информационные - это навык смыслового  чтения,  умение выделять главное в тексте, ставить вопросы, читать «слепые» тексты,  умение «сворачивать» и «разворачивать»  информацию,  вести наблюдения, использовать  ТСО,  ПК, ТV;
  4. Мыслительные - это проводить анализ, синтез, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, то есть развивать географическое мышление  на основе реализации психофизиологических функций головного мозга;
  1. «Могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы:  
  1. внимание - объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключение внимания;  
  2. память -  словесно-логическая, наглядно-образная, двигательно-моторная, эмоциональная;  
  3.  модальность -   наиболее комфортный для ребёнка канал приёма, переработки и выдачи информации  (аудиалы, визуалы, кинестики);
  4.  доминирование полушарий мозга – «правополушарники», « левополушарники», « равнополушарники».

Следует иметь в виду, что «чистых» аудиалов, визуалов и кинестиков  нет, поэтому урок должен содержать все   способы подачи материала. Например,  при изучении темы «Постоянные ветры» для аудиала наиболее  приемлемым является  словесно-логический уровень памяти, то есть определение, термин  «Что такое пассаты?», для визуала  наглядно - образная память в виде рисунка, а для кинестика наиболее приемлемым будет опыт  с наливание воды в воронку, где будет  наглядно проявляться отклоняющая сила Кариолиса.  Доминирование полушарий мозга, функциональная ассиметрия - это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария.  Каждое полушарие специализируется на определённых видах деятельности.  Если включается левое полушарие, человек действует как аналитик, разбирая информацию на составные части, если правое - человек испытывает ощущения, возникшие интуитивно, без анализа, помнит образы и чувства.  Для учителя важно знать у каких учеников  ярко выражено доминирование правого или левого полушария. Для примера приведу  метод  И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: молоко, собака, мычать, кошка, мясо, лаять, мяукать, трава, корова. Ученик должен разложить эти карточки на 3 группы по смыслу.  Если ученик делит  слова в соответствии  с их формальными признаками  (в одну группу попадают  все названия животных: собака, кошка, корова, в другую – глаголы, в третью - то, что едят животные), то скорее всего, этот ребёнок реализует «левополушарный» тип мышления. Ребёнок с доминирование правого полушария соберёт  из слов три образа (кошка + молоко + мяукать; собака + мясо +лаять; корова + трава + мычать).  Если ребёнок собирает  одним способом, но видит в данном задании и другой способ, то в данном случае испытуемый не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и можно назвать его «равнополушарным». Следует признать, что на уроках географии наиболее высоких результатов добиваются ученики с доминантой левого полушария. Пример тестовых заданий на развитие  «западающих» полушарий:

  1. для «правополушарника»  на развитие левого полушария:

       Определите в  каком климатическом поясе половодье наступает летом, реки не замерзают ?

       а) экваториальный   б) субтропический   в)    умеренный континентальный                                        

       2)   для «левополушарника» на  развитие правого полушария:

       Выберите ответ с характерными чертами  для субтропического пояса:

       а) реки полноводны весь год, не замерзают;           б) в сухое время года реки пересыхают;

       в) половодье наблюдается зимой;                               г) зимой реки промерзают до дна.

       Все психофизиологические параметры зависят  от генотипа, то есть имеют в основе  

       наследственность, но поддаются корректировке  диапазона наследственности и требуют  

       тренировки деятельности.

  1. «Хочу» - уровень развития мотивационно-потребностной сферы,  один из важнейших параметров индивидуального  стиля учебной деятельности. Вопрос «Что я хочу?» проигрывает в объективности  по  сравнению с вопросами «Что я могу?», «Что я умею?», «Что я знаю?».   Подростки уже могут задумываться  на каком уровне развития находится  «хочу»  в структуре его учебного успеха. Можно выделить от самого низкого к самому высокому 4 уровня мотивации:  базовый или биологический, познавательный, социальный, социально-духовный. Нет смысла давать ученику, находящемуся на биологическом уровне мотивации  провести исследование, создать проект, он к этому  не готов. Задания надо давать, исходя из соответствующего ему уровня мотивации, так как  чем выше уровень мотивации, тем шире понятие.

В момент возникновения самых разнообразных педагогических ситуаций   учитель должен уметь осуществлять наиболее трудоёмкую педагогическую компетенцию – педагогический анализ.  Педагогический анализ – это и сама непосредственная деятельность учителя по определению значения выделенных педагогически значимых параметров, или иначе говоря  - начальный этап реализации педагогической технологии.



Предварительный просмотр:

Примеры учебных приёмов, видов и форм учебных заданий с    развивающим   потенциалом на уроках географии.

Бабина Наталья Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ №28 п. Мостовской    Краснодарского края.

  1. Географические цифровые диктанты  «Я утверждаю». Учитель читает утверждения, ученики цифрами «1» отмечают верные ответы, «0» неверные. Обмениваются тетрадями для взаимопроверки и выставления оценки,  если  позволяют технические возможности можно вывести  задание на экран.
  1. Большинство крупных рек Африки относятся к бассейну Атлантического океана;
  2. На северо-западе Африки находятся молодые складчатые горы Атлас;
  3. Нил – самая полноводная река Африки;
  4. Португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, обогнув Африку;
  5. В экваториальном поясе Африки в течение года господствуют 2 воздушные массы.

Да – 1;   Нет – 0.

