Открытый урок "Водные ресурсы. Обобщающее повторение"
статья по географии (9 класс) по теме

урок обобщающего повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_vodnye_resursy..docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Моу  Выровская средняя общеобразовательная  школа

План – конспект                                                                       открытого урока по теме                          «Водные ресурсы.                                 Обобщающее повторение»

         

                         Учитель: Фролова Галина Ильинична      

        учитель географии  

                                                                      1квалификационной категории

Урок№21

Тема: Водные ресурсы. Обобщающее повторение.

Цель урока: создать условия для активного повторения и обобщения знаний о внутренних водах  и водных ресурсах; прочного закрепления и систематизации усвоенного материала по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»;  диагностика ЗУН учащихся;                                                                                                                                                                                                                 Задачи урока:                                                                                                                                            1. Образовательные: создание условий для формирования самостоятельной деятельности учащихся при определении                                                                              хозяйственного значения внутренних вод. Применять в работе ранее полученные знания, совершенствовать навыки работы с тематическими картами; продолжать формировать навыки и умения оценивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов России, составлять прогноз их использования, решать проблемные задачи, делать выводы.                                                                                                                                        2. Развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение); для закрепления навыков работы в группе, оформления единого ответа.                                      - 3. Воспитательные: повышать интерес к географии, побуждать к поиску новых дополнительных знаний, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, понимание необходимости рационального использования воды, формировать оценочное суждение.                                                                                    

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:                                                                                                                              физическая карта России, атласы, контурные карты, картины природы, зачетные карточки, плакаты, проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент:                                                                                        1)проверка готовности к уроку;                                                                                                                                                          2)проверка отсутствующих;                                                                                         3)постановка учебной задачи;                                                                                                                                           4) назначение консультантов, раздача зачетных карточек.

II. Обобщающее повторение:                                                                                                                

А)Тема сегодняшнего урока «Водные ресурсы. Обобщающее повторение» (запись на доске и в тетрадях  ).                                                                                          

Б)Цель нашего урока –  повторение, я постараюсь создать условия на нашем уроке для активного повторения и обобщения знаний о внутренних водах  и водных ресурсах; прочного закрепления и систематизации усвоенного материала по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».                                                                                                                        

В) Ребята, сегодня мы с вами определим хозяйственное значение внутренних вод, обобщим и закрепим знания по теме, получим итоговую оценку за знание этой темы.  В первой половине урока мы будем заниматься повторением темы и получим оценки за каждое задание в зачетную карточку (Раздать зачетные карточки). Мне помогут консультанты Маша и Катя, которые тоже будут ставить оценки. А итоговую оценку поставлю я сама. Вторую  половину урока посвятим новой теме  «Водные ресурсы» и выполнению практической работы.  

Г) Далее записываем: Цифровой диктант «Реки»                                                           и номер своего варианта (на доску проецируются  географические понятия, термины). Я читаю утверждения, вы ставите цифру, соответствующую данному понятию.                                                                                                                                 1вар. 1бассейн реки    0   2вар.                                                                                                                 2 водораздел                 9                                                                                                                            3 долина реки               8                                                                                                                    4 речная система          7                                                                                                                5 русло реки                  6                                                                                                                   6 устье реки                  5                                                                                                                            7 падение реки              4                                                                                                                     8 уклон реки                  3                                                                                                                       9 годовой сток               2                                                                                                                    0 межень                         1                                                                                                                                               Как называется: 1.Часть речной долины по которой текут воды реки?                                                  2. Понижение, протягивающееся от истока до устья, в котором находится русло реки. 3. Местность, с которой река собирает воды? 4. Граница между бассейнами рек? 5.Место впадения реки в другую реку, озеро или море. 6. Река со всеми своими притоками. 7. Превышение истока реки над устьем.                                  8. Отношение величины падения реки к ее длине. 9. Количество воды, протекающее в речном русле за год. 10. Наиболее низкий уровень воды в реке.                                                                                                                                      Критерии оценок: если допущены 1-2ошибки –«4», 3-4ошибки –«3», 5и более ошибок –«2» (на доске).                                                                                                     Проверка. Самооценка по данным критериям. Запись оценки  в зачетную книжку. (проверяем простым карандашом, прохожу по рядам , просматриваю записи, затем записываю на доске верные ответы).                                                                                                                Правильные ответы: 1вариант-531-264-78-90                                               2вариант-680-957-43-21 (поднимите руки кто поставил себе оценку «5», «4», «3»? Молодцы!)

Д)Следующий этап «Тезисный географический диктант».                                        Я читаю тезисы – вы пишете только номер вопроса и краткий ответ из 1 или 2 слов.

