Образовательная программа «География России. Отечествоведение» 8-9 классы (136 ч, 2 ч в неделю)
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Холкина Наталья Викторовна

 

В 8 классе изучается первая часть курса «Геогра­фия России» — «Природа и население», которая со­стоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России».

 

В 9 классе изучается вторая часть курса «Геогра­фия России» — «Хозяйство и географические райо­ны», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

 Авторы -Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова,Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин, подред. А. И. Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geografiya_rossii._otechestvovedenie_8-8_klass.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова,

Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев,

В. И. Сиротин, под ред. А. И. Алексеева

«География России. Отечествоведение»

8-9 классы

(136 ч, 2 ч в неделю)

Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, дол жен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообраз ным.

Представление о целостности нашей страны выра батывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историче ском развитии.

Представление о разнообразии России формирует ся как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосфе ры, так и через усвоение образов мест разного мас штаба (крупных районов, городов, отдельных замеча тельных мест России).

Учащиеся должны осознать, прочувствовать край нюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через раз нообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разно образие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей стра ны формируется у учащихся путем привязки содер жания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, ка залось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ори ентации в российском пространстве, к умению адап тироваться к окружающей среде (не только природ ной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный че ловек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс по казывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходи мости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как на селение России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его со держания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позво ляет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения террито рии России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по сле дующим линиям:

• очеловечивание раздела о природе России: напри мер, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутству ют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;

  1. увеличение объема и глубины раздела «Населе ние», куда включены новые темы: о территориаль ной подвижности населения, о внешних миграци ях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;
  2. формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных ху дожественных промыслах), об отражении специ фики регионов в литературе, искусстве и т. д.;
  3. насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным услови ям природной среды и как меняли их, как меня лось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показы вается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поко лений наших предков, но в то же время как исход ное положение для дальнейшего развития, ход ко торого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 ч в неделю.

В 8 классе изучается первая часть курса «Геогра фия России» — «Природа и население», которая со стоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рас сматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяй ства, как среда жизнедеятельности населения, усло вие его физического и нравственного здоровья. Содер жание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

  1. показать интегрирующую роль населения в систе ме «природа — люди — хозяйство»;
  2. сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории на шей страны;
  3. подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его исторически ми судьбами и культурными традициями.

В 9 классе изучается вторая часть курса «Геогра фия России» — «Хозяйство и географические райо ны», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых под ходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» пока зывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характерис тике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими стра нами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших измене ний в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Евро пейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  1. формирование образов отдельных территорий, рас крытие их специфических черт за счет комплекс ной (физико-, экономико-, социально- и культур но-географической) характеристики;
  2. углубление и расширение знаний об отраслях хо зяйства в каждом районе. Дается более полная ха рактеристика отраслей специализации данной тер ритории. Это позволяет широко проводить анало гии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в ми ре» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспек тивные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный матери ал на более высоком мировоззренческом уровне и под готовить учащихся к восприятию нового курса 10 клас са «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География Рос сии».

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания гео графии, раскрытия методов географического позна ния (картографического, исторического, сравнитель ного, статистического и др.), широкого использова ния источников географической информации (карто графических, графических, статистических, тексто вых и др.).

Программа является примерной и может быть из менена учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов и т. д.

8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ(2 ч)

Изучение географии как один из способов позна ния окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодей ствуют с окружающей средой и изменяют ее.

Уникальность географических объектов.

Разнообразие территории России.

География и краеведение.

Географический взгляд на мир.

Раздел I. Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Прони цаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присо единение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Ново Россия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. За вершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. За дачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие те оретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразова ния территории («Каменная степь» и др.). Современ ные задачи географии России. Источники географи ческой информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Практические работы.:

1. Обозначение на контурной кар те пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

 2. Определение разницы во времени отдельных территорий.

3. Оценка особенностей географического положения России.

Раздел II. Природа и человек (38 ч)

Тема 1

РЕЛЬЕФ И НЕДРА

Строение земной коры на территории России. Зна чение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основ ные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы,  зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влия ние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Зем ли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покров ных ледников. Моренный и водно-ледниковый рель еф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйствен ной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по за пасам и добыче полезных ископаемых. Минераль но-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторож дения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных райо нов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружаю щую среду. Рекультивация земель.