Если остановиться на данном этапе проверки и выставления оценок, то это  не даст объективной картины усвоения материала. Необходимо выяснить какой процент учеников испытывает затруднения по отдельным заданиям, если из класса 1-3 ученика не справились с тестом, то это показатели данных учащихся, если таких большинство,  то это уже проблема учителя и необходима корректировка  знаний. В таких тестах целесообразно включать задания как  на воспроизведение знаний, так  и вопросы, требующие анализа и других мыслительных операций. Приём позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности, обучает концентрации внимания, развития мыслительных навыков.

  1. Починить логическую цепочку:

а)  области ВД и НД            г) ветровые течения                       б) постоянные ветры

в) неравномерное нагревание земной поверхности          

Задание хорошо развивает мыслительные ОУУН, кинестический канал приёма и передачи информации (карточки в руках), развивает правополушарное мышление.        

  1.   Решить развивающий канон:
  1. Россия – Москва                   2)    Евразия – м.  Рока

       Египет - ?                                       Австралия – М. Стип-Пойнт

       Франция - Париж                       Африка - ?                                              

Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых, требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Наиболее эффективным будет устное решение, когда ученики будут проговаривать ответ, слова-связки. Это один из наиболее развивающих приёмов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.

  1. Приём «мозговая атака» или работа класса на одну цель:

Я загадала точку на карте  (Южный полюс) или географический объект (например, Гибраалтарский пролив),  ученики путём выдвижения предположений должны определить о какой географической точке или объекте  идёт речь. Учитель может отвечать только «да» или «нет». Приём учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных ОУУН от учащихся, хорошо развивает мыслительные навыки,  словесно-логическую память, требует концентрации внимания.

  1. Найти общее и различия:
  1. тундра, степь, пустыня

Задание хорошо как для «правополушарников», так и для «левополушарников», развивает все виды памяти, мыслительные навыки. Можно расширить  задание, предложив детям изобразить  различия  и сходства  природных зон пантомимой, мимикой, что  позволит задействовать кинестический  и визуальный канал приёма и выдачи информации.

  1. Приём «развернуть» информацию:

На рисунке представлена диаграмма тропического пояса, надо рассказать так, чтобы Эндрю, который живёт в экваториальных лесах Африки,  увидел  существенные отличия  основных показателей климатических поясов. Развиваются информационные, коммуникативные ОУУН,   наглядно-образная память, правополушарное мышление.

  1. Найти ошибку «третий лишний»:
  1. Москва      2) пассаты   3) осадки от 500-1000мм

Приём достаточно хорошо известен, развивает мыслительные навыки, память, концентрацию внимания,  требуется ресурс как лево, право, так и равнополушарного мышления.

  1.  Учитель представляет три рисунка, на которых  изображены населённые пункты с акцентом на разную крутизну крыш жилых домов в   Калининграде,  в Ярославе и в Дербенте. Поэтапные вопросы «от образа к слову»  что дети видят  на рисунках, какие различия между рисунками,  каковы причины этих различий направлены на развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Такие задания хорошо тренируют межполушарное взаимодействие, так как требуется найти и общее и различия, развивают мыслительные навыки, визуальный канал информации.
  2. Провести исследования в виде эксперимента по  заданному алгоритму:

Почему летом люди предпочитают одежду светлых тонов, а зимой наоборот?

  1. Можно предложить  детям взять два листа бумаги  (белый и чёрный) и  положить их в солнечный день на солнце, через 15 минут потрогать  оба  листа. Сделайте вывод.
  2. Более точное измерение провести следующим образом, если в чёрный пластиковый стакан и белый  стакан налить воду и  оставить на 1 час на солнце, измерив затем температуру термометром в каждом стакане. Сделайте выводы.

На основе двух экспериментов ученики подводятся  к ключевым географическим закономерностям о неравномерном нагревании земной поверхности,  воды и суши,  пашни, леса,  песчаных и ледяных пустынь. Здесь задействованы все психофизиологические параметры, развиваются все умения и навыки.  Сильным ученикам можно поставить только цели.

  1. Заполните слепой текст  пропущенными словами:

_______ пролив соединяет Чукотское море________  океана с _________ морем_________ океана и разделяет __________ и  США,  Евразию и _______________.

Задание работает на концентрацию и устойчивость внимания, памяти, задействован визуальный канал  информации,  ресурс межполушарного взаимодействия, направлен на развитие информационных и мыслительных навыков.

  1. Решить смысловые пропорции:
  1. Мадагаскар – остров,   Африка - ?
  2. Евразию омывают 4 океана, Африку - ?
  3.  Евразия первый по площади материк, Северная Америка - ?
  4. Россия – русский язык, Египет -?
  5. Верблюд – пустыня, зебра - ?

Развивает концентрацию и устойчивость внимания, словесно-логическую память, аудиальный канал  приёма информации, мыслительные навыки.

  1. Создаём «шифровку»:

Учитель диктует термины, понятия, названия объектов, их характеристики, ученики записывают их по порядку в виде символа, условных знаков (нельзя использовать буквы). Через определённое время  (после двух-трёх смен видов деятельности)  надо вернуться к зашифрованному списку и восстановить его уже в словах.  Прекрасная тренировка образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия.

Бабина Н.В. учитель географии

МБОУ СОШ №28

 п. Мостовской Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры учебных приёмов, видов и форм учебных заданий с развивающим потенциалом на уроках географии.

Если остановиться на данном этапе проверки и выставления оценок, то это  не даст объективной картины усвоения материала. Необходимо выяснить какой процент учеников испытывает затруднения по отдел...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности  является образование. Образовательное учреждение на данном этапе ее развития становится важнейшим звеном в формирова...