  1. Внутригодовое распределение стока (режим).                                                         2. Ежегодно повторяющийся высокий подъем уровня воды в реке (половодье).                                                                                                             3. Кратковременные подъемы уровня воды в реке (паводки).                        4. Искусственные водоемы на реках (водохранилища).                                5. Слой долго не оттаивающих горных пород (многолетняя мерзлота). Проведем взаимопроверку, поменяемся тетрадями с соседом и оценим его работу по тем ответам, которые я вам раздам (по шаблону на стол). Ставим оценку (по количеству правильно выполненных заданий) в зачетную книжку соседа, расписываемся.                                                                                                

Е) -А теперь нужно расшифровать контурную карту. Цифрами на карте обозначены водные объекты: реки, озера. Определите их названия и ответы запишите по порядку, чтобы удобнее было проверить.                               На проверку передадите консультантам: 1вариант – Маше, 2вар.- Кате.                                                                                 Пока консультанты ставят оценки (проверяют по шаблонам),                     поработаем с картой. К доске пойдет Алеша, все остальные приготовили свои вопросы и готовы показать объект, в случае, если он не сможет его найти.                                                                                                                          Оценки готовы. Итак, мы повторили материал по теме.                                  Итоговые оценки озвучим в конце урока.                                                              

Физкультминутку проведет Сергей.

     Ш.Изучение нового материала.                                                                                          

Эпиграф урока «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь». (Антуан- де -Сент Экзюпери) (плакат на доске)

Рассказ учителя о водных ресурсах.                                                                     Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут  быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве (для орошения) и в промышленности. Водные ресурсы – один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить: 1человек потребляет 300-400литров воды в сутки. Водные пути, каналы; энергия рек движет турбины; геотермальная ЭС; минеральные воды…                                                                                                                                                               Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре – систематизированном своде сведений о водных ресурсах страны. При оценке водных ресурсов очень важно учесть, как они распределены на территории страны, как они распределены по сезонам года.                                                                                                                                

- Для этого мы сейчас выполним практическую работу №8(ит.), чтобы рассмотреть и оценить обеспеченность водными ресурсами крупных регионов России и составить прогноз их использования.                                                                                       (План выполнения практической работы выдается).                                                      Работаем в парах, запишите свои фамилии.  Используем карты атласа.                                                                                                                                - Каковы ресурсы Дальнего Востока?                                                                              - Прикаспийской низменности?                                                                                                    - Cредней части  Западно – Сибирской низменности?                                                            Вывод: (неравномерное распределение водных ресурсов по территории).- Одна из основных мер сохранения водных ресурсов – экономия их потребления. Знаете ли вы что…(плакат).                                                                                - Серьезная проблема- загрязнение вод, истощение водных ресурсов в результате потребления в быту и народном хозяйстве.                                                    - Сообщение о Волге (показ по карте).                                                                                 - Сообщение об охране водных ресурсов.

-Итог урока. 

Объявление оценок, домашнего задания - п.14.                                                     Рефлексия.                                                                                                  

Приложение:

Зачетная карточка ученика 8класса.

Оценка

Роспись

Итоговая оценка

1.Цифровой диктант.

2.Тезисный диктант.

3.Расшифровка контурной карты.

Тезисный географический диктант (ответы)

1.Режим. 2.Половодье. 3. Паводки. 4.Водохранилища.5.Многолетняя мерзлота.

«Расшифруй контурную карту»

1вариант.

1.Енисей.    2. Обь.  3.Волга.  4.Лена.  5.Печора.  6.Байкал.    7.Ангара.  8.Амур.  9. Дон.  10. Ладожское озеро.                                                                              2вариант.                                                                                                                                        1.Онежское озеро.  2.Волга.  3.Дон.  4.Печора.  5.Обь.  6.Енисей.  7.Лена.  8.Байкал.  9.Амур.  10.Северная Двина.

Практическая работа №8(ит.)

Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования (по вариантам).                                                      1 вариант

Крупные регионы

Тип климата

Годовое количество осадков

Наличие водных ресурсов

Годовой сток

Прогноз использования

1.Прикаспийская низменность

2вариант -  Приморье.

3вариант - Западная Сибирь (средняя часть).

Вывод:

     

 Открытый урок по теме «Водные ресурсы. Обобщающее повторение» проводился в 8классе, который был представлен администрацией школы. Качество знаний  в классе по итогам 1четверти = 33%, способности большинства учащихся оцениваются как средние.

       Педагогические цели урока были взяты в связи с темой семинара директоров «Самоуправление школьников»: - показать возможности  самостоятельной деятельности  учащихся при проверке ЗУН. Для этого обобщение и контроль знаний проводились в виде зачета с зачетной карточкой, в которой учащиеся ставили оценки за разные этапы работы 1) сами себе, 2) соседу по парте, 3) оценивали работу консультанты. Учащиеся ставили оценку и роспись в зачетной карточке, итоговую оценку выводил учитель. Физкультминутку также проводил ученик – физорг класса.

      Урок по данной теме проводился своевременно, по тематическому плану. Итоги урока подводились по окончании каждого этапа урока (т.к. урок комбинированный) , в конце урока проведена рефлексия урока.                           Качество знаний на уроке 75%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обобщающего повторения "Климат и климатические ресурсы"

Урок "климат и климатические ресурсы" позволит повторить и обобщить полученные знания при изучении темы "Климат россии". Урок повторительно-обобщающего характера содержит значительный объем...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Технологическая карта "Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы России". Урок обобщающего повторения

Цель урокаПовторить и закрепить ЗУН по теме рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы РоссииОсновное содержание темыОсобенности рельефа России, геологическое строение, рельефообразующие фак...