рабочая программа География Россия 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Петрова Ирина Викторовна

рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_9_klassword.docx75.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(9-11 классы)

9 класс География. Население и хозяйство России»

10-11 класс География. Современный мир

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897
  • Программы  А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. «География. 6-9, 10-11 класс»М.: «Просвещение»,2009
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Учебный план ОУ

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать  географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий  проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей  практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.

Роль учебного курса в программе школы.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

  • В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
  • Целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • Комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
  • Социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
  • Школьный курс географии призван так же способствовать предпрофильной  ориентации учащихся.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Определение по картам географического положения Иркутской области области.
  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Иркутской области.
  9. Оценить экологическую ситуацию в Иркутской области и предложить пути решения экологических проблем.
  10. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).

Планируемые результаты

        Программа  содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных, метапредметных и предметных  результатов:

Личностные результаты

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Учащийся 9 класса должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа,  края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего воз- раста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты.

Учащийся 5- 9 класса должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • составлять описания объектов;
  • составлять простой и сложный план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выявлятьпричинно -  следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • давать характеристику географических объектов;
  • классифицировать информацию;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
  • создавать презентационные материалы.
  • Учащийся 8- 9 класса должен уметь:
  • планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • выявлятьпричинно - следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;
  • составлять качественное и количественное описание объекта;
  • классифицировать информацию;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;
  • создавать презентации;
  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию;
  • определять проблему и способы ее решения;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • использовать информационно - коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно - коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования, исходя изучебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
  • составлять рецензии, аннотации;
  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты:

Учащийся 9 класса должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций»,
  • «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера ус

луг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;

  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;
  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
  • называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов; объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;
  • объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;
  • объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;
  • объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;
  • называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;
  • объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;
  • приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;
  • объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;
  • приводить примеры современных видов связи;
  • сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;
  • объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда. Объяснять значение понятий: «экономико -  и политико - географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально - хозяйственные связи»,
  • «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;
  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;
  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;
  • отбирать необходимые источники информации для работы;
  • выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;
  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;
  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;
  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;
  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;
  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района;
  • объяснять хозяйственные различия внутри района;
  • определять показатель специализации по статистическим данным;
  • сопоставлять показатели специализации географических районов;
  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;
  • называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;
  • объяснять природные и социально - экономические особенности географических районов европейской части России;
  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;
  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;
  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;
  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;
  • объяснять роль России в мировой экономике и политике,приводить примеры;
  • оценивать современное состояние и перспективы социально - экономического развития России.

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу  и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематическое план

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

  1. Введение

1

1

  1. Регионы России

10

1

  1. Европейская Россия
  • Центральная Россия
  • Северо-Запад России
  • Европейский Север
  • Северный Кавказ
  • Поволжье
  • Урал

33

10

5

4

4

4

5

1

2

1

1

1

1

  1. Азиатская Россия
  • Сибирь
  • Дальний Восток

16

7

4

1

1

  1.  Россия в мире  

5

1

Резерв

2

«География России. 9 класс»

Содержание учебного курса

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Практикум.1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

Европейская Россия (32 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 3). Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Практикум.Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края.

Практикум.1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

Тема 5. Поволжье (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья.

Тема 6. Урал (5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона.

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута.

Практикум.1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность.   Вулканизм.   Полезные   ископаемые.   Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 10). Пишем реферат.

Практикум.1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

видыконтроля

эксперимент (практические, лабораторные работы, демонстрационные опыты)

домашнее задание

Фактические сроки проведения

Введение

1

1

Что мы будем изучать?

Изучение нового материала

1

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

-

-

§1

Регионы России

10

2

Районирование России

1

Уметь анализировать картографические данные

Уметь находить в разных источниках и анализировать необходимую информацию

Уметь выделять, описывать  и объяснять влияние природных условий на жизнь  и здоровье человека.

Уметь выделять, описывать  и объяснять опосредованное влияние природных условий на жизнь  и здоровье человека.

Уметь находить в разных источниках информацию необходимую для оценки природных ресурсов страны.

Фронтальный опрос

Практическая работа с картой

§2

3

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос

Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ

§3

4

Великие равнины России – Восточно-европейская и Западно-сибирская.