Тема 2

КЛИМАТ

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнеч ная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Ат мосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распре деление тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и раз нообразие условий жизни людей. Умеренно конти нентальный, континентальный, резко континенталь ный, муссонный, арктический, субарктический, суб тропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйствен ных культур к климатическим условиям. Агроклима тические ресурсы своей местности. Степень благопри ятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Тема 3

БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселе нии и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и стро ение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость тече ния, водоносность рек (расход, годовой сток), режи мы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, поло водья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхож дение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Много летняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощ ность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распростра нение современного оледенения по территории стра ны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окру жающую среду. Реки — транспортные артерии стра ны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование ми неральных и термальных вод. Проблемы рациональ ного использования водных ресурсов.

Тема 4

ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ

Значение почвы для становления человеческого об щества. Присваивающий и производящий типы веде ния хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы поч вообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почво ведения. Строение почвы, понятие о почвенных гори зонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распро странение по территории России и хозяйственное ис пользование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восста новление и поддержание плодородия почв. Агротех нические мероприятия, механические приемы обра ботки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основ ные системы земледелия. Мелиорация почв. Измене ния почв под воздействием хозяйственной деятель ности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эро зией и загрязнением почв.

Тема 5

В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплек сов России. Природное (физико-географическое) рай онирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплек сов: целостность, устойчивость, ритмичность разви тия и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компонен ты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяй ственные, лесохозяйственные и промышленные ланд шафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Тема 6
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности че ловека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арк тика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое рав новесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и мину сы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности та ежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобра зование тайги человеком. Очаговое освоение и заселе ние. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низин ные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль бо лот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Вос точно-Европейской равнины. Муссонные леса Даль него Востока. Выборочное освоение и расселение. Сов ременные проблемы освоения этой природно-хозяйст-венной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ланд шафтов — история приобретений и потерь. Характер ные лесостепные и степные природные комплексы. Гос подство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтро пики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйствен ная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в прояв лении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности приро ды гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших вре мен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в го рах. Расселение населения. Опасные природные явле ния.

Тема 7

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ре сурсов. Природопользование. Негативные последст вия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природ ных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельно сти. Роль охраняемых природных территорий. Запо ведники и национальные парки, заказники и памят ники природы.

Практические работы. 

1. Обозначение на контурной кар те главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

2. Установление взаимосвязей тектониче ских структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информа ции на примере своего края.

3. I вариант. Характеристикарельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

II вари ант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).

4. Ха рактеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

5. Оценка влияния клима тических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

7. Характеристика реки с точки зрения возможностей хо зяйственного использования.

8. Сравнительная оценка обес печенности водными ресурсами отдельных территорий Рос сии.

9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

10. Выявление взаимосвязей между природ ными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

11. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

12. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Со ставление описания природных особенностей одного из ви дов охраняемых территорий.

13. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природ ных условий на расселение населения в разных природных зонах.

Примечание: практические работы № 3, 4, 8, 9, 11 можно проводить на основе анализа территории своего проживания (области, края, республики).

Раздел III. Население России (16 ч)

Тема 1

СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?

Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голо да, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представле ния географической информации.

Тема 2

КТО  МЫ?

Соотношение мужчин и женщин в населении. При чины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходи мость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее ана лиз. Регионы России с наибольшей и наименьшей до лей детей и подростков, лиц старшего возраста. Фак торы старения населения и факторы сохранения вы сокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической инфор мации. Их виды.

Тема 3

КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?

Виды миграций населения. Роль миграций в ста новлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточ ные, недельные, годовые циклы передвижений насе ления. Факторы повышения территориальной под вижности. Воздействие массовых передвижений насе ления на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической инфор мации.

Тема 4

ЧЕЛОВЕК И ТРУД

Экономическая оценка жизни человека, экономи ческая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработи цы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 5

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосозна ние.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь гео графии народов и административно-территориально го деления России. История России — история вза имодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава на селения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 6

ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость терри тории» и факторы, ее определяющие. Влияние плот ности населения на хозяйство, жизнь людей, на при родную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. От личие города от села. Понятие урбанизации, ее пока затели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности форми рования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населе ния. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на ха рактер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положе ния в системе расселения. В каком населенном пунк те лучше жить?

Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая со ставная часть и условие дальнейшего развития и про цветания России.

Практические работы. 

1. Характеристика полового и воз растного состава населения на основе разных источников информации.