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос

-

§4

5

Урал  и горы Южной Сибири

1

Фронтальный опрос, тест

Практическая работа с картой

§5

6

Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь

1

Фронтальный опрос

Составление логического опорного конспекта

§6

7

Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток

1

Фронтальный опрос

Работа с картой

§7

8

Экологическая ситуация в России,

1

Фронтальный опрос

Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати

§8

9

Экологическая безопасность России  

1

§9

10

Учимся с «Полярной звездой»

1

Оценивание  практической работы

§10

11

Итоговый урок «Регионы России»

1

Тест

Европейская Россия

49

12

Пространство Центральной России

1

-

Уметь выделять, описывать  и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирования культуры народов. Районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Фронтальный опрос

§11

13

Центральна Россия: освоение территории и население

1

Фронтальный опрос

§12

14

Центральный район

1

Фронтальный опрос

практикум

§13

15

Волго-Вятский район

1

Фронтальный опрос

практикум

§14

16

Центрально-Черноземный район.

Комбинированный урок

1

Индивидуальный опрос

-

§15

17

Учимся с «Полярной Звездой»

1

Индивидуальный опрос

Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации

§16

18

Москва и Подмосковье

1

Фронтальный опрос

-

§17

19

Учимся с «Полярной Звездой»

1

Фронтальный опрос

-

§18

20

Дискуссия «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

1

Вступление обучающихся

-

Подготовка к итоговому тестированию

21

Итоговый урок «Центральная Россия»

1

Тест

22

Пространство Северо-Запада

Изучение нового материала

1

Индивидуальный опрос

-

§19

23

Северо-Запад: «окно в Европу»

1

§20

24

Северо – Запад: хозяйство

1

Фронтальный опрос

Анализ карты

§21

25

Калининградская область Комбинированный урок

1

Беседа, фронтальный опрос

Работа с картой

26

Санкт-Петербург-вторая столица Росси.

Комбинированный урок

1

Индивидуальный опрос

Составление логического опорного конспекта

§22

27

Учимся с «Полярной звездой»

1

Индивидуальный опрос

Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

§23

28

Пространство Европейского Севера

1

Фронтальный опрос

Работа с картами, составление сравнительной характеристики двух металлургических районов

§24

29

Европейский Север: освоение территории и население

1

Тестирование

§25

30

Европейский Север: хозяйство и проблемы

1

Фронтальный опрос

Анализ карты

§26

31

Учимся с «Полярной Звездой»

1

тестирование

Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт

§27

32

Пространство Северного Кавказа

1

Фронтальный опрос

Анализ статистического материала

§28

33

Северный Кавказ: освоение территории и население.

Комбинированный урок

1

Составление логического опорного конспекта

Оценка природно-ресурсного потенциала Кавказа на основе тематических карт

§29

34

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

Изучение нового материала

1

Индивидуальный опрос, работа со схемой

-

§30

35

Учимся с «Полярной Звездой».

Практикум

1

Индивидуальный опрос, работа со схемой

Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства

§31

36

Пространство Поволжья

1

тестирование

-

§32

37

Поволжье: освоение территории и население.

Комбинированный урок

1

Беседа с элементами фронтального опроса

-

§33

38

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Комбинированный урок

1

Самостоятельная работа

-

§34

39

Учимся с «Полярной Звездой».

Практикум

1

Фронтальный опрос

Изучение и анализ проблем региона

§35

40

Пространство Урала

1

Тест

§36

41

Урал: освоение территории и хозяйство

1

Фронтальный опрос

§37

42

Урал: население и города.

Комбинированный урок

1

Составление схемы

Изучение и анализ проблем региона

§38

43

Учимся с «Полярной Звездой». Практикум

1

Работа с картами, фронтальный опрос

Оценка ресурсов региона

§39

44

Итоговый урок «Европейская Россия»

1

Работа с картами, фронтальный опрос

тест

45

Пространство Сибири

1

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их  обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Составление развернутого плана

§40

46

Сибирь: освоение территории и население

1

Фронтальный опрос

Составление характеристики  газового комплекса: уровень развития, основные центры добычи и переработки. Направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

§41

47

Сибирь: хозяйство

1

Самостоятельная работа

§42

48

Западная Сибирь

1

Работа с картами, индивидуальный опрос

Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт)