2. Изучение по картам изменения направле ния миграционных потоков во времени и в пространстве.

3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-террито риального деления России.

4. Выделение на контурной кар те главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

6. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Резервное время — 6 ч.

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

                                                                                                                                                                                                                                                                Раздел I Хозяйство России (20 ч)

Тема 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяй ства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности ин дустриального пути развития России.

Географическое районирование. Его виды (по одно родности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы Рос сии. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2

ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Агропромышленный комплекс. Состав, структу ра, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лес ного комплекса России. Основные отрасли и законо мерности их размещения. Представление о лесопро мышленном комплексе. Проблемы лесного комп лекса.

Топливно-энергетический   комплекс   (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значе ние ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Ос новные районы добычи, транспортировки и перера ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатываю щие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Райо ны добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энер госистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Геогра фия электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хо зяйстве. Черная и цветная металлургия, их структу ра. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с други ми городами — поставщиками деталей, потребителя ми продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хо зяйстве страны.

Химическая промышленность. Уникальность от расли. Структура химической промышленности. Про изводство минеральных удобрений. Химия полиме ров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономиче ским особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение ин формации для современного общества. Влияние теле коммуникаций на территориальную организацию об щества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные райо ны.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию райо нов. Изменение специализации географических райо нов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство Рос сии».

Практические работы. 

1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до бычи, транспортировка, переработка и использование топ ливных ресурсов).

2. Объяснение влияния различных фак торов на размещение металлургического производства.

3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на при мере машиностроения или лесного комплекса.

4. Составле ние схемы межотраслевых связей химической промышлен ности.

5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

6. Сравнение транспортной обеспе ченности отдельных районов России (на основе карт).

7. Объяснение возникновения экологических проблем, свя занных с промышленным производством, сельским хозяй ством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказав ших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

8. Выделение на контурной карте глав ных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой рассе ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

Раздел II. Районы России (44 ч)

Тема 1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рель еф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преоб разование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Истори ческое ядро Русского государства. Географическое по ложение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль геогра фического фактора в его формировании. Развитие хо зяйства района. Отрасли специализации, их измене ние в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр нау ки и высшего образования, политический и финансо вый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально - Ч ернозёмный район. Эта пы освоения территории и развития хозяйства. При родные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борь ба с ней. Агропромышленный комплекс района. Раз витие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго - Вятский район, его внутренняя не однородность. Народы, их историко-культурные осо бенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положе ние района как «окна в Европу», его значение в раз ные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладож ское озеро, их использование и экологические пробле м. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.                                                                                                                                                                          Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных эта пах развития. Новые хозяйственные задачи. Пробле ма наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирова ния. Население и хозяйство. Анклавное географи ческое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее раз вития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: при родные особенности, пути хозяйственного использо вания, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Измене ние роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. При родное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конф ликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Вол гоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русски ми. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разно образие района. Район с наилучшими в России усло виями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промыш ленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйствен ное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяй ственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных ус ловий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, измене ние его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Тема 2

АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшаф ты и условия ведения хозяйства.    >

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная пояс ность.

Арктические моря. Русские географические от крытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особеннос ти «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяй стве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Глав ная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сель ское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектони ка и полезные ископаемые, их выборочная разработ ка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнер гетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Гра ницы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Япон ское. Особенности природы и хозяйственное исполь зование.

Население района. История заселения. Националь ный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транс портные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравне ние западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы. 

1. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

2. Составление гео графического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

3. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географиче-скому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

4. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, разви тию АПК и рекреационного хозяйства.

Тема 3

РОССИЯ В МИРЕ

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные историче ские периоды. Современная внешняя торговля Рос сии.

Место России в мировой политике в различные ис торические периоды. Россия и сопредельные страны.

Резервное время — 4 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.примерной программы для основного общего образования по географии (базовый...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2009 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:·                   стандарта основного общего образования по...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...

Рабочая программа по географии «География материков и океанов» 7 класс. (2 учебных час в неделю).

Рабочая программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы. С целью реализации принципа компетентного подхода к обучению географии.Число часов на изучение тем дано из расчета 2 ча...

рабочая программа География Россия 9 класс

рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"...

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...

Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс

Рабочая программа "География. Россия: природа, население, хозяйство" 8 класс расчитана на 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Практических работ - 10.Рабочая программа составлена на основе...