§43

49

Восточная Сибирь

1

Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы

§44

50

Учимся с «Полярной звездой»

1

§45

51

Итоговый урок «Сибирь»

1

Тест

-

-

52

Пространство Дальнего Востока

1

§46

53

Дальний Восток: освоение территории и население (1)

1

§47

54

Дальний Восток: освоение территории и население (2)

1

§48

55

Дальний Восток: хозяйство

1

§49

56

Учимся с «Полярной Звездой»

1

Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века

§50

57

Соседи России

1

§51

58

Сфера влияния России

1

§52

59

Учимся с «Полярной Звездой»

1

§53

60

Итоговое тестирование «География России»

1

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

Оценка выступлений учащихся

-

Опережающее задание

Повторение

5

Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Уметь решать практические задания по  определению качества окружающей среды местности, ее использованию, сохранению, улучшению.

61

Географическое положение территории.

1

Сообщения

Опережающее задание

62

История образования

1

Сообщения

Составление блок - схемы

63

Население т и трудовые ресурсы территории.

1

Фронтальный опрос

Составление картосхемы

Опережающее задание

64

Хозяйство

1

Сообщения

Подготовка к итоговому уроку, повторение и обобщение

65

Итоговый урок по теме «Экономическая география России»

1

-

Итоговая беседа

-

-

--

66-68

Резерв

2

Критерии оценки учащихся

1) знать/понимать:
понятия «район» и «районирование»;
особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада
Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего
Востока;
этапы освоения территорий районов, хозяйственные культурные особенности крупных городов;
особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2) уметь:
определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;
давать сравнительную характеристику районов по плану; читать топографические планы и туристические карты
разных городов и туристических маршрутов;
работать с материалами периодической печати; определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
3) оценивать:
изменения в развитии районов России;
уникальность и общечеловеческую ценность объектов
Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Учебно - методическое  обеспечение.

  1. Программы общеобразовательных учреждений 6-9 классы, 10- 11 классы. / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, - М.: Просвещение, 2009.
  2. Учебники, по которым работают учащиеся: География. Россия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/ под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2011
  3. Николина В.В. География. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2010
  4. Николина В.В. География. Мой тренажёр. – М.: Просвещение, 2008
  5. Воробцова Т.Н. Поурочные планы. 9 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000
  6. Николина В.В., Алексеев А.И. Метод. пособие по географии населения и хозяйства России. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997
  7. Ким Э.В. География России. 9 кл.: Хозяйство и географические районы. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2003
  8. География. 9 выпускной класс. Учебное пособие. – М.: АСТ- Пресс школа, 2003.
  9. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие.- СПб.: Паритет, 2001
  10. Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки- задания. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2002
  11. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 -11 кл.) – М.: АРКТИ, 2000
  12. Барабанов В.В. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России: 9 класс.- М.: ТЦ « Сфера», 2000
  13. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты.- М.: Дрофа, 1998  
  14. Ром В.Я., Дронов В.П. География России: Население и хозяйство. 9 кл. – М.:Дрофа, 1995    
  15. Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности. 6-9 кл. – М.: Дрофа, 1997
  16. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. – М.: АРКТИ, 2000
  17. Настольная книга учителя географии/ Авт. – сост. Н.Н. Петрова, В. И. Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2004
  18. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. – М.: Дрофа, 2000
  19. Ким Э.В. География России. 9 класс: хозяйство и географические районы: Рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2003
  20. Сиротин В. И. Задания и упражнения для работы с контурными картами. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002
  21. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / авт. – сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2006
  22. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006
  23. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России: население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2007
  24. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс

Рабочая программа "География. Россия: природа, население, хозяйство" 8 класс расчитана на 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Практических работ - 10.Рабочая программа составлена на основе...

Рабочая программа "География России"

Рабочая программа курса "География России" для линии учебников под редакцией А.И. Алексеева...

Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство». 9 класс. Линия "Сфера"

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой, Г. Я. Лисенковой, В. И. Сиротина по курсу «География России» для обра...

Рабочая программа «География России» для 9 класса

Пояснительная  записка            Рабочая программа по курсу «География России» для 9 класса составлена на основе  федераль...

Рабочая программа "География России " 9 класс.:

Рабочая программа "География  России. Природа. Хозяйство. " 9 класс.: учебник/ В. П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром; под ред.В.П. Дронова...